ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ
С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Автор: Светлана ЛОБАНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 26 июня 2013
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге XXI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало создание системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
настроение: вдохновенное
ключевые слова: потенциал личности, индивидуализация обучения, медиауроки, дистанционное обучение,
интернет-тестирование
город: Тамбов
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для её достижения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрироваться в современный высокотехнологичный мир знаний и информации.
Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств информационных компьютерных технологий, является высокая самостоятельность таких детей в процессе познания. Разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся.
В работе с одаренными учащимися используются информационные технологии по следующим направлениям:
1. Проведение медиауроков
От того, насколько грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован урок, зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей.
Вариантов применения компьютерных технологий в данное время предостаточно. Учителя размещают программу своего курса, необходимые информационные ресурсы и т.п. на своем персональном интернет-сайте[1]. Учителя совместно со студентами проводят онлайновые форумы, обмен электронной почтой (дневники, вопросы-ответы, домашние задания), студенты делают индивидуальные или групповые презентации в Power Point, интерактивные плакаты[2].
2. Организация дистанционного обучения
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения английскому языку обусловлено возможностями непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя английского языка. Особенно очевидными становятся эти возможности, если появляется возможность использования видеоконференций. При языковом образовании особенно важен фактор «присутствия», общение с носителем языка, создание языковой среды. Использование видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, носителем изучаемого языка из своей страны.
3. Организация и проведение интернет-олимпиад по предметам
Онлайн-олимпиады по предметам — это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ.
Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен.
Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания.
В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня. Организаторами олимпиад по английскому языку являются такие образовательные порталы, как www.tea4er.ru, www.olimpiada.ru , www.olimpus.org и т. п.
4. Проведение интерактивных недель
Использование цифровых образовательных ресурсов дает возможность углублённого погружения в конкретную тему или раздел курса. Особенно актуально проведение таких недель для старшеклассников.
При использовании информационных технологий в работе с одаренными учащимися следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в интернете ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
- использование интернета для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей интернета, занимающихся проблемами работы с одаренными детьми;
- поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;
- психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее образование;
- дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;
- дистанционная индивидуальная поддержка одаренных учащихся и т. д.
Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.
Таким образом, использование инновационных технологий в работе с одаренными учащимися позволяет не только осуществлять их эффективное обучение и развитие, но и поддерживать и обновлять деятельность учителей образовательных учреждений в рамках образовательного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на поиск новых форм и технологий учебного процесса.
[links&resources]
[1] Сайт учителя английского языка Лобановой Cветланы Игоревны http://lobanova.ucoz.ru
[2] Glogster EDU www.swetlo.edu.glogster.com/glog-8207/
3. Лобанова С.И. «Celebrations» http://www.tea4er.ru/forum/19—/23564—qcelebrationsq#23564
4. Лобанова С.И. Interaktivnyy_trenazher http://www.tea4er.ru/images/fbfiles/files/
LobanovaSI_Interaktivnyy_trenazher.rar
5. Лобанова С.И. Lexika http://www.tea4er.ru/images/fbfiles/files/LobanovaSI_Lexika.rar
6. Лобанова С.И. My_Toys http://www.tea4er.ru/images/fbfiles/files/LobanovaSI_My_Toys.rar
7. Дистанционный английский: обучение, тестирование, сертификация http://www.5english.com/st/denglish3.htm
8. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm