«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Пятница 23 ноября 2012

Современный быстро меняющийся мир требует глобальных преобразований во всех сферах общества, в том числе в образовательной среде. Выпускник новой школы должен уметь успешно адаптироваться к условиям XXI века. Ныне, вслед за стандартами первого поколения (2004 г.), вышли новые стандарты — 2012 года. Они требуют изменений не только в методике преподавания предметов, но и в системе контроля и оценки знаний учащихся, а также в самом сознании и мышлении учителей. Актуальность данной темы сложно переоценить: новая система контроля и качества способствуют реализации практической цели обучения иностранному языку.

настроение: ответственное

ключевые слова: детское портфолио, контроль предметных умений и навыков, новая система оценивания, формирование метапредметных умений, методика составления портфолио

город: Москва

Чтобы работа учителя в новых условиях оставалась успешной и соответствовала новым требованиям, ему приходится меняться самому и менять методику своего преподавания. Качественное образование предполагает не только получение общих и специальных знаний, но также личностное развитие ребенка. Школа должна воспитывать свободную личность, человека, который реально оценивает свои возможности, всегда стремится к большему и несет ответственность за свои поступки. Каждый учащийся должен чувствовать, что он не просто учебная единица в огромной школе, он уникален и неповторим.

На сегодняшний день проблема заключается в отсутствии эффективной системы контроля, который бы удовлетворял требованиям современного общества в целом и самой личности учащегося в частности. Существующая система является крайне формальной и однообразной, это простой математический набор отметок, зачастую не отображающий реальные знания ребенка и не демонстрирующий прогресс в усвоении учебного материала и тем более его развития. Роль обычного стандартного, формального контроля в системе школьного образования сильно переоценена, чаще всего она становится самоцелью на уроке. Учитель становится очень субъективным при оценивании учащихся. Таким образом, актуальность данной темы сложно переоценить: новая система контроля и качества способствует реализации нового системного подхода к изучению иностранного языка.

Целью работы является:

  • обосновать то, что портфолио ученика по английскому языку является одним из эффективных вариантов системы контроля качества;
  • повысить интерес к изучению иностранного языка;
  • формировать предметные и метапредметные умения и навыки;
  • создать такие условия, при которых возрастёт положительное влияние контроля на мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • разработать методику составления портфолио учащегося на иностранном языке.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в 8–11 классах общеобразовательной школы.

Предметом исследования является система контроля и оценки иностранного языка в средней школе.

В качестве гипотезы можно предположить, что портфолио является одним из эффективных методов контроля и оценки, так как предполагает свободу выбора учащегося — для подростка это особенно важно. В свою очередь, это повышает мотивацию к изучению английского языка, помогает преодолеть языковой барьер и формирует свободную и гармоничную личность. Кроме того, данный вид контроля стимулирует учащихся к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной работы и помогает развить творческие способности ребёнка. Составление портфолио помогает активизировать мыслительную деятельность учащегося, формируются умения анализировать, обобщать, сравнивать, умение видеть проблему и находить способы её разрешения, корректировать свои результаты деятельности. Можно сделать вывод, что данная система контроля и оценки помогает формировать основные компетенции по иностранному языку, а также способствует формированию универсальных учебных действий. А это, в свою очередь, соответствует требованиям стандартам второго поколения.

Для подтверждения данной гипотезы необходимо решить следующую задачу: разработать методику составления портфолио учащегося по английскому языку и систему его оценивания. Решить эту задачу можно только используя личностно ориентированный подход. Такой подход позволяет реализовать идею гуманизации образования, создания комфортных условий для обучения, что тоже соответствует требованиям новых стандартов.

Основные принципы составления портфолио

  1. Портфолио включает в себя наиболее успешные работы учащихся (по их собственному выбору) в данном классе по лексике, грамматике, письму, сочинения, результаты участия в конкурсах и внеклассных мероприятиях.
  2. Смотр портфолио проводится в конце каждого триместра.
  3. Лексико-грамматические тестирования проводятся примерно раз в месяц, соответственно у учащихся должно быть не меньше двух работ.
  4. Письма и сочинения дети пишут каждую неделю, в портфолио они включают не меньше трех писем или сочинений, которые наиболее точно отражают их мнение и индивидуальность и показались им самыми удачными.
  5. В каждом портфолио должна быть одна мультимедийная работа, подготовленная и защищенная учащимся на уроке.
  6. В течение триместра ученик должен принять участие в каком-нибудь конкурсе или внеклассном мероприятии на иностранном языке в соответствии со своим уровнем: внутри класса, школы, округа или города.
  7. Сама работа состоит из титульного листа, письменных работ (оригиналов или копий) и презентаций.

Основные принципы оценивания портфолио

В конце триместра каждый учащийся 8–11 класса защищает свою работу:

  1. Ученик рассказывает, какие грамматические и лексические темы успешно усвоены. В качестве доказательства необходимо продемонстрировать свои контрольные работы.
  2. Если у ученика есть пробелы и недочеты по тем или иным темам, учитель дает дополнительные задания на каникулы.
  3. Ученик должен объяснить, почему он выбрал именно эти темы сочинений и писем, какие сложности возникли в процессе написания и что получилось легче всего, на какие темы ещё ему бы хотелось написать сочинения и письма, и почему.
  4. Ученик должен обосновать выбор мультимедийной работы, рассказать про этапы её подготовки, основное содержание, проблемы, которые в ней поднимаются, источники, с которыми работал ученик.
  5. После презентации мультимедийной работы учитель просит кого-нибудь из других учеников группы сделать короткое устное резюме по только что увиденной работе.
  6. Учащийся рассказывает про внеклассное мероприятие или конкурс, в котором принимал участие: почему именно это, что понравилось и что хотелось бы изменить, где бы ещё хотел участвовать и почему.
  7. Защита готовится заранее дома (кроме короткого резюме) и проходит только на английском языке.

Стоит обратить внимание на тот факт, что систему оценок никто не отменял, и в журнале по-прежнему выставляются отметки по пятибалльной шкале. Однако защита портфолио в конце триместра существенно влияет на итоговую оценку. При этом ребенок самостоятельно выбирает работы для их дальнейшей защиты. В конце концов, невозможно знать все на одинаково высоком уровне.

Прежняя пятибалльная система оценок была крайне категорична: если одна работа по какой-то причине выполнена неудовлетворительно, учащийся лишается возможности получить высокую оценку в триместре. А если какая-то тема совсем неинтересна ученику, или он в тот момент болел? Значит ли это, что все его знания посредственны? И напротив: если ребёнок ничего не делал в течение всего триместра, то и работы с положительной оценкой или участие в мероприятиях у него вряд ли будут, а соответственно он не сможет претендовать на отличную защиту своего портфолио.

Хочу заметить, что защита в конце триместра не означает, что ученик ничего не делает в течение всего учебного периода. В портфолио можно включить только те работы, которые были выполнены в заданный период времени. Исключение составляют те учащиеся, которые были продолжительное время больны и им нужно быть аттестованными. Они могут выполнить работы позже и представить их на защите портфолио. И, конечно, каждая детская работа индивидуальна и оценивается она всё-таки тоже по-разному. Приведенные ниже критерии оценивания работы примерны, их можно поменять в соответствии с нужной ситуацией.

Итак, чтобы получить отличную отметку за своё портфолио в конце триместра (10 недель), учащийся должен представить:

  1. Две лексико-грамматические контрольные работы (одна выполненная на «отлично», и еще одна — выполненная как минимум на «четыре»). Если отличных и хороших работ больше, можно представить и их. На троечные и двоечные работы учитель дает дополнительные задания.
  2. Три или больше диктантов, написанных на «5» и «4». Обычно мы пишем 7–10 диктантов в триместр. Со словами, в которых были допущены ошибки, ребенок на каникулах пишет Vocabulary Story.
  3. Три или более успешных сочинений или писем. Сочинения и письма на «3» и «2» переписываются по той же общей теме, но с другой формулировкой.
  4. Одна мультимедийная работа с её описанием.
  5. Участие в хотя бы одном конкурсе или внеклассном мероприятии.

Чтобы получить «4», ученику следует подготовить:

  1. Две лексико-грамматические контрольные работы (одна выполненная на «4» и одна на «3»). Все дополнительные задания распространяются на всех одинаково.
  2. Как минимум два диктанта должны быть написаны на «4».
  3. Как минимум два письма или сочинения должны быть написаны на «4».
  4. Одна мультимедийная работа с её описанием.
  5. Участие в хотя бы одном конкурсе или внеклассном мероприятии.

И, наконец, чтобы получить «3» ученику достаточно выполнить:

  1. Две лексико-грамматические контрольные работы с оценкой «3».
  2. Как минимум два диктанта с оценкой «3».
  3. Как минимум два письма или сочинения с оценкой «3».
  4. Одна мультимедийная работа.

Хочу добавить, что за дополнительные задания отметки ставятся только по желанию. И для того чтобы каждому учащемуся раздать эти задания, учитель должен очень хорошо знать сильные и слабые стороны каждого ученика и заранее поработать с тетрадями для контрольных работ.

Состав портфолио за первый триместр ученицы 10 класса:

Лексико-грамматические контрольные работы:

  1. Passive Voice (excellent)
  2. Multi-part verbs (excellent)
  3. Compound adjectives (excellent)
  4. Causatives to to have smith done (excellent)
  5. Idiomatic expressions (good)

Дополнительные задания по теме «Articles».

Диктанты:

  1. The Media
  2. Multi-part verbs
  3. Advertising
  4. Opinion adjectives
  5. Advertising expressions
  6. Shopping

Vocabulary Story with the following words: masculine scents, to swap, fade in wash, take in.

Сочинения и письма:

  1. A Review of a newspaper
  2. A Review of a magazine
  3. A Review of a programme
  4. A Review of a game
  5. A Review of a site
  6. A Written Enquiry

Как видите, девушка очень любит писать рецензии, поэтому в качестве дополнительного задания на каникулы ей была предложена тема сочинения-рассуждения Mass Media: pros&cons.

Мультимедийная работа по теме «The century of inspiration». Это видеоролик. посвященный моде времён жизни Ломоносова, так как тема моды её очень интересует. А времён Ломоносова потому, что тема научно-практической конференции была посвящена именно этому выдающемуся человеку.

Участие в научно-практической конференции (с роликом про моду).

В завершении своей работы хочу сказать, что система портфолио является лишь одной возможных из форм оценивания работ учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Она направлена на повышение мотивации, помогает лучше понять внутренний мир ребёнка, его интересы, ценности, индивидуальные особенности, позволяет учителю наладить общение с подростком. Также система помогает показать динамику успехов и неудач учащихся в процессе изучения иностранного языка. Учителю следует помнить, что поиски необходимых форм контроля — его основная задача. У каждого преподавателя она своя, включающая разнообразные средства и приёмы работы, но преимущества данной системы очевидны и заключаются в следующем:

  • Формируется интерес учащегося к определенной теме урока и иностранному языку в целом.
  • Формируются навыки УУД и различные предметные умения.
  • Формируется компенсаторная компетенция.
  • Развиваются творческие способности учащегося.
  • Развиваются навыки самоанализа и самостоятельной работы учеников, навыки коррекции самостоятельной работы.
  • Снимается языковой барьер при общении на английском языке.
  • Учащийся понимает необходимость систематичной работы при освоении учебного материала.
  • Достигается понимание формирования оценивания работы.

Учителям данная система позволяет:

  • рационально планировать свою работу;
  • стимулировать работу учащихся;
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса.

Используя данную систему, можно предлагать личностно ориентированные задания не только на уроке, но и для домашнего выполнения. Мне кажется, что данная форма контроля объективна и удобна.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.