УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО
Автор: Тамара ПОПОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 25 июля 2012Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.
Северо-Восточный административный округ — один из округов Москвы, где сложилась стабильная система обучения французскому языку в школе. В восьми средних школах округа французский изучается как первый иностранный язык, в 46 — как второй. В этих школах работают 105 учителей французского языка. Высокую результативность работы по организации обучению французскому языку обеспечивает методическая служба округа.
настроение: обстоятельное
ключевые слова: методическое сопровождение, фестиваль, викторина, конкурс проектов, французский театр, семинар-практикум, УМК «Rencontres»
город: Москва
Мне повезло, я работаю в тесном содружестве методистов лаборатории филологического цикла Северо-Восточного учебно-методического округа. Это творческие, креативные люди, и все наши мероприятия проводятся чаще всего совместно. Наш округ славится добрыми традициями в области преподавания иностранных языков. Уровень развития языковых и творческих способностей учащихся высокий, и мы, учителя и методисты, с удовольствием участвуем в различных конкурсах и фестивалях, проводимых на базе учебных заведений нашего округа.
Уже пятый год в нашем округе проходит ежегодный фестиваль «Мир без границ». Он состоит из трёх этапов (школьный тур — в январе, муниципальный — в феврале и окружной — в марте). Школы создают исследовательские, творческие проекты о различных странах и городах, достопримечательностях нашей страны.
Подготовка начинается заранее: выбирается тема выступления, набирается команда из 10 или менее учащихся (можно разных возрастов), сочиняется сценарий, готовятся костюмы и декорации, разучиваются танцы и песни на иностранном языке. Когда смотришь выступления учащихся, кажется, что ты попал в сказочную страну. Ребята представляют мини-спектакль (не более 10 минут), в котором рассказывают о традициях, обычаях, нравах и культуре того или иного государства, региона или города. В этом фестивале учащиеся могут реализовать не только языковые, но и творческие способности, расширить кругозор и получить массу положительных эмоций. Какие только города и веси России не были представлены в проектах учащихся нашего округа: «Карелия», «Золотое кольцо», «Русский север», «Сибирь», «Вниз по Волге» и так далее, а уж иностранные государства точно получили большую долю внимания и уважения: Англия, Германия, Франция, Испания, Китай, Япония, Болгария, Швеция, Аргентина и многие другие.
Учителю французского языка Марии Козловой в этом году представилась возможность работать в составе жюри на конкурсе проектов на иностранных языках в НОУ «Город Солнца». Она отмечает: «Этот конкурс проводится в школе уже несколько лет и помогает учащимся реализовывать свои творческие возможности. В этом году были представлены проекты о России. Во время защиты все работы были представлены в электронном виде (презентация на интерактивной доске). Ответы авторов проектов на вопросы жюри показали высокий уровень коммуникативного развития школьников в области иностранных языков. Каждый участник конкурса получил подарок и грамоту, а победители получили возможность принять участие в образовательной программе в странах изучаемого языка».
Много заметных событий происходит у нас в округе для расширения знаний учащихся о культуре, истории, традициях и обычаях современной Франции. Одно из них — интеллектуальная игра «Знаете ли вы Францию?», которая проводилась в рамках Года Франции в России в гимназии № 1506.
Игра состояла из нескольких конкурсов:
1. Конкурс презентаций по одному из следующих направлений:
— Париж — столица Франции.
— География Франции.
— Регионы Франции.
— Роль Франции в Европе и мире.
— Экономика страны.
— Культура Франции.
— Современная жизнь французов.
— Гастрономическая Франция.
2. Викторина «Знаете ли вы Францию?».
3. Конкурс французской песни.
Игра стала настоящим праздником французского языка, который не только расширил знания учащихся о Франции, но и позволил различными средствами выразить любовь школьников к француз-скому языку.
КОНКУРСЫ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ежегодное проведение в школах недели иностранного языка также способствует «погружению» учащихся в атмосферу французского языка, повышая уровень их языковой компетентности и развивая интерес ребят к предмету. Они выступают с презентациями собственных проектов, участвуют в подготовке театральных постановок, концертных номеров. Эту работу высоко оценила Атташе по культуре и сотрудничеству со средними школами Посольства Франции Одрэ Делатр, которая посетила гимназию в марте прошлого года.
Для поддержки французского языка в нашем округе и городе и просто из любви к этому красивому языку вот уже несколько лет в гимназии № 1506 проходит необычный конкурс «Литературный переводчик», собирающий любителей французского языка всего нашего округа. Небольшое количество часов в неделю для изучения французского языка часто не даёт возможности изучать на уроках литературные произведения французских авторов. Но, готовясь к конкурсу, наши ученики открывают книги французских авторов, знакомятся с лучшими произведениями В. Гюго, А. Дюма, Ж. Верна и современных писателей. В процессе изучения они сравнивают произведение в оригинале с его литературным переводом, а также совершенствуют на уроках литературы свой собственный стиль письма. И этот учебный год не стал исключением. 23 декабря, накануне чудесного праздника Рождества во Франции, 108 учащихся 5–11 классов различных школ округа собрались в гимназии № 1506 для состязания в литературном переводе на русский язык отрывка из произведения французского автора.
Ежегодно в гимназии № 1573 проходит конкурс «Читающая Москва» на русском, английском, немецком и французском языках. Секция «Французский язык» разработала задания по книге Гектора Мало «Без семьи» и сделала их очень разносторонними. Учащиеся, работая в командах по 4 человека от школы, выполнили задания по четырём видам речевой деятельности: аудированию (слушали песню, написанную к кинофильму по этой книге), письму (дополняли пропущенные в этой песне слова), чтению (читали открытку и определяли её автора, адресата, место нахождения автора открытки), говорению (рассматривая иллюстрацию к произведению, отвечали, кто эти персонажи, к какому эпизоду относится эта картинка, разыгрывали диалог между этими персонажами).
В гимназии № 1506 уже более пяти лет активно работает творческий коллектив «Мозаик» в рамках «Дидактического театра», организация которого является одним из условий повышения мотивации обучения французскому языку в гимназии, а также позволяет вовлечь в работу учащихся разного уровня подготовки, дать каждому посильное и интересное именно для него задание. Этот французский театр призван комплексно решать практические, общеобразовательные и воспитательные задачи. Творческая группа учащихся разного возраста с огромным удовольствием участвует в конкурсах: традиционных праздниках сценического искусства «Юные таланты Московии», фестивале песни на иностранном языке «Весь мир поёт», проводимых в Северо-Восточном округе (школа № 1415). Целью подготовки и проведения этих мероприятий является осуществление лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку во внеурочной деятельности и повышение социокультурной компетенции учащихся. Такой подход обеспечивает освоение иностранного языка в тесной связи с культурой страны изучаемого языка, развивает интерес к литературе, музыкально-поэтическому фольклору как особой области творчества. Работа со сценическим материалом помогает найти одарённых ребят, имеющих способности как к театральному искусству, так и к изучению иностранного языка. В копилке достижений коллектива «Мозаик» есть дипломы победителя в Северо-Восточном учебном округе, а также благодарности и дипломы лауреата от Правительства Москвы и Департамента образования города Москвы.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Последовательное профессиональное развитие учителей французского языка округа обеспечивается системой семинаров, в частности по изучению и реализации ФГОС нового поколения. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя требования к содержанию, результатам, структуре и организации образовательной среды школы, что делает измеримой деятельность школьного учителя как полноценного участника образовательного процесса. Реализация ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейший фактор, обеспечивающий его успешность, — системность подготовки к его введению и постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
С этой целью в ЦО № 1449 СВАО в январе прошёл круглый стол учителей иностранного языка на тему «Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в системе непрерывного образования (начальная–средняя–старшая школы)», а в феврале был проведён семинар для завучей. В ходе открытых уроков, в том числе английского и французского как второго иностранного, были продемонстрированы технологии, которые помогают сформировать у учащихся социальную и личностную компетенции, способность самостоятельно учиться.
Стоит отметить, что в базисном образовательном плане впервые законодательно закреплён статус второго иностранного языка в школе. Таким образом, создаются условия для овладения вторым иностранным языком в школе на функциональном уровне. В результате освоенные иноязычные знания и сформированные умения школьников должны быть достаточны для их использования в реальной жизни, а также для получения доступа к иноязычным источникам информации.
Уроки французского языка как второго иностранного в 5 и 7 классах учителя Ирины Свиридовой были направлены на формирование дискурсивной, социокультурной, когнитивной, компенсаторной компетенций. Особый акцент был сделан на деятельностной направленности обучения. Уроки начинались с совместной постановки цели. Ведь умение ставить цель, удерживать её до получения результата, выстраивать стратегию для её достижения является важнейшим регулятивным универсальным учебным действием, относящимся к метапредметным результатам. По крайней мере должна задаваться тенденция к передаче функции целеполагания от учителя к ученику. Живой отклик детей вызвала групповая работа над проблемными заданиями: составлением программы пребывания французских школьников в Москве, составлением списка покупок по онлайн-каталогу французского супермаркета, заполнением анкеты гостя в отеле. Тем самым формировались познавательные универсальные учебные действия: умение сравнивать объекты, выявлять существенные характеристики, классифицировать, выбирать решение из нескольких предложенных. Помимо этого, работа в группе — это формирование личностных УУД, таких как умение строить взаимоотношения с окружающими, проявлять терпение, доброжелательность.
Стоит обратить внимание на то, что учитель при такой форме работы выступал в роли организатора, стимулятора, помощника. Много внимания уделялось формированию познавательных УУД, формирующих умения поисковой и исследовательской деятельности, т.е. учащиеся должны были импровизировать, изменять, творчески преобразовывать объект, например, составить свой собственный диалог, продолжить предложенное высказывание и так далее. Итогом урока всегда была рефлексия, необходимая для осознания учащимися результатов своей учебной деятельности.
Семинар-практикум для учителей французского языка «Обновление содержания и технологий иноязычного образования на этапе перехода к ФГОС нового поколения» стал инновационной моделью повышения квалификации учителей, базирующейся на совместном анализе просмотренных видеофрагментов уроков по развитию разных видов речевой деятельности. Урок, представленный Ириной Свиридовой, был посвящён формированию умений чтения. В данном виде речевой деятельности коммуникативная компетенция достигается очень эффективно, поскольку считается, что рецептивные умения чтения формируются легче, чем продуктивные умения говорения или письма; умения чтения не утрачиваются в течение длительного времени, легко восстанавливаются и совершенствуются. Учащиеся 7 класса ЦО № 1449 проиллюстрировали важную характеристику чтения: овладение данным умением на уровне продвинутой коммуникативной компетенции создаёт надежную основу для развития и совершенствования устно-речевых умений (развивает умения создавать свои собственные тексты, наблюдая за коммуникативной организацией письменного текста), а также для постоянного обогащения лексического словаря учащихся. Работая в парах и группах, в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, они развивали коммуникативные УУД: умение описывать объект, характеризовать, обосновывать свою точку зрения, восстанавливать логику изложения; личностные УУД: проявлять доброжелательность, доверие, оказывать помощь, а также регулятивные: корректировать деятельность, намечать способы устранения ошибок. Участники семинара отметили, что умение читать на втором иностранном языке формируется быстрее благодаря лингвистическому опыту учащихся, их способности спонтанно узнавать и сознательно сопоставлять лексические единицы и грамматические структуры второго иностранного языка с аналогичными явлениями в русском языке и в первом иностранном.
Семинар дал возможность участникам углубить знания в области современной дидактики и, хочется надеяться, ускорит процесс интериоризации, принятия учителями французского языка парадигмы деятельностного подхода в образовании и её повсеместного практического применения.
УМК «RENCONTRES»: АПРОБАЦИЯ
Учителя нашего округа тесно сотрудничают с авторами учебников по французскому языку. Я как учитель участвовала в апробации пособия Натальи Селивановой «Читаем, говорим и пишем по-французски». Эта книга присутствует во многих кабинетах учителей французского. Пять лет назад мы заинтересовались учебниками Натальи Селивановой и Аллы Шашуриной «Rencontres.» С 2009 года учителя французского языка ГОУ СОШ
№ 1370 О. Синицкая и Е. Залесская (под моим методическим руководством) участвовали в апробации учебно-методического комплекта «Rencontres. Niveau 1». УМК предназначался для учеников 8 класса, изучающих французский язык как второй иностранный 2 часа в неделю в школе, где первым иностранным языком является английский. Учебники, сборники упражнений, книги для учителя, диски к учебнику и рабочей тетради были предоставлены издательством «Просвещение». Целью обучения французскому языку в данном случае являлось достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией и развитие у учащихся навыков и умений речевой деятельности средствами, представленными в данном УМК.
Разделы учебника Decouvrir et comprendre, S’entrainer et apprendre, Communiquer et creer и упражнения, тексты и диалоги этих рубрик позволяли учителям вводить, закреплять и отрабатывать произносительные навыки и технику чтения, лексику и грамматические правила, не используя дополнительный материал из других учебных пособий.
Коммуникативно-деятельностная методика этого УМК предполагает создание на уроках условий, приближенных к реальному общению. Такие условия создаются при помощи учебно-речевых ситуаций: они стимулируют общение, мотивируют высказывания учащихся и позволяют актуализировать изучаемый языковой материал. Это позволило учителям проводить уроки не только в традиционной форме, но и провести уроки-презентации, спектакли и игры, используя ТСО. Мы убедились в эффективности представленных упражнений, аутентичных текстов и диалогов для формирования и совершенствования грамматических и лексических навыков, развития умений аудирования и говорения.
Методика УМК «Rencontres» предполагает обучение грамматике также на функциональной и ситуативной основе. Во время уроков коммуникативной грамматики грамматические явления изучались и усваивались как средства выражения коммуникативных намерений, в грамматических упражнениях создавались учебно-речевые ситуации для мотивированного употребления изучаемых языковых явлений и совершенствования грамматических навыков. Это помогло скучные правила превратить в увлекательные ролевые игры.
Неотъемлемой частью учебного процесса была и работа со сборником упражнений этого комплекта. Рабочая тетрадь содержит большое количество неречевых, условно-речевых и речевых упражнений на отработку и закрепление активного учебного материала. Подборка упражнений, основанная на принципе «от простого к сложному», также помогала детям усвоить и отработать материал, который они пропустили или недостаточно хорошо усвоили на уроке.
По итогам и анализу контрольных работ, степени обученности учащихся и качеству обучения мы сделали общий вывод о том, что данный УМК оптимален для использования в качестве базового учебника для обучения второму иностранному языку. Он учитывает особенности преподавания французского как второго иностранного, в частности, уровень обученности детей первому иностранному языку (в нашей школе английскому), объединяет отдельные аспекты обучения французскому языку в единое целое и создаёт ученикам условия для перехода от учебного общения к реальному речевому общению.