УСТАМИ УЧИТЕЛЯ ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА
Автор: Радислав МИЛЬРУД | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Вторник 1 октября 2013
Читатели нашего журнала, вероятно, привыкли, что авторы статей авторитетно рассказывают учителю о том, что «правильно» и «неправильно» в нашей профессии. Действительно, в любой публикации есть позиция автора, подкрепляемая нормативными документами, научными данными и педагогическим опытом. И все же высказываемые взгляды и предлагаемые рекомендации разделяются не всеми и не всегда. Учитель нередко имеет собственное мнение, которое отличается от официальной позиции или академической науки.
настроение: плодотворное
ключевые слова: позиция автора, педагогический опыт, собственное мнение, чиновник, учитель, педагогический успех, ЕГЭ
город: Тамбов
Говорят, что устами ребенка глаголет истина, и это действительно так. Ведь ребенок говорит только то, что видит и думает. Он пока еще не знает культурных стереотипов и правил этикета, ему неведомы запреты и ограничения, он не усвоил стратегий сладкоречия и норм подобострастия.
В глазах чиновника и администратора учитель нередко похож на ребенка. Говорит то, что думает, действует так, как будто не знает последней инструкции «сверху», возражает, доказывает, настаивает и не хочет поступать формально.
А между тем, в конце концов, учитель может оказаться прав. Именно поэтому уходят в прошлое поспешные инновации, а выживают и утверждаются добрые и надежные, старые и возродившиеся педагогические истины. Не важен утвержденный документ или инновационный метод. Важен результат.
Вспомним, как относительно недавно, горячие защитники коммуникативного обучения иностранным языкам убежденно доказывали, что в учебниках не нужны грамматические правила. Почему? Обучение правилам нарушает чистоту метода! Учителя на свой страх и риск отступали от предписаний книги для учителя и в отсутствие проверяющих методистов за плотно закрытыми дверьми класса диктовали детям грамматические правила. А через пару лет рамочки с грамматическими правилами вернулись в школьные учебники. Учитель оказался прав.
Наверное, не все сегодня помнят лингафонные кабинеты с застекленными «полукабинами», в которые рассаживали учащихся по одному и требовали общаться на уроке друг с другом одновременно через микрофоны и наушники. Открытых уроков с демонстрацией «активного говорения» было проведено множество. А когда педагога оставляли в покое наедине с его учащимися, дети рассаживались в кружок перед учительским пультом и с учебниками на коленях изучали языковой материал, обсуждали и тренировали грамматику, повторяли лексику, читали, переводили и общались глядя друг другу в глаза. Где сейчас лингафонные кабинеты?
А кто еще помнит «немой период» в овладении иностранным языком? Почти две первые четверти учебного года детям приходилось молчать на уроке, а учитель должен был в течение всего урока проговаривать перед ними многочисленные структуры типа This is a pen. This isn’t a pencil. Is it a pen? Yes, it is. Is it a pencil? No, it isn’t. What’s this? It’s a pen. Слушая этот глубокомысленный текст, дети с уважением смотрели на учителя и ждали дня, когда они, наконец, смогут сами сказать хотя бы слово. Разумеется, подобные уроки проводились для инспектора, а наиболее отважные учителя осмеливались нарушать обет молчания для учащихся с первых дней работы в классе.
Почему же так происходит, что учителя видят глубже и дальше умудренных знаниями ученых и чиновников-новаторов? Потому, что учитель-практик знает: для педагогического успеха нужно, чтобы каждый ученик ПОНЯЛ, ЗАПОМНИЛ, ПРИМЕНИЛ новые знания. Для этого нужно доходчиво объяснить и проверить понимание, обильно потренировать в разнообразных упражнениях и создать на уроке условия для применения знаний. Хорошо если инновационный метод способствует или, хотя бы, не мешает этому. Плохо, когда инновации игнорируют педагогическую реальность обучения.
Жизнь не стоит на месте. Появляются новые научные разработки и идеи в лингвистике. Мы узнаем о ранее не замеченных и не существовавших явлениях в языке. Рождаются новые дидактические теории и идеи их практической реализации. Создаются современные технологии. которые революционизируют обучение иностранным языкам, раздвигая стены класса до глобальных масштабов через границы и сквозь культуры.
Одной из проблемных задач, стоящих сегодня перед учителями, можно считать подготовку учащихся к обязательному для всех Единому государственному экзамену. Учителя по этому поводу выражают вполне понятное и обоснованное беспокойство. Справятся ли учащиеся с тестовыми заданиями? Смогут ли они достойно сдать экзамен и не подведут ли своего учителя? Не станет ли школа мишенью для критики и внезапных проверок при низких результатах выпускников? Не отвлечет ли подготовка к обязательному ЕГЭ от решения основной задачи — выполнения требований образовательного стандарта?
Думается, что разработчикам материалов ЕГЭ в новых условиях предстоит внимательно изучить критическое мнение российского учителя о форме, содержании и, главное, уровне сложности тестовых испытаний выпускников полной средней школы. Сделать это лучше раньше, чем позже. Учитель, в конечном итоге, всегда оказывается прав.
В связи с этим вместо того, чтобы ждать статей и инструкций от умудренных знаниями академиков и облаченных властью чиновников, не лучше ли высказать свое критическое мнение, обоснованное беспокойство или принципиальное несогласие с явлениями нашей профессиональной жизни? Дело ведь не только в зарплате, но и в снабжении учебниками, организации дополнительных образовательных услуг, стиле и методах управления школой, аттестации учителей и оценивании их деятельности, отношениях с родителями учащихся и многом другом. Ваши письма будут опубликованы в рубрике нашего журнала «УСТАМИ УЧИТЕЛЯ…»
Р.П. Мильруд, член
редакционного совета журнала