ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Автор: Наталия ЛАПИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 24 апреля 2013В Российской Федерации проживает более 38 млн детей и учащейся молодежи, что составляет более четверти населения страны. И очевидно, что будущее нашего государства определяется уровнем их образования, воспитания, физического и духовного развития, гражданского становления. Для решения такой важной проблемы используются современные педагогические технологии при обучении иностранным языкам.
настроение: ответственное
ключевые слова: современные технологии обучения, информационные технологии, кейс-технология, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, познавательная деятельность, личность ребёнка
город: с. Оленье, Дубовский р-н, Волгоградская обл.
Есть только два направления изменения человека —
развитие либо деградация.
Поэтому если образование не способствует развитию,
то оно будет служить деградации.
Гордон Драйден
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.
Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:
- внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;
- перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.
Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоёмкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, обладающие гражданской ответственностью, которые смогут принимать ответственные решения в проблемных ситуациях и будут способны к взаимодействию с сотрудниками.
На мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы:
- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.
Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю немецкого языкa особенно близки и интересны следующие:
- технология уровневой дифференциации;
- игровая технология;
- бучение по станциям;
- мультимедийные технологии;
- кейс-технология;
- метод проектов;
- оnline-обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология интерактивного обучения;
- обучение в сотрудничестве;
- развивающие технологии.
Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.
Метод проектов, применяемый мной с начального этапа обучения, дает прекрасные результаты:
- проекты используются на уроках в качестве наглядного и дидактического материала;
- дети выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками;
- участвуют в Неделях науки и олимпиадах;
- повышают свой уровень культуры;
- устанавливаются межпредметные связи;
- лучшие работы представляются на педагогические сайты;
- растет самооценка личности школьников;
- учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;
- получают опыт владения современными компьютерными технологиями;
- учатся слушать немецкую речь и понимать друг друга при защите проектов;
- расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;
- работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичными текстами, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.
Online-обучение позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, в классе работа на языковых сайтах делает сам процесс обучения разнообразным и открывает доступ к различным источникам информации.
Здоровьесберегающие технологии
Учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Такое поведение служит сигналом, что учащиеся утомлены.
Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2–5 мин.) в виде физических упражнений. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на немецком языке, любят играть в разные подвижные игры.
Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.
Обучение по станциям — немецкая мотивационная методика К. Рауер, применяется при итоговом контроле.
Преимущества:
- ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;
- задания имеют различную степень сложности;
- на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;
- задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;
- развиваются навыки самоконтроля, повышается чувство ответственности;
- постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости;
- учитель выступает не в роли контролера, а как помощник и координатор;
- возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.
Проблемой считаю трудоемкость подготовки.
Методы кейс-технологии основаны на решении конкретных проблем, задач.
Метод ситуационного анализа — позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученикам предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Кроме текста, учащиеся получают вопросы:
- В чём заключается проблема?
- Каковы причины её возникновения, указанные в тексте?
- Как вы можете объяснить возникшие трудности?
- Каков выход?
В методе инцидента учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации в стране. Имеющейся информации недостаточно, поэтому учащиеся сами находят информацию для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.
Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.
Проблемы: недостаточный словарный запас не позволяет учащимся выражать свои мысли, в учебниках недостаточно материала для применения данных методов.
Информационные технологии и интернет-ресурсы
Формы и аспекты работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка включают:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- развитие умений диалогической и монологической речи;
- развитие умений письма;
- отработку грамматического материала.
Кроме того, можно эффективно наладить работу, направленную на поддержку контактов школьников со сверстниками в Германии. К тому же учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т. п.
Интерактивная технология обучения
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке — то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.
Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.
Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:
а) Что будем делать?
б) Как будем делать?
в) Сколько времени?
г) В каком виде будем проводить?
д) Итог?
Технология сотрудничества
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 –4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.
Развивающие технологии
Иностранный язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть его способности.
Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну — за оформление, вторую — за материал на немецком языке. Выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию.
В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем селе и рассказать о нем на немецком языке. О Москве учащиеся пишут рефераты и защищают их. При изучении тем в старших классах, таких как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Например, «Мой любимый композитор Гайдн», «Моцарт», «Бетховен», «Музыка».
Учащиеся средних классов школы очень любят составлять кроссворды по изученной лексике разных тем. Эти кроссворды помогают организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении немецкому языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; старшеклассники делают художественный перевод стихотворений. Ученики с удовольствием делают поделки и рисунки по теме «Времена года», макеты часов и сувениры к пасхе. К рождеству ежегодно проводится конкурс поздравлений на немецком языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и многое, многое другое.