К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
Автор: Ирина ЛЯШЕНКО | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 29 апреля 2013Говорить свободно на английском языке — мечта или необходимость в современном обществе? Общество стало более открытым. Современные учащиеся получили возможность путешествовать за границу, узнавать много нового, общаться со своими сверстниками на иностранном языке. Таким образом, у детей появилось больше возможностей использовать английский язык. Соответственно, потребность в языке выросла многократно, что, безусловно, влечёт за собой изменения в методике преподавания английского языка в школе.
настроение: деятельное
ключевые слова: УМК “Starlight”, ФГОС, начальная школа, мини-проекты, английский язык, коммуникативные навыки
город: Москва
Федеральный Государственный Стандарт четко формулирует эту задачу:
«… современный выпускник должен свободно говорить на иностранном языке…»
Реализовать эту задачу нужно нам, учителям, и начинать надо с начальной школы.
Я бы хотела поделиться с коллегами опытом преподавания английского языка в начальной школе с введением новых стандартов. Безусловно, мы столкнулись с выбором учебно-методического комплекса, который бы полностью отвечал ФГОС, так как учебники предыдущего поколения не справлялись с поставленными перед нами задачами. Как показала практика, мы сделали правильный выбор: УМК “Starlight” (совместное издание издательств «Просвещение» и Express Publishing) для начальной школы способен реализовать новые задачи, поставленные временем.
И вот два года работы по “Starlight-2” и “Starlight-3” позади, и у меня возникло желание поделиться своим практическим опытом. Следует отметить, что у меня нет цели продвигать какое-либо издательство, я просто заинтересована в повышении качества преподавания английского языка в начальной школе.
Основное преимущество “Starlight” — это направленность на развитие коммуникативной компетенции учащихся на ранней стадии обучения английскому языку, что по ФГОС является одной из основных целей изучения английского языка. В этом его отличие от учебников старого поколения, перегруженных грамматикой, где с третьего класса вводился Past Simple, a с четвертого — Present Perfect. В итоге учащиеся не могли вступить в коммуникацию, имели мало навыков социального общения на английском языке (в лучшем случае это были заученные наизусть «топики»).
Работая по “Starlight”, к концу второго класса дети научились рассказывать о себе, своей семье, животных, спрашивать о погоде, любимой еде, при этом используя простые грамматические конструкции с глаголом “to be” “сan”, “have got” и два настоящих времени (Present Continuous и Present Simple).
В третьем классе в “Starlight-3” практически не вводится новый грамматический материал, за исключением конструкций “there is/are”, “these /those” и “some/any”. Не вводится прошедшее время, что может шокировать любого российского учителя!
Практика показала: именно это дает возможность учащимся ввести в речь то, что прошли во втором классе. Система развития по спирали (Round up) с многоразовым повторением пройденного материала дает возможность научиться говорить детям с изначально разными способностями.
Для более способных детей предлагается раздел “Storyland” с прекрасными русскими сказками, например, «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сивка-Бурка». Во втором классе «Сказку о рыбаке и рыбке» мы использовали лишь для отработки навыков чтения и с удовольствием смотрели версию на DVD, а в третьем классе работа с «Сивкой-Буркой» получилась гораздо эффективнее. Этот раздел позволяет отработать навыки чтения, навыки пересказа с опорой на ключевые слова, помогает расширять лексический запас и развивать темп речи.
Обсуждая самую первую ступень обучения языка (обучение алфавиту и чтению), нельзя не выделить заслуги вводно-фонетического курса, в ходе которого за 8 недель учащиеся второго класса выучили алфавит, овладели навыками чтения, научились распознавать транскрипционные знаки. В нашей гимназии мы отказались от ставшей модной тенденции к обучению английскому языку с первого класса. Дети, придя в первый класс, должны освоить общеучебные умения и навыки, выучить русский алфавит и научиться читать на родном языке, а затем приступать к изучению иностранного языка. Правильность этого решения была подтверждена на практике — наши теперешние второклассники справились с программой не хуже тех, кто начинал учить английский с первого класса.
Оригинальная идея, предложенная авторами учебника, — учить буквы так, как они читаются, а не как произносятся в алфавите (например, букву «c» учим как «k» — Cat {kat}). Она позволила детям быстрее и легче научиться читать и избежать путаницы. Алфавит в его оригинальном звучании выучивается позже как рифмовка.
Работа над фонетикой не прекращается с окончанием вводно-фоне¬тического курса. Фонетический раздел есть в каждом модуле, это очень помогает учителю в постановке произношения и интонации учащихся. Научиться «красиво звучать» гораздо легче на начальной стадии обучения.
Разнообразные песни и рифмовки, предлагаемые в учебнике, являются хорошим фонетическим ресурсом.
Проектная технология, использующаяся в этом учебнике, позволяет начинать работу над мини-проектами с первого модуля. Например, “Му House” помогает отработать лексику и тренировать употребление глагола “to be”, “My monster” прекрасно отрабатывает конструкцию “have got”, а проект “In My Zoo” поможет закрепить лексику и грамматику (в данном случае множественное число существительных).
Дети с удовольствием сопровождают свои речевые высказывания рисунками, проявляя фантазию и творческие способности.
В третьем классе раздел “World Around Us” позволяет перейти к более серьёзным проектно-исследовательским работам (например “Recycling”, “The Life of insects”).
Учебник дает большие возможности для интегрированных уроков. Во втором классе они посвящены теме музыки.
В четвертом модуле при изучении лексики на тему музыкальных инструментов и глагола “can” получается очень интересный интегрированный урок. При прохождении числительных в пределах 20 урок английского языка комбинируется с математикой.
Ученики второго класса решали задачи на сложение и вычитание, умножение и даже вычисляли периметр геометрических фигур (видеоуроки можно увидеть на сайте гимназии www.1579.ru).
Интегрированные уроки дают детям возможность увидеть практическую пользу от изучения английского языка, понять, что овладение языком становится не целью, а средством познания разных сфер жизни. Это прекрасно мотивирует к изучению английского языка.
Технология ведения портфолио — ещё один немаловажный инструмент, заложенный в учебнике. Он является средством самоконтроля, самооценки и помогает учителю в общении с родителями.
Уже упомянутый раздел “Storyland” c прекрасными песнями к сказке «Сивка-Бурка» не может оставить равнодушным творческого учителя, он подает идею к концу третьего класса поставить с детьми музыкальный спектакль «Сивка-Бурка». Спектакль является своего рода творческим отчётом о проделанной за два года обучения работе.
Данный вид работы позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, раскрепоститься, преодолеть языковой барьер,
а родителям — воочию оценить достижения своих детей за два года обучения.
Найти идеальный учебник для всех очень трудно, а скорее всего, и невозможно, но перечисленные выше достоинства УМК “Starlight-2”, на мой взгляд, будут способствовать повышению качества образования в соответствии с изменившимися требованиями к обучению иностранному языку, предъявляемыми современным обществом.
P.S. В заключение мне бы хотелось ответить коллегам, которые считают, что “Starlight” — слишком лёгкий учебник для школ с углублённым изучением английского языка. Коллеги, давайте научим детей не бояться говорить просто! Основная цель обучения ИЯ в начальной школе — заложить правильные основы и сформировать мотивацию к изучению ИЯ. Дети должны начинать учить английский с удовольствием, процесс обучения должен быть простым и понятным. Это и есть основные предпосылки к формированию мотивации достижения успеха.
«Я могу хорошо говорить по-английски! Это здорово! — I can speak English really well! It’s cool!»