ТАЛАНТ – ЭТО ТРУД И РАДОСТЬ!
Автор: Екатерина ДРОЗДОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 15 апреля 2013В настоящей статье хочу рассказать об опыте работы с одарёнными учащимися.
настроение: оптимистическое
ключевые слова: английский язык, творчество,
внеурочная деятельность, талант, мотивация
город: с. Володино, Кривошеинский р-н, Томская обл.
Талантливым рождается каждый ребёнок,
Но не всем удаётся талант свой развить.
Труд, только труд, для мальчишек, девчонок —
И тогда можно радость себе подарить!
Екатерина Дроздова
Я работаю учителем английского языка в Володинской школе уже 31 год. За эти годы я выпустила в большую жизнь не одну сотню прекрасных молодых людей, многие из которых радовали и себя, и меня своими успехами. Да, были и такие, кто создавал проблемы. Но перед нами, учителями, всегда стоит задача в каждом ученике увидеть одарённого человека.
Хочу рассказать о системе работы с одарёнными детьми старшего звена, о развитии их творческих способностей средствами своего предмета как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
С уверенностью могу констатировать, что талантливых детей очень много, надо только помочь им найти себя, раскрыть их природный дар, не дать ему заглохнуть.
Учителя нашей школы работают сегодня по Программе развития образовательной системы школы, целью которой является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина» и «гражданина».
Социально-педагогические задачи при этом следующие:
- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель-ученик», «ученик-ученик» «учитель-учитель», «учитель-родитель», «ученик-родитель»).
При успешном решении этих задач выпускник нашей школы — это социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества, что обеспечивается развитостью всех групп способностей: художественных, социальных, физических, определяющих характер и успешность взаимодействия с социумом. Он — человек, ориентированный на познание себя, людей, мира. Его характеризует развитость рефлексии, способность к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением. Выпускник школы обладает стойким гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе. Он — гражданин, патриот, остро ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества, интеллигент, приверженный общечеловеческим и духовным идеалам. Наконец, он — труженик, ориентированный на целесообразную деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
Программа развития нашего образовательного учреждения сформирована как совокупность проектов, выстроенных для достижения обозначенных выше задач в рамках имеющихся ресурсов и действующих ограничений. Один из проектов — «Развитие коммуникативной культуры обучающихся средствами английского языка».
Главная цель моего проекта — воспитание человека культуры средствами иностранного языка, способного к межнациональному общению на основе богатой истории своей родной культуры; создание такой структуры, которая с раннего детства представляла бы собой возможность обучения культуре общения, нравственным нормам, обеспечивающим внутреннюю готовность человека в дальнейшем пополнять знания, расширять кругозор, повышать мастерство.
Мы живем в сельской местности. Для многих из нас эта «старая добрая Англия» кажется совсем на другой планете. Нашим ученикам ближе, понятнее и интереснее слушать и обсуждать темы, разговоры наших родителей о нашем хозяйстве, о деревне и её проблемах. Мы любим нашу природу, наши леса и поля, и нам важно, чтобы наши ученики всегда любили свою малую родину и стремились остаться в деревне. Но в то же время нам необходимо прививать любовь и уважение к другим народам, а знание родной культуры и традиций поможет узнать другую культуру, сравнить их, понять и полюбить другую культуру.
Если усилить роль обучения ИЯ в воспитании человека культуры, использовать весь воспитательный потенциал ИЯ как межпредметной учебной дисциплины, то это будет способствовать приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым лучшему осознанию своей собственной культуры. Нужно приветствовать стремление подрастающего поколения к пониманию людей разных культур и работать над этим надо в школе, в том числе средствами ИЯ, потому что у ИЯ как учебного предмета есть для этого весьма эффективные средства.
Первые 11 лет в школе я вела немецкий язык, так как английский не преподавался вообще, им я занималась только эпизодически и только с теми учениками, которые приезжали к нам из других школ. Поэтому, когда ввели английский на постоянной основе в 1992 году, пришлось самой сесть за учебники. Я и до сих пор люблю заниматься самообразованием. Регулярно повышаю свою квалификацию. Делюсь опытом своей работы с коллегами, молодыми специалистами. Окончила курсы в Британском Совете, защитив проект по созданию методического пособия по английскому языку и опубликовав его. За это я была удостоена Сертификата «Мастер-учитель». Использую любую возможность для участия в семинарах муниципального, регионального и даже международного уровня. Так, благодаря участию в американских конкурсах, побывала на семинарах в международных школах Лондона и Оксфорда, Нью-Йорка и Бостона, была даже в Гарварде. Меня эти поездки сделали богаче, я столько нового смогла рассказать и показать детям! Участвую в профессиональных конкурсах разных уровней, дважды была победителем ПНП «Образование». Меня часто спрашивают: зачем тебе это надо? Не знаю зачем, просто не могу по-другому. Думаю, если дети видят, что их учитель постоянно трудится, то и у них появляется стимул проявлять старание и в учёбе, и в других делах.
Наша школа сельская, не очень большая — 170 детей. И если раньше у нас были параллельные классы, то сейчас их не осталось совсем. Наши сельские ученики по своим возможностям и способностям отличаются от городских. В каждом классе, наряду со средними и даже очень слабыми учащимися, есть один-два одарённых ребёнка. И перед учителем ИЯ, как и перед любым другим, всегда встаёт задача поиска особых подходов, тактических и стратегических решений в ходе педагогического взаимодействия с талантливым ребёнком.
Дети разные, но большинство из них с увлечением учат предмет «иностранный язык», поэтому абсолютная успеваемость составляет 100 %. Качественный показатель за последние три года по английскому языку тоже немного повысился, с 62 % до 67 %, что говорит о повышении мотивации.
В практике своей работы я использую многие технологии: технологию сотрудничества, критического мышления, проектные и информационно-коммуникационные технологии. Технология сотрудничества — одна из новых педагогических технологий, очень интересная. Сотрудничество — это такой тип взаимодействия, дающий возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность каждого ребёнка. Сотрудничество предполагает также равенство психологических позиций участников, личностно-ролевое участие, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности.
Меняется стиль отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиль поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть учитель приобретает роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Меняется психологическая обстановка в классе, для большинства детей процесс обучения становится радостным и желанным. Стиль взаимоотношений тоже меняется.
Учитель воспитывает в детях доброжелательность, сопереживание, чувство взаимопомощи и поддержки друг друга, уважение к чувствам и мыслям других людей — общепризнанные ценности и качества личности, которые наиболее востребованы в современном мире. При такой новой педагогической технологии и продвинутые, и средние, и отстающие учащиеся имеют равные возможности улучшить свои же собственные показатели предыдущего опроса, тестирования, зачёта и т. д., то есть это означает, что можно эффективно организовать контроль усвоения изученного материала.
Процесс обучения иностранному языку в средней школе эффективнее, а дети ещё лучше раскрываются, если при этом большая роль отводится внеурочной и внеклассной работе. Это способствует более прочному усвоению изучаемого языкового материала, приучает детей к чёткой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно. Развиваются индивидуальные способности и личностные качества учащихся: тренируется ум, память, внимание, воспитывается умение работать в команде, ответственность каждого перед своими товарищами, а также формируются положительные эмоции у учащихся, чувство успеха и уважения к культуре и народу страны, язык которой они изучают, и, конечно же, развиваются творческие способности детей. Мои ученики проявляют большую активность во внеурочной деятельности, и эта работа стала неотъемлемой составляющей всего образовательного процесса.
Каждый год я провожу неделю или декаду английского языка, в которых принимает участие большая часть детей. Во время недели, посвящённой Шекспиру, дети рассказывали о биографии великого драматурга, читали его сонеты в переводе С. Маршака, узнали, что такое английские лимерики. Самые маленькие делали рисунки к лимерикам, принесли свои детские книжки со стихами английских поэтов, тоже в переводе Маршака. На вечера всегда приходят гости — выпускники прошлых лет. Своими впечатлениями они потом делятся на страницах районной газеты.
В декаде, посвящённой юбилею Томска, дети писали сочинения о городах Томской области, об университетах Томска, о знаменитых людях. Учащиеся средних классов разгадывали кроссворды о Томске, знакомились с легендами о городе. Заключительный вечер декады назывался «В краю кедровом». На нём мы рассказали об истории Томска, о людях, достопримечательностях города, а также подвели итоги всей декады. В этом празднике отличились 56 учеников, это больше половины. Что касается их учителя, то я тоже приняла участие — сочинила стихи о нашем городе на английском языке и прочитала их на вечере.
Несколько лет назад мы решили изменить работу в этом направлении, а именно: в нашей школе прошёл районный театральный фестиваль «Менестрель», в котором приняли участие шесть школ нашего района. На трёх языках: английском, немецком, французском — дети рассказывали всем присутствующим — а их было более восьмидесяти, — кто такой Менестрель, а потом показывали инсценировки сказок, стихов, пели песни. Получилось очень интересно! Было решено продолжать работать в этом направлении, проводить такой фестиваль ежегодно.
Я уделяю особое внимание работе с одарёнными учениками. Одарённые дети участвуют как в школьных олимпиадах, так и районных, бывает, и в областных, нередко являясь призёрами и победителями. Мои ученики участвуют в Международном игровом конкурсе «Бульдог» (35 учащихся), в региональном конкурсе перевода поэтических произведений. В конкурсах «Год американской литературы в школах Томской области» (2010) и «110 лет со дня рождения Уолта Диснея» (2011) мы вышли в финал в заочном туре и нас пригласили участвовать в очном, который проходил в областной библиотеке имени Пушкина. Организаторы — Американский Совет и Посольство Америки в России. Мы получили Сертификаты Достижений за знание американской литературы и за хорошую подготовку детей к конкурсу.
Как учитель английского языка два года назад я предложила нескольким ребятам с активной жизненной позицией принять участие в работе Международного лагеря «Космополитан», который находится около Новосибирска. Двое ребят съездили и не пожалели об этом. Они там не только улучшили свой английский, но и приобрели хороший опыт в организации командных дел, проектов и просто пообщались со сверстниками из других регионов, стран.
Как классный руководитель в 2008 году я выпустила очень успешный 11 класс, в котором было 26 учащихся. В их классном портфолио много грамот: за участие и победы в олимпиадах, спортивных соревнованиях, экологических и научно-исследовательских конференциях, в конкурсах: «Ученик года», «Листая страницы войны», в деловой игре «Профессия — юрист», «Юный правовед», «Молодые лидеры России», за инициативу и проведение КТД, за участие в областных конференциях и социально значимых проектах. Два выпускника стали лауреатами — Премии Губернатора и Премии Думы Томской области. Два лауреата в одном классе!
Сейчас мои воспитанники — студенты томских ВУЗов и колледжей. 13 человек поступили в вузы. Я уверена, что все они и в дальнейшем будут успешными, с активной жизненной позицией, всегда будут настойчивы в достижении своих целей. Я по праву горжусь своими воспитанниками и очень хочу, чтобы в жизни у них всё сложилось удачно. И я радуюсь, когда они звонят, заходят в гости, оставляют сообщения на «Одноклассниках». А какой фильм они оставили на память о старой школе! Сейчас мы учимся в новой школе-красавице.
Участвуя в разных конкурсах, я рассказывала о наших успехах со всей серьёзностью, открытостью, с большой любовью. Часто бывает трудно преподнести такой материал, но благодаря нашим талантам, мы снова и снова испытываем радость, когда становимся победителями.
Срабатывает формула успеха: «Талант — это труд и радость».
Вот те конкурсы (Федеральные и региональные), где победителем была я, а главными действующими лицами — мои ученики:
- ПНП «Образование» — «Лучшие учителя России» с темой «Сотворчество учителя и обучающихся в образовательном процессе», 2007.
- Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями «За высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное призвание» с темой «Повышение мотивации и развитие творческих способностей детей средствами английского языка на уроках и во внеурочное время», 2010.
- Конкурс на соискание премий ТГУ «За высокие достижения в воспитании и обучении учащихся общеобразовательных учреждений», 2011.
- «Открытый урок для Президента России» — «Молодёжь: вчера, сегодня, завтра», 2008.
- 2 региональный конкурс методических разработок учителей, организованный ТГУ. Размещение работ на Российском общеобразовательном портале, 2007.
- Конкурс эссе «Учитель… Профессии прекрасней нет на свете», 2010.
- «Молодёжь в прошлом, настоящем и будущем», 2009.
- «Самый классный классный», 2009.
В 2010 году я в числе первых учителей нашей школы была удостоена Стипендии Губернатора Томской области за успехи в обучении и воспитании детей.
Об успехах моих детей я рассказывала в своих выступлениях на педсоветах, конференциях разного уровня, делилась опытом работы с коллегами и молодыми специалистами, писала в своих публикациях.
Педагог — это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
Педагог несёт моральную ответственность за своих учеников, радуется их победам и переживает их неудачи.
Тот, кто стал Учителем, поймёт,
Какое счастье — быть полезным детям.
Учить Его Величество Народ —
Почётнее нет ничего на свете.
Вот потому учителем я стала,
И в школе вот уж целых тридцать лет!
Здесь формулу успеха я узнала:
Талант — это труд и радость побед!
[links&resources]
1. Лосева А.А., Матюшкин А.М., Волков А.С. Психологическая диагностика одарённости. — Трикста, Академический проект. — 2004.
2. Федеральная целевая программа «Одарённые дети». Рабочая концепция одарённости. http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm
3. Программа развития МБОУ «Володинская СОШ». — 2007–2012.
4. Авторские печатные издания.