МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ — МЕСТО
ДЛЯ ДИСКУССИЙ
Автор: Валерий АПАЛЬКОВ | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Понедельник 24 декабря 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.
Размышляя о вопросах качества подготовки учителей на рабочем месте, методист нашего журнала Валерий АПАЛЬКОВ обосновывает необходимость педагогической дискуссии в рамках методического объединения, в том числе, на основе статей, которые публикуются в профессиональной периодической печати.
настроение: творческое
ключевые слова: повышение квалификации,
методическое объединение,
педагогическая дискуссия,
периодическая печать
город: название
В своём исследовании «Как лучшие образовательные системы мира выходят вперёд» лорд Майкл Барбер (Chief Education Advisor to Pearson, the world’s largest learning company) утверждает, что на качество образования стабильно влияют[1] три фактора:
1. качество подготовки учителей и правильный отбор преподавательских кадров;
2. постоянное повышение квалификации учителей;
3. постоянное отслеживание результатов каждого ребёнка, чёткие стандарты ожидаемых результатов, средства на поддержку отстающих, мониторинг прогресса каждого ученика.
К сожалению, повышение квалификации учителей сегодня часто носит формальный характер — об этом нередко говорят и сами педагоги в отзывах о курсах повышения квалификации, об этом свидетельствует также анализ некоторых учебных программ соответствующих курсов. Считаю, что помимо курсов повышения квалификации необходимо создавать систему мощных мотиваций, которая стимулировала бы учителя к непрерывному самообразованию на рабочем месте.
Одним из важнейших аспектов квалификации учителя помимо коммуникативной компетенции является профессиональная компетенция, состоящая из таких умений, как[3]:
- умения в планировании;
- организационные умения;
- умения в обеспечении контроля и оценивании;
- аналитические умения;
- исследовательские умения;
- профессионально-коммуникативные умения.
Грамотно спланированная, целенаправленная деятельность школьного методического объединения может и, на мой взгляд, должна стать таким ресурсом повышения квалификации педагога с учётом вышеперечисленных умений. Помимо таких видов деятельности, как организация общения внутри коллектива на иностранном языке, систематическая работа по разработке дистанционных дидактических материалов, внедрение и активное использование информационнокоммуникационных технологий, организация методических семинаров для педагогов, в рамках работы нашего методического объединения (далее — МО) запланированы дискуссионные заседания. В чём заключается их суть и для чего они задуманы? Такая форма продуктивной педагогической деятельности эффективно способствует методическому и теоретическому (но практико-ориентированному) «взрослению»/становлению молодого учителя, а кроме того, эти дискуссии стимулируют совершенствование педагогического мастерства опытных учителей.
Расскажу о технологии организации. Руководитель МО определяет интересующие и актуальные для учителей МО темы для обсуждения. Затем осуществляется поиск информации: публикации в профессиональных изданиях, интернет-источники, диссертационные исследования, зарубежная литература и так далее. После того как руководитель МО проанализировал источники и выделил наиболее значимые аспекты по теме, учителям, испытывающим потребность в изучении конкретного материала, предлагается литература. Педагогу необходимо подготовить выступление на заседании методического объединения, где помимо анализа публикации выступающий представляет анализ своего опыта в этой области.
Обратимся к конкретным примерам. Школа выписывает достаточное количество профессиональных журналов, в том числе и журнал «Просвещение. Иностранные языки». На мой взгляд, важным является тот факт, что помимо печатной версии есть возможность читать журнал в электронном виде, что, с одной стороны, привносит определённые удобства в жизнь педагога, поскольку предоставляет некоторую свободу и мобильность в работе с материалами издания. С другой стороны, электронная версия журнала даёт возможность оставлять комментарии, делиться профессиональным опытом, мнением с коллегами всей страны, выходя таким образом на другой уровень дискуссии. Среди педагогов нашего методического объединения есть и авторы журнала: это учителя английского языка Лариса Гейнце и Виктория Гагиева, учитель французского языка Оксана Кулинич.
В журнале «Просвещение. Иностранные языки» в рубрике «Молодому учителю» вышла серия публикаций[2] Нины Кирилловны Никоновой: «Начинаем урок английского языка», «Чем труднее, тем легче» (Планируем урок и осуществляем анализ его результатов), «Богатый словарь — успешная коммуникация» и «Грамматика повелевает даже царями». Согласитесь, такие проблемы, как формирование и развитие лексико-грамматических навыков иноязычной речи обучающихся, грамотное начало урока (когда необходимо создать оптимальные условия для мотивации, ввести тему урока и установить благоприятный психологический климат на уроке), сценарное решение урока и его анализ, являются http://www.tilt.tcи для каждого педагога независимо от опыта работы.
Первое дискуссионное заседание нашего методического объединения было посвящено вопросам формирования и развития лексико-грамматических навыков. После выступления педагога с анализом статьи по теме, выделением ключевых вопросов коллектив приступил к обсуждению таких вопросов, как:
- Что такое активная грамматика и в чём её эффективность?
- Какой подход предпочтительнее: индуктивный или дедуктивный? Почему?
- Какие факторы определяют выбор объяснения грамматического материала?
- Какие упражнения необходимы на этапе тренировки?
- Как сформулировать задание, чтобы оно стало коммуникативно направленным? Почему это важно?
При ответе на поставленные вопросы педагоги не просто аргументируют свою точку зрения, но и приводят конкретные примеры заданий, учебных ситуаций. Это позволяет, с одной стороны, молодым учителям приобрести бесценный опыт рефлексивной и аналитической деятельности, профессионального общения, а опытным педагогам, помимо этого, ещё раз пересмотреть свои подходы к организации урока иностранного языка. Обсуждаемые вопросы записаны на доске или представлены в форме презентации, по ходу обсуждения фиксируются ключевые слова, идеи педагогов.
Обязательным этапом является подведение итогов, которое можно организовать разными способами. Наиболее интересно проходит подведение итогов дискуссии, когда задействована и эмоциональная составляющая: каждый учитель получает три «смайлика»: положительный, нейтральный и отрицательный. Каждый участник дискуссии объясняет свой выбор символа-оценки: какой вопрос показался наиболее http://www.tilt.tc, какие способы организации учебной деятельности понравились больше всего.
Дальнейшие дискуссионные заседания методического объединения посвящаются таким вопросам, как сценирование урока и анализ его результатов. Важно сформировать у учителя такое психологическое свойство, как лабильность. Необходимо научить педагога спланировать занятие и при этом предусмотреть различные варианты хода урока, чтобы при необходимости учитель смог отклониться от задуманной траектории и провести урок так, как в данной ситуации это наиболее эффективно.
Таким образом, можно предложить следующий алгоритм проведения дискуссионных заседаний методического объединения с целью развития профессиональной компетенции педагога:
1) определение цели организации дискуссионного заседания МО (на основе анализа деятельности учителей, актуальных проблем, интересующих вопросов);
2) изучение профессиональной литературы по теме (включая периодические издания в печатном и электронном виде);
3) распределение материала среди учителей, которые готовят выступления на заседании МО и подбирают в качестве иллюстративного материала образцы из своей практики;
4) составление вопросов для дискуссии по теме;
5) дискуссия;
6) подведение итогов;
7) определение перспектив развития.
На наш взгляд, такая работа, безусловно, способствует профессиональному развитию учителей, и это напрямую связано с повышением качества образовательного результата. В заключение — несколько практических советов учителю:
- изучайте педагогическую профессиональную литературу;
- внимательно изучайте опыт коллег из других стран и школ нашей страны;
- анализируйте свой педагогический опыт. Это позволит вам выделить сильные и слабые стороны и поможет определить перспективы профессионального развития;
- обсуждайте с коллегами публикации специалистов в области методики обучения иностранным языкам, но обязательно к этому предварительно готовьтесь;
- делитесь опытом с молодыми специалистами и не забывайте о своём постоянном профессиональном развитии;
- обязательно используйте в практике не тольк и электронную версию журнала;
- <учшее в практику своей работы.
[links&resources]
[1] Барбер Майкл. Как лучшие образовательные системы мира выходят вперед. http://www.newsland.ru/news/detail/id/627669
[2] Никонова Н.К. Статьи / Просвещение. Иностранные языки. // Журнал для учителя. — 2011/2012. — № 2–4.
[3] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. — М., 2002.