ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Розалия УСМАНОВА | Рубрика: МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ Пятница 7 июня 2013Я недавно начала свою педагогическую карьеру и поняла, что одна из основных моих задач — поддержать интерес детей к своему предмету. Огромную помощь в решении вопросов мотивации оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми умениями в процессе естественной ситуации общения во время игры.
настроение: заинтересованное
ключевые слова: интерес учащихся, игра, функции, цели, урок, тренировка навыков, повышение активности
город: г. Кумертау, Республика Башкортостан
Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и выражений. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда — обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Без заметных усилий усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения — «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
По мнению А. С. Макаренко, «…игра — это важный воспитательный фактор в процессе обучения. Игра — не только забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности ребенка, а потому помогает выработать навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным, на самом же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению…»
Игра — явление сложное и многогранное. Будучи введенной в систему традиционного обучения, учебная игра осуществляет несколько функций:
- Воспитательная функция — именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
- Ориентирующая функция — ориентирование учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника; игра развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
- Мотивационно-побудительная функция — мотивация учеников к изучению иностранного языка.
- Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие и другие.
- Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
- Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. В игре ребенок принимает на себя ряд обязанностей в соответствии со своей ролью. Данные обязательства требуют соблюдения определенных норм поведения при общении с партнерами по игре.
- Релаксационная функция — снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Наслаждение, которое испытывается от игры.
- Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. Лексические игры
Данный вид игр преследует следующие цели: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомить с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.
Например, требуется составить слово из «запутанных» букв по изученной лексике:
nomeky (monkey) | omuse (mouse) |
noil (lion) | gorti (tiger) |
sohre (horse) | bezra (zebra) |
ipg (pig) | woc (cow) |
reha (hare) | flow (wolf) |
Широко распространено использование загадок:
1. It is a domestic animal. It likes fish. (A cat) |
2. It is a wild animal. It likes bananas. (A monkey) |
3. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (А cow) |
Ниже приведены примеры подобных загадок по теме «Школа, уроки»:
— We often learn poems by heart at this lesson. (Literature)
— We play basketball, volleyball, run and jump at this lesson. (Physical Education)
— We find out and learn some facts about people and events of the past at this lesson. (History)
Популярна игра «Снежный ком» на закрепление лексики по изученной теме. Первый ученик называет слово по теме, следующий ученик повторяет слово предыдущего и называет свое — и таким образом до последнего ученика, который повторяет все предыдущие и называет своё последнее слово. Для усложнения можно взять словосочетания или выражения.
2. Грамматические игры
Цель данного вида игр — научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.
На повторение множественного числа существительных на тему «Еда» можно использовать игру с карточками названий пищи (фрукты, овощи, напитки) — требуется распределить их на доске в два столбика:
исчисляемые существительные | неисчисляемые существительные | |
egg, apple, sandwich, onion water, milk, bread, meat, sugar |
Тренировка вопросов общего типа на повторение времен проходит совсем с другим настроем, если упражнение организовано как игра с использованием мяча. Кидаем ребенку мяч и задаем вопрос, он кидает мяч обратно, произнося ответ:
Do you like fish? — Yes, I do.
Did you go to school yesterday? — Yes, I did.
Do you want to be a doctor? — No, I do not.
3. Фонетические игры
Они развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.
К таким играм можно отнести работу с различными рифмовками и стишками, которые читаются то громко вслух, то шепотом, то быстро,то медленно. Также можно обыграть интонацией ситуацию, то есть прочитать то же самое стихотворение, выражая различные состояния и эмоции.
Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
Did Peter Piper pick a peck of pickled peppers?
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
If a white chalk chalks on a black blackboard,
Will a black chalk chalk on a white blackboard?
4. Орфографические игры
Цель данных игр — развитие навыков орфографически грамотного письма, практика в написании английских слов.
Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть — на усвоение некоторых закономерностей в правописании английских слов.
К такому виду игр можно отнести следующую игру.
Предлагается вставить пропущенные буквы в слова:
SOC_AL (social )
_NVIT_TION ( invitation)
L_CAL (local)
GRO_P (group)
Или требуется исправить ошибки в словах:
Sinema — cinema
Arrandge — arrange
Picnik — picnic
Stai — stay
Wiikend — weekend
5. Ролевые игры
Такая форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка имеет своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения.
При работе по теме «Здоровый образ жизни» можно использовать игру «Радио». Класс делится на небольшие подгруппы (гости на радио), выбирается/назначается один главный радиоведущий (более сильный ученик). Задача радиоведущего — составить приветственную речь (приветствие, объявление темы, представление гостей радио), задача подгрупп — составить несколько советов для радиослушателей о том, как вести здоровый образ жизни:
Hello my dear friends! It is Lena and your favourite radio TeenagersFM! Today we will have a talk about health, good and bad habits, and what you can do for your health. Now listen to my guests Sam, Rita, Pavel and Kate, they know everything about it!
Guests:
— Eat healthy food!
— Go for walks!
— Play sport!
— Go jogging every morning!
Следует подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, исходя из принципов эффективности и целесообразности, а также помнить, что игра является лишь одним из средств обучения школьников иностранным языкам. Используя игры, нужно помнить:
- Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры.
- В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся.
- Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.
- Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на изучаемом языке.
[links&resources]
1. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка». — М.: Просвещение», 1981.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
3. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М.: Айрис-Пресс, 2004. — С. 55
4. festival.1september.ru
5. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. — 1989. — №1 — С. 21.
6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Издательский центр «Педагогика», 1991. — 480 с.