РОЛЬ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Автор: Ольга КАЗАКОВА | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Четверг 17 мая 2012Одним из главных направлений деятельности современной школы является личностно ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию учащегося.
настроение: деловое
ключевые слова: возможности и интересы школьников, личностно ориентированный подход, формирование активной самостоятельной личности, социокультурная компетенция, речевой и жизненный опыт
город: Череповец, Вологодская обл.
Переход к информационному обществу требует развития у учащихся коммуникативных способностей, способствующих вхождению в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Для этого выпускник школы должен обладать нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться современными информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться не создавать и преодолевать конфликты. Все это может быть достигнуто при личностно ориентированном подходе, когда учитываются потребности, возможности и склонности ученика, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта процесса обучения.
Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные задачи, содержание обучения, методы и приемы) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Личность здесь выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов.
В центре обучения, согласно личностно ориентированному подходу, находится сам ученик, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Учитель в контексте такого подхода определяет учебную цель урока и организует, направляет и корректирует учебный процесс исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений. Учащийся в конце урока должен быть в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, что он не мог сделать еще вчера. Это могут быть новые знания, умения, навыки, отношения, состояния и т.д. Организация такого обучения означает, что использование учебного материала, тех или иных приемов, способов, упражнений должно преломляться через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.
Личностно ориентированный подход также предполагает, что учитель максимально учитывает национальные, возрастные, статусные особенности учащихся. Адресованные ученику вопросы, задания, замечания в условиях личностно ориентированного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют его деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки или неудачные действия.
Исходя из вышеизложенного мы можем сформулировать основные положения личностно ориентированного подхода в процессе обучения:
- Любые практические цели подчиняются центральной задаче — формирования, развития, воспитания учащегося как активной, убежденной, самостоятельной личности, которая умеет эффективно сотрудничать и общаться. Главной педагогической задачей является ориентация обучения на личностное развитие ребенка.
- В педагогическом процессе активно взаимодействуют и сотрудничают два субъекта — ученик и учитель.
- Учитель организует деятельность в учебно-педагогических ситуациях, в которых реализуются социально-установленные и межличностные отношения, а также позитивные личностные новообразования (мотивационные, эмоционально-оценочные, интеллектуальные и др.).
Выделим основные принципы личностно ориентированного подхода по отношению к ученику:
- познавательно-коммуникативная активность;
- внутренняя мотивированность;
- личностная значимость предмета;
- комфортность обучения;
- самоконтролируемость процесса;
- отсутствие чувства непреодолимости.
По отношению к учителю выделяются следующие принципы:
- профильно-предметное и личное соответствие деятельности;
- гуманистичность;
- готовность к сотрудничеству;
- демократичность.
Интегративной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Это возможно только в том случае, если у школьника сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебная.
Личностно ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей, включающей социолингвистическую, предметно-тематическую, общекультурную и страноведческую компетенции. Это обеспечивает культуроведческую направленность обучения, приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры собственной страны, умение представить ее средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
В настоящее время большое внимание уделяется достижению функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное владение им, действительно обеспечивающее возможность речевого взаимодействия с носителями языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества.
Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности, то есть личностно ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает индивидуальные интересы школьников и их особенностей, создает предпосылки для большей результативности обучения.
Влияние личностно ориентированного подхода на содержание обучения иностранным языкам реализуется следующим образом:
- В интересах развития свободной активной личности акценты падают на деятельностный аспект, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации. «Знаниевая» составляющая должна быть интегрирована в деятельностную составляющую содержания обучения. Это предполагает практическую направленность знаний, их активное применение, как, например, в проектной деятельности.
- При отборе иноязычного содержания учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы (с учетом разных возрастных групп). Это проявляется при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудиовизуального материала.
- Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней — уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает их к большей самостоятельности и активности.
- Учителем используется проблемная подача материала, (а не сообщение готовых знаний), он побуждает учеников к размышлениям, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям. Это проявляется в представлении проблемных тем, грамматики, а также в развитии рефлексии, которая способствует развитию личности, ее самосознания, самооценки.
- При отборе содержания важны материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям. Побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.
Вот некоторые способы организации учебной деятельности на уроке иностранного языка при личностно ориентированном подходе:
- Вопросно-ответное упражнение после прослушивания или прочтения рассказа. Школьники получают список вопросов и задание выбрать те из них, которые им наиболее интересны и посильны. Этот прием позволяет увеличить число участвующих в работе и скорость выполнения задания. Вариантом такого задания может быть следующее: учащимся предлагается составить свою серию вопросов к тексту.
- Временные пары. Известно, что изменение состава пар и групп обогащает речевой опыт и улучшает психологический климат в классе. Техника временных пар предполагает короткий речевой обмен (опрос мнений, выявление аналогичных ответов на вопрос и др.) и дает возможность активизировать всех учащихся класса.
- Пишем пять минут. Учитель объявляет тему ( «Настоящий друг», «Мой любимый урок» и т.п.) и дает учащимся пять минут для написания по теме одного-двух абзацев. Затем школьники могут зачитать свои работы вслух или использовать их для дискуссии.
- Вспомни и поделись с другими. Учащимся предлагается небольшой текст в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что они запомнили. Затем школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои записи. В завершение можно предложить классу обменяться результатами работы.
Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п.
Весь предлагаемый на уроке комплекс упражнений и заданий должен позволить каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, продемонстрировать свой речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение. Использование личностно ориентированного подхода означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему.
[links&resources]
<1. Ариян М.А. Личностно ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностранные языки в школе. — 2007, № 1.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001, № 4.
3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск, 2004.