ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Автор: Светлана МАЙОРОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 20 июня 2012
На сегодняшний день не все общеобразовательные школы готовы качественно обучить одаренного ребенка, не навредив, а напротив, всесторонне развивая, учитывая все особенности такого таланта.
настроение: бережное
ключевые слова: личностно ориентированный подход, одаренные дети,
эвристическая система на уроках
английского языка
город: Оренбург
И безусловно, перед педагогами встает настоящая проблема, заключающаяся, во-первых, в выявлении склонности ребенка к нестандартному мышлению, и во-вторых, в необходимости выработки индивидуальной траектории его развития. Безусловно, кроме хорошей предметной подготовки, педагоги должны научить ребенка психологическому самоконтролю, а также умению задействовать весь ресурс знаний и умений.
Отметим, что одаренный ребенок — это личность, склонная к нестандартным решениям, порой имеющая тенденцию к неуравновешенности. Работа с такими детьми требует атмосферы взаимоуважения, установления учительского авторитета, поскольку они часто склонны к провокациям, критике (особенно если чувствуют себя компетентнее), и в то же время бережного отношения к самолюбию учащегося. Именно поэтому возникает необходимость использования в практике обучения личностно ориентированного подхода. Все плюсы данного подхода уже давно отмечены, но тем не менее подчеркнем, что учебный процесс станет более разнообразным, комфортным, благодаря чему раскроются подлинные познавательные возможности и проявится творческий потенциал каждого ученика. Применяя личностно ориентированное обучение можно создать психолого-педагогическое пространство, которое позволит повысить успешность обучения одаренного ребенка. Подобная учебная среда обеспечит на уроке такую обстановку, когда ученику сложно будет получить неудовлетворительную оценку и остаться разочарованным. Целью таких уроков является развитие индивидуальности ребенка в ходе образовательного процесса.
Основными принципами личностно ориентированного подхода, по определению доктора педагогических наук проф. И.С. Якиманской, являются:
- использование субъективного опыта ребенка;
- предоставление ему свободы выбора при выполнении задания;
- накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как важного средства реализации творческого потенциала;
- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта ученика и учителя на основе сотрудничества, мотивация достижения успеха через анализ результата учебного труда и самого учебного процесса.
В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно ориентированных уроков, особого внимания заслуживает эвристическая методика обучения.
В связи с тем, что одаренный ребенок, безусловно, обладает такими качествами, как изобретательность, креативность, самостоятельность, развитие эвристического мышления для успешной творческой самореализации учащихся особенно актуально. Отметим, что эвристическое обучение основано на поиске информации и создании новых образовательных продуктов.
Приведем некоторые примерные задания эвристической системы на уроке английского языка.
Работа предполагается с текстом, в зависимости от уровня подготовленности ребенка, при этом каждый ученик получает собственный экземпляр текста. На чтение текста выделяется пять минут, затем предоставляется список заданий индивидуально.
Задания № 1:
- определить тему и проблему текста;
- найти абзац, в котором описывается …;
- составить вопросы по тексту …;
- пересказать подробно часть текста;
- пересказать текст в косвенной речи;
- составить реферирование всего текста, опустив детали.
Эвристические методы: метод символического видения, метод сравнения, метод эвристических вопросов, метод реферирования.
Задания № 2:
Дать дефиницию незнакомым словам из текста и составить с ними диалоги; привести ассоциации.
Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод ассоциативного видения.
Задания № 3:
Прочитать текст и ответить на поставленные вопросы.
Эвристические методы: метод конструирования понятий.
Задания № 4:
Поделиться собственным опытом по теме, выразить свою точку зрения, приводя примеры. Работа в группах, парах.
Эвристические методы: метод сравнения, метод мозгового штурма.
Задания № 5:
Придумать историю в стиле фэнтези; продолжить рассказ по данному началу; записать свои впечатления; выразить мнение от первого, второго или третьего лица.
Эвристические методы: метод образной картины, метод придумывания.
Таким образом, эвристическая система обучения направлена на развитие ассоциативного, критического или творческого мышления, при котором формируются внутренняя потребность
к преодолению познавательных трудностей
и рефлексии.
Такая система позволяет учитывать склонности, особенности темперамента, свойств мышления и памяти одаренных детей. Кроме того, на занятиях создается ситуация успеха, которой содействует ситуация выбора. Учитель лишь предлагает то или иное задание, а учащиеся обдумывают форму работы, решая, как работать над ним — индивидуально или в микрогруппе. Данная обучающая среда способствует формированию субъектности и развитию творческих способностей учащихся, содействует не только выявлению одаренности у школьников, но и помогает поддерживать ее в рамках креативного подхода.
[links&resources]
1. Наседкина С.В. Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения иностранным языкам в лингвистических гимназиях: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Наседкина — М., 2004.
2. Маглели А.П. Эвристические методы обучения иностранному языку как условие творческой реализации учащихся. — English. 2011, № 7.