ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Автор: Наталья ЛУТКОВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Среда 17 апреля 2013Использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности в методике образования, в освоении и усовершенствовании знаний.
настроение: инновационное
ключевые слова: веб-квест, информационные технологии, иностранные языки, познавательная активность
город: г. Соликамск, Пермский край
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно или в команде решать разного рода задачи с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным.
Веб-квест (webquest) — это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.
Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок — может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах[1].
Использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких задач[6][3]:
- повышение мотивации к самообучению;
- формирование новых компетенций на основе использования ИТ для решения учебных задач;
- реализация креативного потенциала;
- повышение личностной самооценки;
- развитие самостоятельности, коммуникативных умений и умений работы в группе, навыка публичных выступлений.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции[4][5].
В целом тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, веб-страницы и т. п.
Американские ученые-методисты во главе с Берни Доджем выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение и научное исследование[7].
Веб-квест имеет свою структуру[2]:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
- Список информационных ресурсов (в электронном виде — на компакт-дисках, видео- и аудионосителях; в бумажном виде — ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
- Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.
Для создания веб-квестов разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты.
Но организовать работу с веб-квестом без знания определенных критериев отбора информации и критериев оценивания квеста невозможно. Следует обратить внимание на следующее: источник информации, полноту и достоверность информации, новизну материала, информационную и социокультурную ценность, альтернативные источники (в том числе и печатные), мультимедийные возможности, дизайн сайта, посещаемость и прочее. Всё это поможет учащимся оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования[3][5].
Одним из известных методов развития умений учащихся критически оценивать веб-квесты является анализ конкретных сайтов на основе специально разработанных критериев. Критерии могут быть разработаны на специальных сайтах, самим учителем или даже учениками. Обычно работа над веб-квестом начинается с постановки проблемного вопроса или с создания проблемной ситуации, которые должны мотивировать ученика, побудить у него интерес к данной проблеме, чтобы он смог начать свою поисковую деятельность. После введения темы учащимся предлагаются задания, которые составляются преподавателем в зависимости от темы и с учётом уровня подготовки учащихся. Все задания выполняются, как правило, в рамках групповой работы.
Для организации работы по выполнению заданий преподаватель должен сделать ссылки на печатные источники, а также ссылки на источники в Интернете. Всё это обеспечивает целенаправленный поиск необходимой информации.
Веб-квест включает презентацию результатов поисковой работы в виде слайдов, интернет-страницы, документа Microsoft Word или в любой другой форме. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов. В конце выполнения веб-квеста ученики получают возможность критически проанализировать свою работу и дать ей оценку, а также оценить работу других. А преподаватель может оценить поисковую работу всех учащихся[7].
Таким образом, в процессе работы над веб-квестом центром достижения знаний является ученик. Преподаватель перестаёт быть основным источником знаний для учащихся. Он формулирует задания, подыскивает источники и ссылки в Интернете, выполняет консультативную роль, создаёт учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской. Применение этой технологии в работе с учащимися способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению художественной, публицистической и специальной литературы, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала.
[links&resources]
[1] Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
[2] Додж, Берни. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
[3] Задорожная Н.В. Повышение качества подготовки студентов в педвузах // ИЯШ. — 2007. — № 4.
[4] Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы интернет-образования. — 2002. — № 7.
[5] Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. — 2000. — № 2 (28).
[6] Портал Teachnology. http://www.teach-nology.com/tutorials/web_quests/
[7] Ресурсный центр «Информационные технологии в обучении языку». http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php