ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ — РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Автор: Василий ЗЫКОВ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Среда 3 апреля 2013В последние годы общественные и профессиональные объединения педагогов стали значительным явлением социально-культурной и инновационной деятельности, элементом и организационной основой гражданского общества. Общественные объединения — это площадка для выработки и отработки наиболее эффективных и универсальных технологий. О растущей роли общественных объединений в педагогическом процессе свидетельствует внимание к ним со стороны центральных и местных властей.
настроение: организационное
ключевые слова: учебный процесс, обеспечение учебных процессов, эффективность учебного процесса, педагогическое мастерство, самообразование педагогов, научно-методическая работа
город: с. Боринское, Липецкий р-н, Липецкая обл.
Инновации в образовании можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов решения возникающих в образовании и обществе проблем. Одно из профессиональных объединений в нашей школе, успешно решающее эту задачу, — кафедра иностранных языков. Наша кафедра объединяет девять педагогов, в числе которых есть молодые специалисты. Для работы кафедры иностранных языков характерно взаимопонимание, взаимозаменяемость, взаимоподдержка. Кафедра иностранных языков как профессиональное объединение является как ресурсом развития инновационной деятельности современного учителя, так и стимулирующим элементом профессионального роста педагогов. За несколько лет в нашей гимназии сформировалась единая система планирования работы предметных кафедр. При разработке плана работы кафедры на новый учебный год учитывается значение инноваций в педагогической практике, с чем связано углубление содержания её работы и обновление форм проведения заседаний кафедры. Хорошо зарекомендовали себя и традиционные (теоретический семинар, семинар-практикум) и нетрадиционные формы работы (педагогическая мастерская, мастер-класс, деловая игра, уроки-презентации, интегрированные уроки).
Нами разработана следующая структура работы предметной кафедры гимназии:
- Ведущие направления, выбор методической темы, главные цели.
- Методическое обеспечение учебного процесса.
- Дидактическое и материально-техническое обеспечение учебных процессов.
- Анализ эффективности учебного процесса.
- Повышение педагогического мастерства.
- Самообразование педагогов.
- Научно-методическая работа.
В планировании работы кафедры отражается также система повышения квалификации, участие в работе педсовета, семинарах, круглых столах, предметных неделях.
Цель методической работы — освоение наиболее рациональных методов педагогической деятельности и методов подготовки педагога к организации образовательной работы, обмен опытом, выявление и внедрение актуального педагогического опыта. Методическая работа — школа навыков педагогического анализа, школа роста профессионально-педагогического мастерства и компетентности.
Иностранный язык в школе один из самых трудных предметов, чтобы его знать, нужно трудолюбие, усидчивость, а порой и просто заучивание. Работа по мотивации учащихся, развитию их интереса к изучению иностранных языков — проблема номер один. Наши учителя успешно справляются с этими задачами. В этом нам помогают желание творчески работать, умелое руководство кафедрой иностранных языков, электронные образовательные ресурсы и строгий учёт всех педагогических находок, которые наработали наши педагоги за многие годы своей педагогической деятельности. Так что наша кафедра — это копилка передового педагогического опыта и центр реальной помощи, особенно молодым специалистам. Наша гимназия дважды становилась победителем национального проекта «Образование», полученное в качестве награды оборудование эффективно работает в учебном процессе. Так, на уроках наших учителей часто используются интерактивные доски, анимационная грамматика, памятки для развития учебных умений, тесты для определения уровня развития общеучебных умений и навыков. Современные компьютерные технологии дают возможность учителю полностью раскрывать свой творческий потенциал и позволяют поддерживать в учащихся интерес к изучению иностранного языка. Только за последние два учебных года нашим профессиональным объединением был подготовлен и проведен ряд интегрированных уроков английского языка и истории по теме «Открытие Америки», «Далёкая Австралия». Уроки-презентации «Музыка в нашей жизни», «Книга-источник знаний» получили отличную оценку со стороны присутствующих и были настоящим мастер-классом для молодых педагогов.
Кафедра иностранных языков гимназии много работает по организации самообразования педагогов. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. В поле зрения работы кафедры иностранных языков находится прохождение курсовой подготовки. Работа по этому направлению строится совместно с администрацией с учетом стратегических задач, сформулированных программой развития нашего учебного заведения, и направлена на то, чтобы помочь учителю в самоорганизации, в осознании ценностно-целевых ориентиров профессиональной деятельности.
Одно из ключевых направлений работы нашей кафедры — освоение инновационных образовательных технологий. В рамках реализации этого направления все учителя прошли курсовую подготовку по http://www.tilt.tc вопросам своей деятельности.
Практически ежегодно в нашу гимназию приходят молодые специалисты — в связи с этим резко повышается роль института наставничества. Как показывает анализ школьной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.
Наставники помогают молодым коллегам в разработке рабочих программ по предмету, тематического планирования, поурочного планирования и общей психологической адаптации к работе в школе с детьми. Молодому специалисту обязательно надо оказать помощь в разработке программы собственного профессионального развития, в выборе приоритетной методической темы для самообразования; в освоении инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании; в подготовке к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда. Надо заметить, что учителя иностранных языков готовят себе смену. Только за последние три года в гимназию пришли четверо молодых учителей иностранного языка. Все они выпускники нашей гимназии. Активная деятельность учителей иностранного языка в рамках профессионального объединения активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога.
В современных условиях каждый педагог должен обеспечить успех ученика, а успех ученика есть успех работы учителя.