РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга БАРАНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 26 ноября 2012Как без принуждения заставить ребенка трудиться на уроке, как разбудить его активность, желание работать совместно с учителем, следить за ходом урока? Вот вопрос, который постоянно заставляет учителя искать новые неожиданные приемы подачи материала и организации работы по его освоению в речи. Самым важным и ответственным моментом является погружение учащихся в урок.
настроение: стимулирующее
ключевые слова: психологический компонент, творческая импровизация, гибкость мышления, творческое воображение, результативность обучения
город: р.п. Башмаково, Пензенская обл.
Считается, что ведущим аспектом урока является методический аспект. Не поспоришь. Но не следует забывать о другом компоненте урока, психологическом, который является не менее важным. Часто именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов.
Иногда случается так, что в первый момент урока учащиеся не хотят работать, особенно это заметно в старших классах. Причины могут быть разными: ослабла мотивация, неинтересен учитель, предыдущий урок был рецептивного характера, проявляют себя возрастные особенности старшего школьника и другие.
Приходится проявлять много выдумки и изобретательности, чтобы начало урока было интересным.
Одним из удачных приемов является юмористический текст, шутка.
Не зря психологи считают, что учитель иностранного языка непременно должен обладать чувством доброго юмора. Под чувством юмора понимают такую речевую и физиономическую способность учителя, которая вызывает у учащихся смех, улыбку, положительные эмоции и служит в конечном счете для улучшения психологического климата урока.
Но следует заметить, что лишь в старших классах, когда в значительной мере уже сформирована языковая сторона речи, юмор способствует активизации речемыслительной деятельности учащихся, побуждает их к творческой импровизации в заданной ситуации.
Вот примеры юмористических текстов, в которых можно опустить смысловые звенья и побудить учащихся к импровизированному развертыванию реплик диалога.
1. How Mike Broke His Arm
Jack: How did you break your arm?
(предполагаемые ответы)
Mike: Do you see those stairs over there?
Jack: Yes
Mike: Well, I didn’t.
2. A Ready Answer
Farmer: What are you doing up in that tree, boy?
(предполагаемые ответы)
Boy: One of your apples fell down, and I’m trying to put it back.
3. One day a young man told the girl he liked very much:”You know I’m kind, clever, … (продолжить список характеристик)
The girl admired him. She considered him the best.
She said: ”You are so nice. But have you got any drawbacks?”
He answered:” Only one: … (предполагаемый ответ)
I’m a lier.
Итак, с помощью юмористических текстов можно организовать на уроке управляемое, но самостоятельное и творческое общение в учебных ситуациях, приближенных к естественным. Более того, они обладают большим мотивационным эффектом.
Какие еще задания смогут развить творческую активность детей?
Во-первых, надо помнить о принципе «от более легкого к более трудному» и проводить все задания поэтапно. Рассмотрим это на примере работы с текстом.
1 этап: задача — добиваться связного воспроизведения полученной информации, ее систематизации и первичного анализа.
1) Reproduce the story; Bring out all details of the story clearly
2) Describe the conflict; Analyse the characters
3) In which sentence is the following stated? In what extract do we find the proof of it? Give all supporting details
4) Single out the sentences which convey the main and secondary ideas; Find out the reasons; Prove smth using the proper argument
2 этап: задача — учить видеть проблемы и противоречия, проявлять нонконформизм и оригинальность мышления.
1) Where is the collision? Bring out contradictions
2) If you were a critic, what would you say?
3) Laugh at it; Assume it’s an object of ridicule/ mercy
4) You used to keep aloof. Express your point of view; Try not to create any idols, think and do as you feel
5) Criticise the main character
6) Choose any statement which you disagree
3 этап: задача — развивать гибкость мышления и творческое воображение
Гибкость мышления проявляется в умении обходить препятствия и требует избирательности в выборе способов их преодоления.
1) Find a way out of the complicated situations
То есть как только ребенок среагировал на препятствие в ситуации, перед ним моделируют новое препятствие.
T: You have a date but you can’t be on time because you were detained after classes.
P: I would beg the teacher to let me go.
T: The teacher is all against it.
P: I would give him my word of honour to catch up with the group.
T: You are not a reliable boy.
P: Then I would go right away.
T: But you have missed your bus already.
2) Один стимул может порождать несколько ответов, каждый из которых верен.
a) You were at concert and have missed the last bus. You have not enough money for a taxi. What to do?
b) Suppose you are short of time and there is so much to tell. What would you do?
c) A fitness programme is what everybody needs. How to plan one?
d) On seeing me, a friend of mine said, “Better late than never”. Why?
e) You were invited to a birthday party but on your way there you lost the present. What to do?
Творческое воображение связано с легкостью ассоциирования — умения вызывать в сознании определенные составные части и создавать из них новые психологические образования.
1) Look at someone briefly. Close your eyes and try to imagine his personality. Describe him, please.
2) Look at someone. Close your eyes and imagine his personality and imagine him act. Describe his actions.
3) Look at someone. Close your eyes, imagine his personality and the environment that suits him best. Imagine that the person is merging with the environment and is becoming a flower, a piece of furniture, etc. Draw a picture of him/her, please. (the table of a tale-teller; the copybook of a light-minded girl; scents of a greedy person; papers of an absent-minded teacher; verses of a kind woman)
Подобные проекты-рисунки учат производить «совмещение» предмета и человека.
Письменная речь также служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
1. Творческое задание — создание рекламы.
Важной частью задания является разработка идеи, которая проводится в форме мозгового штурма (brainstorming). Определяют объем текста, шрифта, расположения фраз, отбор легко узнаваемых и запоминаемых слов.
Необходимо придумать «приманку для покупателя». Например, реклама «сухих завтраков».
2. Подготовить советы любителям домашних животных и птиц: «A Guide to Pets»
(на основе фактического материала)
3. Разработать диету для балерины.
4. Синквейн
5. Рецензии на литературное произведение, выставку, художественный (документальный фильм и т.д.)
6. Вы писатели. Вы написали эту книгу. Осталась последняя глава. Допишите ее.
Итак, существует прямая связь между творческой активностью учащихся и результативностью обучения. Развивая творческую активность учащихся на уроке иностранного языка, мы повышаем результативность обучения предмету, пробуждаем интерес и к уроку, и к изучению иностранного языка в целом.
А удержать и развить интерес к предмету — одна из главных задач учителя.
[links&resources]
1. Альтшуллер Г.С. Развитие творческого воображения — 1997. — № 1. — С. 3–24.
2. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 25-38.
3. Гальскова Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам — М.: Аркти-Глосса, 2004. — 165 c.