ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Маргарита СЕЛИВАНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 11 декабря 2012В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в 30 странах мира, российские школьники ни разу не поднялась выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку.
настроение: деятельностное
ключевые слова: метод проектов, социальная успешность, конкурентоспособность, критическое мышление, краткосрочный проект, практико-ориентированный тип проекта
город: Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Российская система образования наполняет головы учащихся большим количеством информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания не учат. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности — вот чему должна учить наша система образования.
Поэтому вполне понятен интерес к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности.
Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление — все это делает применение данного метода особенно привлекательным. И действительно, различные виды учебной деятельности можно выполнять как проект, но зная хорошо основу данной технологии.
Главная задача преподавателя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавании, а на научении.
Необходимо обратить внимание на взаимодействие педагога и студента в ходе проектной деятельности. Каждый студент должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что к его точке зрения относятся с уважением, даже если она не совпадает с мнением преподавателя.
Важно помнить, что только совместная деятельность с преподавателем в ходе работы над проектом даст студенту возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Как я использую проектную деятельность на своих занятиях? Эффективными, на мой взгляд, являются краткосрочные проекты, в рамках одного-двух занятий, когда можно активизировать речемыслительную деятельность студентов и быстро получить конечный результат. Например, при изучении грамматики модальных глаголов и лексической темы «Химическая лаборатория» предлагаю составить правила работы в лаборатории. Студенты биохимического отделения с интересом и энтузиазмом выполняют данное задание, используя свои знания по специальным дисциплинам и знание английской лексики. Этот практико-ориентированный тип проекта позволяет решать практическую задачу, творчески оформленную. Студенты специальности «социальная работа» создают проект идеального специалиста социальной службы. Студенты-экологи создают проект по экологической ситуации города и области.
В приложении к статье приводится план и структура занятия, основанного на методе проектов.
Долгосрочные проекты дают возможность шире рассмотреть исследуемый вопрос, придать более яркую и интересную форму «продукту». Так, планируя проект «Есть ли будущее у химии?», мы думали, с чего начать работу над проектом, как ответить и убедить всех, что будущее у химии есть. В ходе «мозгового штурма» пришли к выводу, что необходимо рассмотреть и детально изучить истоки химии, ее настоящее. Как преподаватель я выполняла функции координатора, куратора и консультанта. Договорились о способах работы: изучение литературы об истории происхождения химии, отраслях химической промышленности, о проведении социологического опроса о личностных качествах студента-биохимика, интервью с преподавателями химических дисциплин, беседа с руководителем музея колледжа.
Мы определили этапы работы над проектом, каждый выбрал вопрос, на который хотел бы найти ответ. Мини-темы получили следующие названия: «Истоки химии», «Химия — ключ к прогрессу», «Области химии», «Студент биохимического отделения», «Преподаватели химических дисциплин», «Поколение химиков», «История биохимического отделения», «Будущее химии».
Работа над проектом потребовала навыков научного поиска, критического анализа, устной и письменной коммуникации. От всех участников требовалось постоянное напряжение внимания, восприятия, памяти «ума», способность генерировать гипотезы и проделывать мыслительные эксперименты по их проверке, умение формулировать окончательные выводы и сообщать их другим, а также способность и умение обосновывать и отстаивать свою позицию на английском языке!
С какими трудностями столкнулись? Не все выполняли взятые на себя обязательства в срок, не всегда студентам удавалось выразить свои мысли самостоятельно. Основная проблема заключалась в том, что студенты не имели опыта работы над таким широкомасштабным проектом. Поэтому важно было объяснить причины неудач, поддержать и создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания.
Возникла еще одна проблема — надо было представить свой проект, но не у всех ребят были навыки публичного выступления, умение отвечать на вопросы. Необходимо было решать проблему по снятию психологического барьера.
Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности было много:
- лучшее усвоение учебного материала;
- стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;
- и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;
- студенты учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.
Вместе с тем из приведенного описания применения технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. Необходимо отметить, что в процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение. Такая способность, будучи присвоенной, останется у будущих специалистов через многие годы учебы, когда конкретные знания, может быть, забудутся. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности.
Таким образом, метод проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.
Проектная деятельность предоставляет педагогу, в том числе преподавателю иностранного языка, широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. В своих учениках мы можем открыть активных и заинтересованных партнеров, а в самих себе — неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Приложение
Для проведения занятия был выбран метод проектов, который позволил активно использовать как коллективно-групповые, так и индивидуальные формы. Всё занятие проходит в виде заочного диалога — ответов на письма друзей из Канады и Англии. В ходе занятия был задействован мультимедийный проектор. Преподаватель выступает в роли консультанта-координатора.
План занятия
Курс: | 1 |
Группа: | 110 |
Специальность: | «Биохимическое производство» |
Место проведения: | Кабинет английского языка |
Время проведения: | 1 час 30 мин. |
Тема занятия: | Наш колледж |
Цели занятия:
Обучающая: |
Совершенствование навыков языковой и речевой компетентности, самостоятельной работы студентов с информационными ресурсами. Развитие креативных способностей, способностей к сравнению и сопоставлению полученных знаний, познавательной активности. Воспитание интереса и любви к учебному заведению, выбранной профессии, воспитание коммуникативной культуры. |
Тип занятия: | Презентация проектов |
Вид занятия: | Практическое занятие |
Методы занятия: | Метод самостоятельной работы студентов, метод учебной дискуссии, интерактивный метод проектов. |
Междисциплинарные связи: |
|
Материально-техническое оснащение: | Компьютеры, мультимедийный проектор, экран. |
Дидактические материалы: | Альбомы, лайнворд, стенгазета, экспресс-тест, слайды, коллаж-портрет, карточки-диалоги, словари. |
Структура занятия
Образовательные задачи этапа учебного занятия | Содержание этапа учебного занятия | Методы и приемы обучения Время |
1. Организационный этап | ||
1. Подготовка студентов к работе на занятии.
2. Обеспечение мотивации учения студентов, принятие ими целей занятия |
1.1. Приветствие.
1.2. Организация внимания студентов. 1.3. Раскрытие общей цели занятия и плана его проведения. |
Объяснение выбора проведения занятия. |
2. Этап подготовки студентов к работе на основном этапе | ||
Активизация знаний студентов. | 2.1. Определение последовательности представления проектов. | Дискуссия о выборе учебного заведения, будущей профессии. |
3. Этап презентации проектов | ||
Формирование представления об истории учебного заведения. | Проект 1. «История колледжа». 1. С чего всё началось… |
1. Рассказ студентки с использованием иллюстративного материала (показ слайдов). Комментарии преподавателя. |
Развитие навыков аудирования. | Проект 2. «Сегодняшний день колледжа». 1. Альбом «Колледж сегодня». 2. Экспресс-тест «Аудитории колледжа». |
1. Презентация альбома, студентка представляет информацию о колледже. 2. Метод письменного контроля. |
Развитие креативного мышления, воображения. | Проект 3. «Наши специальности». 1. Специальности подготовки в колледже. 2. Представление эмблем специальностей подготовки, существующих в колледже. |
1. Фронтальный опрос, представление преподавателем диаграммы количественного состава студентов по специальностям. 2. Творческое моделирование студентов. |
1. Развитие коммуникативных способностей. 2. Умение представить информацию по теме в виде рисунков. 3. Владение речевыми навыками. |
Проект 4. «Преподаватель колледжа». 1. Сообщение о педагогическом коллективе и личностных качествах преподавателей. 2. Образ преподавателя. 3. Лайнворд. |
1. Информация преподавателя и беседа со студентами. 2. Представление образа преподавателя студентом в коллаже-портрете. 3. Самостоятельная работа студентов по описанию предлагаемых преподавателем дисциплин и перевод с английского на русский. |
Обобщение и систематизация знаний по теме. | Проект 5. «Студент колледжа». 1. Социальный портрет студентов. 2. Стенгазета «Наша группа». |
1. Представление проекта в схемах с использованием исследовательского моделирования. 2. Защита микропроекта о жизни группы. |
1. Умение обобщать. 2. Умение работать в сотрудничестве. 3. Развитие умения составлять устное диалогическое высказывание. |
Проект 6. «Внеаудиторная деятельность студентов». 1. Клубы по интересам. 2. Диалог «Мои увлечения». |
1. Рассказ о досуге студентов, который организован в колледже (по слайдам). 2. Составление студентами диалога по предложенным темам. |
1. Воспитание осознанного отношения к социально значимым делам колледжа. 2. Повышение мотивации изучения языка в контексте выбранной профессии. |
Проект 7. «Гордость колледжа». 1. Традиционные мероприятия. 2. Выпускники колледжа. |
Представление проекта о традиционных мероприятиях, акциях проводимых в колледже и о выпускниках, которыми гордимся (по слайдам). |
Развитие творческого мышления. | Проект 8. «Будущее колледжа». |
Письмо-сочинение студентки о будущем учебного заведения. |
4. Этап закрепления, систематизации знаний | ||
Закрепление в памяти студентов основных понятий изучаемой темы. | 4.1. Проверка понимания основного содержания по теме. 4.2. Стихотворение «Мой колледж». |
1. Перевод с русского на английский слайд-фильма «Наш колледж». 2. Чтение авторского стихотворения «Мой колледж». |
5. Этап подведения итогов занятия, домашнее задание | ||
1. Формирование у студентов умений анализировать, сопоставлять. 2. Понимание цели содержания домашнего задания. 3. Оценка работы группы и отдельных студентов. |
1. Таблица «Прошлое и настоящее колледжа». 2. Информирование о домашнем задании. 3. Подведение итогов занятия. |
1. Сравнение прошлого и настоящего в цифрах. 2. Сообщение о работе на занятии (выставление оценок). |
[links&resources]
1. Сахарова В.И. Метод проектов в образовательном процессе. — Кемерово: Издательство ГОУ «КРИРПО», 2007. — 72 с.
2. Губанова, М.И. Организация учебных занятий в учреждениях СПО. Современный урок языка . — Кемерово: Издательство ГОУ, 2006. — 56 с.