«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

«АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Вторник 25 декабря 2012

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.

Потенциал учебно-методических комплексов издательства «Просвещение» в профессиональном совершенствовании учителя иностранного языка Чувашской Республики.

настроение: позитивное

ключевые слова: современные технологии обучения, повышение профессиональной компетентности учителя, апробация, самообразование, самоконтроль, самооценка, сотрудничество

город: Чебоксары

Повышение качества преподавания английского языка как учебного предмета является одним из самых актуальных направлений развития иноязычного образования в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики. Современная система образования Чувашской Республики соединила в себе лучшие традиции русской, советской и российской школы и обогатилась новыми смелыми инновационными проектами. Школа закладывает фундамент образования на протяжении всей жизни. От того, какой будет школа сегодня, зависит, какими в будущем в нашей республике и в стране в целом будут наука, экономика, политика и общество. Система образования пока остаётся единственной структурой, которая формирует базовые компетенции учащихся и несёт ответственность за становление личности ребёнка.

Сегодня обществом осознана ключевая роль знания иностранных языков в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны. Изучение иностранных языков должно быть ориентировано на мировые стандарты образования. Именно поэтому одной из актуальных для республики является проблема обновления содержания языкового образования и внедрения современных технологий, с учётом новых достижений в области педагогики и методики обучения иностранным языкам, а также проблема повышения профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

Этим задачам отвечает многолетнее сотрудничество кафедры иностранных языков БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии и Центра группы германских языков издательства «Просвещение».

В течение последних нескольких лет учителя иностранных языков Чувашской Республики принимали активное участие в апробации новых учебно-методических комплексов по английскому и немецкому языкам, созданных в издательстве «Просвещение». Неоценимым подспорьем является для учителей возможность знакомиться с наработками коллег и делиться опытом своей работы, а также знакомиться с новинками и последними изданиями компонентов к учебникам на сайтах издательства «Просвещение». Новой формой общения с учителями и оказания методической помощи стали регулярно проводимые издательством вебинары и видеолекции. Все это повышает методический уровень учителей иностранных языков Чувашской Республики и мотивирует их к эффективному использованию учебно-методических комплексов издательства «Просвещение».

Действительно, перед учителем иностранного языка сегодня стоит сложная задача не только максимально вовлечь детей и подростков в процесс изучения иностранного языка, но и заложить прочные основы для его дальнейшего успешного изучения и использования. Для решения этой задачи учителю необходимо совершенствовать свои профессиональные качества.

Попробуем выделить самое важное, к чему должен стремиться учитель иностранного языка в своём профессиональном совершенствовании.

Профессиональная компетентность:

  • знание методики обучения иностранному языку на разных ступенях обучения;
  • знание психологических особенностей развития детей разных возрастов;
  • знание педагогических основ процесса воспитания средствами предмета «Иностранный язык».

Самообразование:

  • профессиональное развитие через систему повышения квалификации;
  • регулярное чтение профессиональной литературы;
  • участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ;
  • участие в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах;
  • разработка собственных учебных материалов;
  • самоанализ и самоконтроль.

В Чувашской Республике успешно прошла апробация УМК «Английский в фокусе». Результатом апробации явилось повышение профессионального уровня учителей английского языка, так как в ходе этой работы учителю пришлось задуматься о современных требованиях к процессу обучения иностранному языку, о требованиях к учителю и тем самым научиться делать осознанный правильный выбор УМК. Учитывая итоги апробации УМК «Английский в фокусе» в Чувашской Республике и увеличение числа школ, работающих по этому УМК, можно показать, как потенциал УМК «Английский в фокусе» создаёт дополнительные условия для профессионального совершенствования учителей английского языка республики.

В рабочих и авторских программах, а также в книгах для учителя не только содержатся концептуальные методические положения, на которых строится курс, но и рассказывается, как происходит обучение различным видам речевой деятельности, объясняется, как формируются умения и навыки, ставятся основные задачи курса, предлагается подробное тематическое и поурочное планирование, приводятся примеры разных форм контроля и оценки деятельности учащихся.

УМК «Английский в фокусе» даёт возможность выстраивать методически грамотные, сбалансированные уроки английского языка. Этому способствуют чёткая структура содержания учебников и рабочих тетрадей, подробные поурочные планы или готовые сценарии уроков в книгах для учителя, в которых определяются основные задачи каждого урока, выделяются этапы урока, указываются нормы заданий из учебника и рабочей тетради, а также предлагается возможное домашнее задание.

В качестве иллюстрации приведём примеры страниц из учебника для 6 класса (с. 58–59) и книги для учителя для 6 класса (с. 92–94).

В книгах для учителя даётся не только текст с чётким тематическим и поурочным распределением материала, но также и тексты для аудирования, вопросы для работы с межтематическими картинками, ключи к заданиям, сценарии внеклассных мероприятий, таблицы для оценки и самооценки.

Для УМК «Английский в фокусе» характерно цикличное повторение изученного материала. Учащиеся постепенно переходят от репродуктивной деятельности к самостоятельному высказыванию. Для закрепления и повторения пройденных структур и лексики используются наглядные материалы (раздаточный материал, плакаты), а также СD-ROM и DVD. Яркие красочные анимационные видеоролики, соответствующие материалу учебника, интерактивные задания для закрепления пройденного материала — всё это создаёт необходимые условия для формирования мотивации к изучению английского языка и знакомит с современными технологиями обучения.

УМК «Английский в фокусе» помогает учителю английского языка расширять общий кругозор учащихся. Например, способствует приобретению фоновых знаний из других сфер жизни.

Также ценным для развития как учителя, так и учащихся является наличие такого раздела как “Study Skills”, который посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

УМК «Английский в фокусе» способствует развитию таких личностных характеристик учителя, как артистичность, музыкальность, мудрость, находчивость.

Учителю необходимо иметь не только богатую фантазию, но и сохранять образность мышления, так как на уроках ему приходится призывать учащихся представить ту или иную ситуацию, изобразить что-либо, напомнить учащимся слово или выражение жестом и мимикой, выделить нужное слово голосом и т. д.

Учитель часто поёт с детьми на уроке, организует репетиции внеклассных мероприятий, где ему приходится не только петь, а иногда и танцевать с учащимися.

Учителю необходимо помнить, что результат обучения требует длительного времени и соответственно учитель должен быть терпеливым и доброжелательным. И не только в работе с детьми, но и в работе с родителями и другими учителями и классным руководителем.

УМК «Английский в фокусе» призывает учителей к постоянному самообразованию. В этом неоценимую помощь оказывает сайт www.prosv.ru/umk/spotlight, где учитель может найти методическую поддержку авторов и методистов, презентации авторских коллективов, познакомиться с опытом работы других учителей и поделиться своими наработками. Учителям предоставляется возможность регулярно получать консультации авторов УМК, используя рубрику «Вопросы и ответы», а также публиковать методические статьи в журнале «Просвещение. Иностранные языки».

Для более тесного и открытого общения с авторами и методистами Центра группы германских языков издательства «Просвещение» регулярно проводится Всероссийский семинар по иностранным языкам.

Завершая описание наиболее важных для учителя иностранного языка характеристик, важно особо выделить самоконтроль и самооценку. Ежедневно, давая себе самому оценку в конце каждого урока, каждого трудового дня, учитель задумывается над тем, достигнуты ли все поставленные цели и задачи. Список вопросов, конечно, может быть очень длинным, но в конечном результате каждый учитель вырабатывает для себя свой личный почерк и стиль работы.

Таким образом, совместная деятельность кафедры иностранных языков БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии и Центра группы германских языков издательства «Просвещение» — сотрудничество, позволяющее школам республики оказывать качественно новые образовательные услуги. Учитель, стремящийся к совершенству, знает, где ему помогут приблизиться к нему. Результат сотрудничества — освоенные и внедрённые в учебный процесс новые передовые технологии, мотивированность учителей иностранных языков на повышение своей квалификации, высокий уровень знаний иностранного языка у учащихся, успешное поступление в высшие учебные заведения, уверенный карьерный рост и плодотворная работа в будущем.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.