РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) ЧЕРЕЗ ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ
Автор: Жанна АЛЕКСАНДРОВА | Рубрика: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА Пятница 6 апреля 2012Образование подрастающего поколения всегда видоизменялось.
Это связано с изменением требований общества к будущему образованному специалисту. Современному обществу необходима творческая, образованная, всесторонне развитая личность. В связи
с этим изменились и требования к процессу образования всех школьников.
настроение: эмоциональное
ключевые слова: театральные приемы, языковые игры, развитие иноязычной речи
город: Санкт-Петербург
Появилась необходимость пересмотреть формы и принципы обучения школьников. Основная форма обучения все же осталась прежней — урок банки взять кредит онлайн на карту.
Среднестатистический традиционный урок упорно опирается на трех китов:
- «Кит» первый: чрезмерная инициатива учителя, парализующая активность учащихся, его власть на уроке, которая дает основание охарактеризовать такой способ обучения как авторитарный;
- «Кит» второй: голос учителя как главный двигатель процесса обучения — основной рабочий инструмент. Соответственно учитель большую часть урока воздействует на слуховой канал учеников, в то время как почти половина учеников — кинестетики.
- «Кит» третий: вербальный способ общения с учениками является господствующим. Невербальное общение на уроках почти отсутствует.
Все три «кита» значительно противоречат природе ребенка и законам психологии взаимодействия и, соответственно, малопродуктивны. Постоянная доминанта учителя на уроке тормозит процесс творческого
и в особенности речевого развития учащегося и заставляет действовать шаблонно.
Следовательно, современный учитель должен изменить принципы и методы обучения, форму взаимодействия с учениками, что способствовало бы их разностороннему речевому и творческому развитию. Ученик должен быть не объектом, а субъектом процесса обучения.
Основой предлагаемой работы является практическая психология взаимоотношений в действии и взаимодействии учеников, педагогов
и всех участников педагогического процесса.
Cистема игровых упражнений тренирует у ребят и у самого учителя способность активно концентрировать слуховое и зрительное внимание, осязание, воображение и творческую фантазию.
Школьник по своей природе невербал и кинестетик, он живет эмоциями и движениями. Значит, и урок должен быть выстроен с опорой на это. Уроки-тренинги способствуют формированию речевой культуры учащихся и опираются на естественную природу ребенка.
ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА
При обучении младших школьников английскому языку (2–3 классы) мы проводили уроки-тренинги, опирающиеся на естественную природу ребенка, цель которых — формирование речевой культуры учащихся.
Предложенная нами система заданий базируется на трёх «нельзя»:
- Нельзя обучать выразительной речи сидя — это противоречит кинестетической природе ребенка.
- Нельзя позволять учащимся говорить тихо.
- Нельзя требовать скорости речи как устной, так и письменной.
Соблюдая эти правила, учитель помогает учащимся проникнуться каждым звуком, словом, предложением, используемым в речи. Постепенно учащиеся из роли наблюдателя за выразительной речью превращаются
в непосредственного участника речевого взаимодействия. В стремлении подражать учителю их речь становится эмоционально разнообразнее. Каждый ребенок через пластику, мимику, жесты четче передает образ героя, начинает играть, душевно «раскрываться», а значит, развиваться.
Каждое занятие начиналось с разминки — системы упражнений, направленных на разработку всех мышц артикуляционного аппарата: губ, языка, верхнего и нижнего неба, задней стенки гортани.
После разминки, длившейся около 3-5 мин, следует медленное проговаривание сложных слов, словосочетаний, предложений по изучаемой тематике. При этом четко и громко слышен каждый звук. Сначала проговаривает учитель, затем хором по команде учителя весь класс и только затем каждый ученик. Причем берется каждая единица отдельно на одном дыхании.
В течение двух четвертей занятие-тренинг ограничивалось только повторением за учителем. С третьей четверти добавилась техника чтения диалогов и сказок.
Вначале учитель демонстрирует технику чтения на английском языке. Со всеми учащимися анализируется степень выразительности по следующим параметрам:
- четкость речи;
- громкость речи;
- скорость речи;
- интонация голоса;
- способность передать образ героя произведения.
Далее читает ученик, его чтение анализируется по тем же критериям.
В анализе участвуют все учащиеся класса. Каждый, кто делает замечание, пытается прочитать этот же фрагмент с учетом его же замечаний.
Обязательным условием анализа является отражение сначала положительных моментов того, что получилось. Только потом пожелания по коррекции того или иного аспекта. Демонстрируя ребенку его достижения, мы повышаем его самооценку, укрепляем чувство уверенности в своих силах и тем самым снижаем чувство неловкости, стеснения перед выступлением.
В конце учебного года проводились инсценировки полюбившихся диалогов и сказок, в которых дети демонстрировали все умения, которые приобрели за год. Речь учащихся отличалась четкостью и громкостью.
На второй год применения тренинга началась работа над рассказами
и монологами, а методика работы над диалогами и сказками постепенно усложнялась. Теперь «на сцену» приглашалось 2-3 ученика или команды, которые читали разные диалоги или сказки одновременно. Задача
каждого — привлечь именно на себя внимание слушателей. Совместно со всеми учениками, включая читающих, проводился анализ техники чтения по тем же критериям. В результате таких занятий учащиеся начинают понимать влияние выразительности речи на интерес слушателя и использовать приобретенное знание в дальнейшем.
Предложенная нами система упражнений данного тренинга вызвала искренний интерес у учащихся, позволила многим почувствовать внутреннюю свободу, преодолеть чувство страха перед выходом к доске, что немаловажно для ученика в любом возрасте. Но что особенно важно, она способствовала развитию выразительности и грамотности речи учащихся, а значит, формированию их речевой культуры.
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
И ГРАМОТНОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ (2–3 классы)
ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ
В начале года без ошибок читало 19% учащихся, 58% делали 1-2 ошибки, в четвертой четверти без ошибок — 38%, 1-2 ошибки — 43%.
17% испытывали трудности с постановкой ударения в многосложных словах, к концу года — лишь 3%.
Количество учащихся, пропускающих слова и заменяющих звуки, практически не изменилось, что можно объяснить психологическими особенностями школьников. В связи с этим учитель должен постоянно на протяжении всего срока обучения детей в школе использовать приемы концентрации внимания, что необходимо в любом виде деятельности и во всех учебных предметах.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
В октябре 75% учащихся читали монотонно, в то время как в апреле — лишь 38%.
В начале года громко читали 50% учащихся, а в четвертой четверти — 75%.
Четко прочитали текст 25% учащихся в начале учебного года и — 35%
в конце.
В результате проведенной системы тренингов можно пронаблюдать динамику по следующим направлениям: учащиеся стали лучше вникать
в смысл текста, понимать прочитанное. Значительно улучшились показатели выразительности речи: дети стали читать громче и четче, практически все учащиеся перестали испытывать трудности в постановке ударения в словах, вдвое улучшился показатель безошибочного чтения.
Таким образом, прослеживается положительная динамика влияния данной системы тренингов на развитие речи учащихся.
[links&resources]
1. Кожара Е.В. Система педагогической режиссуры. СПб. — Издательство СПбГПУ, — 2004. 247с.