УРОК АНГЛИЙСКОГО В СТАРШИХ КЛАССАХ: ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Автор: Анна РОМАНЕЦ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 12 ноября 2012В настоящее время обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на английском языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.
настроение: рабочее
ключевые слова: обучение в сотрудничестве, групповое обучение, коммуникативная компетенция, парная работа
город: Москва
Многие современные учебники содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие активности школьников, вовлечение их в групповое обсуждение представленных в учебниках проблем, а также вовлечение их в творческую деятельность.
Мною был проведен анализ УМК по английскому языку, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательных средних школах, и определено место приема группового общения в этом пособии.
Учебно-методический комплект “English 10-11” создан авторским коллективом под руководством профессора В.П. Кузовлева на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре. Курс представляет собой законченную систему обучения английскому языку, отвечающую новой стратегии языкового образования. Отличительными особенностями этой серии комплектов, созданных совместно с зарубежными специалистами-носителями языка, является то, что на первый план выдвигаются познавательный и развивающий аспекты обучения языку, что обеспечивает индивидуализацию обучения, реализует комплексный и социокультурный подходы к обучению, развивает навыки самоконтроля и самооценки.
В данном УМК мы обнаружили довольно много заданий с элементами группового общения. Наиболее часто предлагаются задания в режимах Pair-work и Group-work, реже Role-play и Project. Например:
Pair-work. Name three places you would like to live in and write three reasons that make you want to live there. После того, как учащиеся написали три места и три причины, они сравнивают свои ответы и выявляют наиболее часто повторяющиеся места, где бы они хотели жить, и причины, объясняющие их желания. Поскольку подавляющие количество учащихся экспериментальной группы находятся на низком и среднем уровне сформированности умения группового общения, мы считаем данное задание слишком сложным и на наш взгляд, учащимся с невысоким уровнем владения языком можно предложить следующую опору:
very rather I think, … is extremely important , when you choose a place for living. not very absolutely quite important |
Group-work. The US and British government systems have different features. What is different between them? Start with the ideas from the box and find the corresponding facts.
Is the Prime Minister a Member of Parliament? Who becomes Prime Minister? Is the President separate from Congress? Who becomes President? |
Трудности, возникающие при выполнении данного задания, связаны с дефицитом знаний политической системы стран изучаемого языка. Предлагаем предварительно провести сравнительный краткий анализ российского и американского политического устройства, основываясь на знаниях школьных общественных дисциплин.
Role-play. Here is the case for today’s Teen Court discussion: some pupils have been caught smoking several times by the teachers. Teen Court should discuss the problem and make a decision.
Цель данного упражнения — формирование умения работы в группе, развитие творческих способностей учащихся. При выполнении данного задания могут возникнуть трудности, связанные с отсутствием жизненного опыта у учащихся, неразвитостью воображения у учащихся.
Для того чтобы минимизировать эти трудности, мы предлагаем заранее ввести и отработать лексические единицы, помогающие учащимся ориентироваться в данной проблеме — такие, как: defendant, to file a complaint, plaintiff, a senior judge и так далее.
Наглядно взаимосвязь всех компонентов процесса формирования умения группового общения в нашем исследовании представлена в нижеприведённой схеме.
Структура процесса формирования умения группового общения
Формирующий эксперимент моей работы проводился в МБОУ Школе № 40 города Самара в 11 классе. Процесс обучения осуществлялся с применением УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой «Английский язык 10-11 класс» на основе разработанной мною обучающей модели.
На этапе семиотической составляющей осуществлялась презентация иноязычной знаковой информации: работа с лексическими единицами, фразовыми единствами, текстовым пространством. Приведем пример задания на отработку лексических единиц, Ex. 2.2), p.6:
Ребятам нужно было выполнить данное задание в группах. What climate and landscapes are typical of which country? Fill in suitable words from the descriptions on pages 4-5. Класс был поделен на 3 группы: 1-я группа искала информацию про США, 2-я — про Великобританию, а 3-я — про Австралию.
Ученикам очень понравилась такая форма работы. Подобная форма групповой деятельности воспитывает чувство товарищества, ответственности за свою команду. Но выполнение задания потребовало больше времени, чем ожидалось, так как уровень сформированности умения групповой работы практически отсутствовал.
На этапе репродуктивной составляющей осуществлялось воспроизведение элементов иноязычного группового общения по речевым образцам.
Игра «Крестики-нолики» (с целью отработки лексики). Класс был поделен на 2 команды (по рядам). На доске таблица для игры (9 ячеек), в каждой ячейке написано слово. Для того чтобы сделать ход, нужно составить фразу со словом. Если оно составлено правильно, то слово стирается, а вместо него ставится крестик или нолик (в зависимости от команды), если предложение с ошибками, то команда пропускает ход.
Игра очень увлекла ребят, помогла снять напряжение, внесла разнообразие в урок, появилось особое оживление. Ребята проявляли интерес к выполнению задания, были внимательны при ответе, а если кто-то из учащихся ошибался, быстро поправляли его. Свою роль в этом играет и ведущий вид деятельности, то есть личностное общение, ребята болеют друг за друга, переживают. В ситуациях соревновательного характера чувство ответственности за свою команду, желание победить ведет учащихся к активному включению в умственную работу.
Наиболее сложной, но одновременно и наиболее интересной является работа на этапе продуктивной составляющей модели обучения групповому общению. В ходе формирующего эксперимента на этапе продуктивной составляющей дидактической модели нами использовались групповые задания, в основе которых лежит проектное моделирование. В ходе нашего исследования мы применяли подход, описанный в работах Р. Славина и Е.С. Полат — Student team learning (Обучение в команде).
Алгоритм работы с группой в данном подходе следующий: различных по уровню учеников мы разбивали на группы по четыре человека. Учитель объяснял новый грамматический материал, а затем предлагал закрепить его, выполняя различные тренировочные упражнения: сделай по образцу, заполни пропуски и т.д. При этом каждый ученик объяснял, что он сделал, и выполнение контролируется всеми членами группы.
После выполнения предложенного задания учащиеся выполняли тест. Тест обязательно выполняется индивидуально. Оценки слабых и сильных дифференцируются: каждый получает балл, исходя из его личных достижений, затем складывается общий балл группы. Тем самым каждый ученик как бы соревнуется сам с собой, стремясь достичь лучшего результата.
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан американским исследователем Е. Аронсон и был назван Jigsaw (пила).
Учащиеся разбивались на группы по 4-6 человек, включающие как сильных, так и слабых учеников, и каждый получал для разработки какую-то определенную подтему: это может быть часть текста, или же записанный на аудио- или видеопленку фрагмент рассказа, то есть небольшой по объему материал. Затем члены группы обменивались информацией, являясь как бы экспертами каждый в своем вопросе. Итак, единственный способ ознакомиться со всей информацией — слушать друг друга, задавать вопросы, делать пометки. Каждый заинтересован в том, чтобы партнер знал все так же, как и он, поскольку это отразится на общей итоговой оценке. По пройденной теме может отчитываться как вся команда, так и один из ее членов.
Данную методику мы использовали при работе над страноведческим материалом по теме «How Different the World Is!» Считаем, что подобный подход целесообразно использовать также, когда необходимо провести сравнение областей, географических районов стран изучаемого языка, музеев, картинных галерей, биографий писателей и так далее.
Рассмотрим структуру одного из занятий. Его цель — формирование умений высказать свою точку зрения с учетом сказанного собеседниками, то есть вычленить совпадения/несовпадения точек зрения собеседников, сформулировать собственную точку зрения или присоединиться к одной из высказанных, привести аргументы в ее пользу. Занятие такого типа требует выполнения довольно большого объема рецептивных и рецептивно-репродуктивных заданий, а также тренировки в отработке отдельных репродуктивных умений. Собственно же, свободную дискуссию считаем целесообразным стимулировать лишь в финальных заданиях. [35]
Занятие начиналось с прослушивания кратких реплик с целью установления идентичности или противоположности точек зрения говорящих.
Listen to the following utterances. Say which two speakers among each three agree with one another. E.g.:
- Modern amusements make life more exciting.
- Modern amusements make people lazy.
- It is better to be amused by professionals than to do something yourself badly.
Ключ: 1.3
Далее последовал обмен побудительной и ответной репликами на основе логического выбора из заданного набора предложений.
Work for three. Give a remark for your partner to respond to in any logical way. Let the third partner give his/her response expressing agreement with the second. E.g.:
- “I don’t think one should seek amusements somewhere else: one can get amused at home.”
- “But there’s absolutely nothing to do at home!”
- “Oh yes, it’s a shame to stay in on Saturday night.”
Следующие задание: построение развернутой реплики как результат присоединения к чужому диалогу.
Listen to a piece of dialogue and join it after the pause on the tape, expressing your own attitude to the problem under discussion. Give a cue of several sentences. See if you can use any of the phrases from the previous task. “Do you think Henry will come to the party tonight?”
“I doubt it. He isn’t very sociable. He doesn’t like meeting strangers and he hates dancing. He prefers reading. His library consists of five thousand volumes.” “But his girl-friend loves dancing and simply adores meeting people.” “That’s true and that’s why he considers her a little childish.” … (Пауза) Ключ-образец: I agree with him. Of course, tastes differ. But personally I don’t think one needs friends to be amused. One should have a hobby of some kind. And reading is the best one.
На следующем, продуктивном, этапе ученикам предлагалось прочитать два монологических высказывания по одной проблеме и суммировать общие и различные мнения.
Read the two utterances and sum up the ideas shared by both authors and reasons each of them puts forward to support his ideas.
a) When people are young, they should fall into the habit of reading. This is becoming more and more difficult. People move about more than they did, and the motor-car affords no opportunity for reading. The telephone is also a great disadvantage. Television and the cinema take up a lot of time that might be given to reading. All these things make it more difficult for the future generations to develop the habit of reading.
b) A hundred years ago people were in the habit of making their own amusements. Nowadays we are amused by professionals. Why read even a detective story when you can see one at the cinema? Why play football with players who are not very good when you can watch the best players on TV? The art of conversation and the habit of reading and writing are dying. People are becoming more and more lookers and listeners and less and less doers and talkers. This can’t do any good.
E.g.: “I also believe that people nowadays are becoming lazier and more passive. What we can call ‘mass culture’ satisfies more and more people. People have lost the habit of interesting conversation. When they get together, they either watch TV or listen to music.”, etc.
Приведение отдельных аргументов по предложенной проблеме с учетом сказанного участниками беседы является, по нашему мнению, неотъемлемой ступенью в отработке умения группового общения.
Listen to the given problem and provide an argument to support or oppose the opinion expressed. Avoid repetition: take into consideration what the previous speakers have already said. Be ready to sum up what has been
said. E.g.:
Sports and games are important for the development of the mind and body.
St. 1: Of course, they are. They make people strong.
St. 2: This concerns the body, but not the mind. Sports and games prevent people from intellectual activities.
St. 3: But you forget that games develop one’s reaction. They teach us to make decisions quickly. … Etc.
Роль преподавателя в «неуправляемой» общегрупповой беседе состояла в том, чтобы поддержать естественную беседу, вовлекая в нее менее активных участников и предлагая для обсуждения новые аспекты проблемы. Преподаватель принимал участие в дискуссии, не навязывая своего мнения. Для того чтобы завязать дискуссию как итог занятия, нами использовались различные поговорки и изречения, связанные с темой.
Данное занятие строилось исходя из того принципа, что общая дискуссия, как правило, не возникает в учебном процессе спонтанно, а должна быть тщательно подготовлена целым рядом взаимосвязанных заданий. Подготовительные задания позволяют обработать материал для предотвращения появления ошибок, как в языковой форме, так и в логике изложения.