ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга КАЗАКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Пятница 19 апреля 2013
По мнению ученых и психологов, комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на их эмоциональную сферу. Музыка, представляющая собой, по словам В. Леви, сильнейший психологический побудитель, является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, известным с давних времен. Так, в школах Древней Греции тексты разучивались пением, а в начальных школах Индии азбуку и арифметику учат пением и сейчас. В некоторых странах специально издаются песни для обучения наиболее распространенным языковым конструкциям, сопровождаемые пояснениями и заданиями на понимание.
настроение: креативное
ключевые слова: воздействие на эмоциональную и мотивационную сферу личности, носитель культурологической информации, расширение лингвострановедческого кругозора, формирование и совершенствование базовых речевых навыков и умений, снижение психологической нагрузки
город: г. Череповец, Вологодская обл.
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в овладении иностранным языком на всех этапах обучения. Песенный жанр, благодаря наличию вербального текста, способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка, воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память, содействовать эстетическому воспитанию. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению языкового материала в связи с действием механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой — носителем культурологической информации.
С помощью песен учащиеся могут получить знания:
- фоновой лексики в рамках изучаемой темы;
- реалий страны изучаемого языка (города, природные условия, сведения из истории);
- детского фольклора.
А также умения:
- употреблять формулы речевого этикета в разных ситуациях (знакомство, поздравление, выражение радости и т. д.);
- участвовать в культурных мероприятиях, празднованиях, связанных с обычаями страны, в различных видах деятельности, в которых отражаются исторические и культурные события.
Основные принципы отбора песенного материала для использования на уроках английского языка:
- принцип аутентичности, обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся, в соответствии с этим принципом исходным пунктом отбора служат народные песни, рифмовки и припевки;
- принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся. Этот принцип позволяет отобрать песни с яркой запоминающейся мелодией;
- принцип методической ценности для формирования и совершенствования базовых речевых умений школьников, который обеспечивается соответствием песенного материала тематике устной речи и чтения на данном этапе обучения.
На разных этапах обучения можно использовать различные задания при работе с песней. Их выбор и последовательность зависят от возраста учащихся, степени обученности, от содержания и тематики песни. Примерный алгоритм работы может быть следующий:
- Учитель сообщает краткую информацию о песне и истории ее создания и логически связывает работу с ней с предыдущим этапом урока. Для обеспечения полного понимания лексико-грамматических структур можно использовать дословный перевод и привлечь к нему учащихся.
- Перед первым прослушиванием песни школьникам предлагается обратить внимание на характер песни, аккомпанемент и манеру исполнения.
- После первого прослушивания с помощью вопросов проверяется степень понимания текста песни учащимися.
- Учитель выделяет в тексте песни грамматические явления и новую лексику и обеспечивает их закрепление.
- Фонетическая отработка текста. Учитель обращает внимание детей на произнесение звуков, слов, фраз.
- Повторное прослушивание песни с опорой на текст.
- В процессе совместного исполнения песни разучивается мелодия.
- На последующих уроках песня пропевается 1–2 раза до полного усвоения.
При работе с песней без зрительной опоры учащиеся находятся в ситуации активных слушателей, и им могут быть предложены различные таблицы для заполнения: о чем эта песня, кто главные герои, как они описываются, где и когда происходит действие, какие чувства вызывает песня. Учитель может организовать работу с лексикой песни и спросить, какие слова и фразы учащиеся запомнили при прослушивании, из перечня слов и выражений выбрать те, которые были в песне, выбрать правильные утверждения по характеристике героев и событий и т. п.
После прослушивания песни учащимся можно предложить индивидуальные или групповые задания творческого характера: создать новую песню, используя схему и структуру данной, сочинить еще один куплет песни, придумать рекламу песни и ее исполнителя для молодежного журнала.
Приведу несколько примеров использования песен из моей практики. Уже на самом первом уроке английского языка во 2 классе, когда обсуждаются значение и цели нового предмета, мои ученики разучивают знаменитую песню «Happy Birthday to you», которая помогает тренировать английские звуки, запомнить речевое клише-поздравление, узнать о традициях празднования дня рождения в англоговорящих странах. Позже дети разучивают песни «Музыканты» и «Полька с животными», с помощью которых запоминают новую лексику. В средних классах мы распеваем песню «Five Little Ducks», когда изучаем простое прошедшее время, и «Jolly Herring» — когда изучаем простое будущее время. При изучении лингвострановедческого материала, связанного с США, учащиеся знакомятся с песнями «America the Beautiful», «Home on the range», а старшеклассники поют известную песню Битлз «Yesterday», которую при желании можно использовать и как тему для обсуждения и развития умений неподготовленного высказывания.
В заключение хочется добавить, что использование песен на уроках английского языка способствует созданию благоприятного психологического климата, снижению психологической нагрузки, повышению эмоционального тонуса. При этом активизируется речевая деятельность учащихся, поддерживается их интерес к изучению языка.
[links&resources]
1. Евдокимова М.М. Концепция школы диалога культур В.С. Библера в контексте музыкальной педагогики // Дополнительное образование. — 2004. — № 10.
2. Касюк А.Я. Социокультурный аспект и его учет в процессе обучения иностранным языкам // Инновации в образовании. — 2003. — № 3.
3. Куклина С.С. Диалог культур становится реальностью // ИЯШ. — 2002. — № 6.
4. Перкас С.В. Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении страноведческого материала // ИЯШ. — 2004. — № 1.
5. Поспелова Н.В. Лингвокультуроведческий подход к изучению иностранных языков // ИЯШ. — 2005. — № 1.