SMART BOARD.
КОГДА ДЕТИ ХОТЯТ К ДОСКЕ
Автор: Марина ПОСПЕЛОВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Среда 9 января 2013
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.
Smartphone, Smartbook, Smart TV, Smart Board — эти слова стали уже привычными в нашей жизни. А бывают ещё smart children и smart students, и нам очень хочется, чтобы и наших учеников мы могли так называть. Насколько же современные гаджеты и технологии помогают нашим детям стать умными и образованными?
Об этом размышляет Заслуженный учитель РФ, член авторского коллектива УМК «Английский в фокусе» для начальной школы, учитель английского языка московской школы № 1971
М.Д. Поспелова.
настроение: приветливое
ключевые слова: интерактивная доска, информационные компьютерные технологии, «Английский в фокусе», аудиалы/визуалы/кинестетики, обучение через игру
город: Москва
Сейчас в российских школах проходит эксперимент по апробации электронных учебников, в том числе и в младших классах. Есть мнение, что в ближайшем будущем все учебники будут существовать только на цифровых носителях. У этого соображения есть как сторонники, так и решительные противники.
С одной стороны, мы не можем отрицать, что новые информационные технологии становятся естественными и привычными для всё большего числа учащихся. Действительно, учителю, работающему, скажем, в Москве, трудно представить себе современного ребенка без электронного планшета, например айпада, или не имеющего компьютера дома.
В то же время, наблюдая за школьниками на протяжении многих лет работы в школе, не могу не заметить, что под влиянием современных гаджетов сегодняшние дети стали менее внимательными и уравновешенными, более нетерпеливыми и нетерпимыми.
С помощью современных технологий можно немедленно получить информацию на любую тему и готовые ответы на очень многие вопросы.
К сожалению, это приводит к тому, что дети перестают думать, анализировать, искать оптимальные пути для решения той или иной
задачи — они хотят получать готовые ответы здесь и сразу.
Очень часто родители не в силах контролировать, сколько времени ребёнок проводит за компьютером, а уж об электронных планшетах и говорить не приходится — это постоянные спутники многих современных детей. Ещё года два назад, выполняя обязанности дежурного учителя на переменах, мне приходилось как-то занимать детей: организовывать игры, соревнования, так как иначе они бегали по этажу, рискуя нанести друг другу травмы. Сейчас всё по-другому — большинство детей мирно сидят вдоль стен, уткнувшись в свои гаджеты, совершенно отрешившись от внешнего мира, иногда не слыша звонка на урок. Но это спокойствие совершенно не радует…
При том что ребята успешно общаются в социальных сетях, они часто чувствуют себя неуверенно, когда приходится общаться непосредственно, лицом к лицу. Для многих страх перед выступлением в группе или классе просто непреодолим. А ведь обучение коммуникации — одна из главных задач нашего предмета. Ребёнок может за считанные секунды найти какой-то объект в компьютерной игре на английском языке, но, оказавшись в чужой стране, с трудом может задать простой вопрос, когда ему что-то понадобится…
О том, что современные технические устройства могут существенно подорвать здоровье школьников, с тревогой заявляют сегодня и медики. Некоторые специальные исследования показывают, что использование ноутбуков, электронных книг или смартфонов приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Где же та золотая середина, которая позволит учителю пользоваться достижениями современных технологий во благо, а не во вред ученикам и учебному процессу? Я думаю, что она — в разумном балансе при использовании различных компонентов образовательных ресурсов и в первую очередь в оптимальном сочетании компонентов на бумажных носителях (учебника, рабочей тетради) с цифровыми компонентами (электронными приложениями к учебнику, различными тренажёрами, видеопрезентациями, интернет-сайтами).
В этой статье я хочу поделиться опытом работы с программным обеспечением для интерактивной доски к учебнику «Английский в фокусе» Н.И. Быковой и др., которое выпущено для 2–4 классов.
Особое значение и ценность такое приложение имеет на самом начальном этапе обучения английскому языку, когда у детей ещё нет опыта работы с иностранным языком и удержать их внимание на протяжении 45 минут, отрабатывая несколько слов или структур, крайне сложно.
Программное обеспечение для начальной школы содержит полный учебный курс каждой ступени, а также дополнительные материалы и возможности и представлено следующими разделами:
Modules. Здесь содержатся страницы учебника с уроками(1a, 1b, 2a, 2b и т. д.), разделом Now I Know и сказкой.
Картинки, иллюстрирующие новую лексику и грамматический материал, озвучены. Есть очень полезный справочный раздел с иконками совы и прожектора, где даются правила с иллюстрациями и примерами. В упражнении Chit-Chat озвучен образец. Опираясь на него, дети работают с предложенной лексикой и проверяют правильность ответов по ключам. В зависимости от уровня подготовки учащихся учитель решает, когда необходимо воспользоваться ключами. Сюжетный диалог можно просмотреть на видео с текстом или без него. Предлагается несколько видов работы со страничкой сюжетного диалога из учебника: можно прослушать диалог с опорой на текст или без текста, прослушать фрагменты диалога и подобрать к ним соответствующие картинки, выполнить задания к диалогу, проверив ответы по ключам.
Let’s Play. Здесь представлена анимированная настольная игра к каждому модулю из Рабочей тетради, в которой участвуют две команды. Роли фишек исполняют герои комикса. Там, где возможно, даются ключи (кроме открытых ответов).
Workbook. Здесь даются упражнения на аудирование из Рабочей тетради с ключами.
Arthur and Rascal (3 и 4 классы). Комикс к каждому модулю можно просмотреть на видео (с текстом или без), прослушать, следя по картинкам (с опорой на текст или без неё). Можно прослушать фрагменты комикса и подобрать к ним соответствующие картинки. Есть и свой бонус — игра-пазл, где нужно собрать картинку по мотивам комикса.
Special Days (3 и 4 классы). Здесь даются странички из учебника с материалами о некоторых праздниках и упражнения с различными заданиями, которые уже были описаны выше.
Posters. При нажатии на картинки, иллюстрирующие лексический или грамматический материал модуля, возникает графический и звуковой образ каждой лексической/грамматической единицы.
Spotlight on Culture. В этом разделе помещены странички из учебника с текстами и заданиями по страноведению англоговорящих стран и России, а также даются ключи к заданиям.
Интерактивная доска может использоваться на самых разных этапах урока. Я использую доску прежде всего для семантизации лексического материала и презентации грамматических явлений. На этих этапах требуется максимальное внимание и сосредоточенность детей, а возможности интерактивной доски как раз и позволяют это внимание поддерживать достаточно длительное время. С помощью доски информация может поступать через различные каналы восприятия одновременно. Дети видят и слышат изучаемые слова и структуры, а выполняя различные интерактивные задания у доски (выбирая правильный ответ, соотнося слово и картинку), задействуют ещё и моторную память. Таким образом создаются все условия для успешного восприятия и запоминания материала для визуалов, аудиалов и кинестетиков.
С помощью доски проходит первое знакомство с диалогами в рубрике Chit-Chat, просмотр видео (сюжетного диалога, песенок, рифмовок, сказки и комикса). Отработку новых структур, диалогов, песенок и рифмовок я провожу, как правило, с помощью учебника и аудиодиска. На данном этапе нет необходимости использовать доску: во-первых, глаза детей должны отдохнуть; во-вторых, повторный просмотр одного и того же сюжета уже не вызывает таких ярких эмоций, как первый.
Доска очень удобна для проверки самостоятельной работы учащихся, например, при работе над разделом Now I Know. Дети сверяют свои ответы с ключами, которые выводятся на доску.
Что касается игры Let’s Play, то здесь учитель должен решить, какие задачи для него более актуальны на данный момент. Если дети ещё неуверенно используют материал модуля и необходимо над ним поработать под контролем учителя, используется интерактивный вариант программного обеспечения. Класс делится на две команды, члены каждой команды по очереди делают ход, выполняют задание, а остальные дети следят, правильный ли ответ дан. В случае необходимости учитель поправляет учеников. Если же дети хорошо усвоили материал, они играют на бумажном поле из Рабочей тетради парами или небольшими группами. В этом случае каждый ученик получает возможность повторить больший объём материала.
Типы заданий, которые содержатся в программном обеспечении, можно разнообразить, используя инструментарий интерактивной доски. Например, с помощью инструментов pencil и highlighter можно подчеркнуть или выделить изучаемые слова или структуры в тексте, отметить правильный ответ. Работая над правилами чтения, в частности, над скороговоркой, я с помощью инструмента hide part of the screen по очереди закрываю слова. Дети повторяют скороговорку несколько раз, восстанавливая каждый раз всё больше и больше скрытых слов, и в итоге быстро запоминают текст. Таким же образом можно учить рифмовку или песенку. Если я не ошибаюсь, этот вид работы называется a disappearing text. О возможностях использования других инструментов при работе с приложением можно прочитать в инструкции user’s manual, которая находится на диске.
Если по расписанию уроки оказываются ближе к концу учебного дня или проходят в последние дни перед каникулами, работа с доской помогает и в такое не самое продуктивное время поддержать интерес детей и их работоспособность.
Подведу итоги. Работа с программным обеспечением для интерактивной доски:
- обеспечивает успешное усвоение материала учащимися с разными доминирующими типами восприятия, так как позволяет использовать все каналы;
- может успешно применяться на различных этапах урока и при обучении всем видам речевой деятельности;
- предусматривает частую смену видов деятельности и большое разнообразие заданий, что помогает поддерживать внимание учащихся;
- позволяет вовлечь в работу всех учащихся, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, развивает интерес и мотивацию к изучению английского языка — равнодушных, как правило, нет;
- сокращает время учителя на подготовку к уроку, заменяет плеер, видеомагнитофон, различные наглядные пособия.
При этом, поскольку работа с интерактивной доской находится под полным контролем учителя, она является одной из самых оптимальных в обучении иностранному языку, если говорить о smart технологиях (по сравнению, скажем, с теми же электронными планшетами). Работая с интерактивной доской, следует обратить внимание на следующие моменты:
- Продолжительность работы с доской на уроке должна быть нормирована (не более 15 минут).
- Поскольку все дети рвутся отвечать у доски, и, если спрашиваешь не их, очень огорчаются, приходится устанавливать очерёдность и строго её соблюдать.
- Если учебник не имеет программного обеспечения для интерактивной доски, найти его бывает достаточно сложно. Приходится пользоваться материалами, выпущенными к другим УМК, или создавать собственные, что является достаточно трудоёмким процессом, хотя и увлекательным, творческим.
Не могу не отметить, что работа с интерактивной доской приносит огромное удовольствие не только учащимся, но и учителю. И очень хочется пожелать, чтобы как можно больше коллег и их учеников получили возможность работать с этими замечательным устройством — ценным ресурсом эффективного обучения на уроке.