«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕН ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(на примере УМК «Звездный английский» для начальной школы)

Понедельник 18 ноября 2013

Наличием песен в УМК по иностранному языку сегодня никого не удивишь. Огромное множество вариантов исполнения, стилей и содержания. Однако до сих пор некоторые учителя используют песни на уроке в качестве поощрения и стараются довести исполнение до совершенства. Мотивирующий потенциал музыкального материала действительно огромен, но песня — это еще и прекрасный источник для развития навыков аудирования, работы с текстом (песня — это тоже текст), фонетической практики и др.

настроение: музыкальное

ключевые слова: УМК «Звездный английский 2–4», песня, младшие школьники, навыки аудирования, фонетика, мотивация

город: Москва

В УМК «Звездный английский» для начальной школы представлено огромное количество песенного материала, который, как правило, сопровождается одним или несколькими упражнениями: на подстановку слов, соотнесение с картинкой, множественный выбор и др. Например: Listen and sing, Listen to the song and sing it along, Listen and fill in the gaps. Но для того чтобы учащиеся смогли успешно справиться с этими заданиями, учителю необходимо грамотно и последовательно подвести их к этому. Важно понимать, какую учебную цель ставит перед собой учитель, работая с песней — от этого будет зависеть алгоритм работы на уроке.

Методически грамотно и наиболее целесообразно не приступать к выполнению предлагаемых в УМК заданий сразу. На этапе «до прослушивания» не стоит упускать возможность совершенствования навыков монологической речи, описывая картинки из учебника. Можно предложить несколько картинок и попросить учащихся после первого прослушивания выбрать наиболее подходящую к содержанию песни. Можно предложить расставить серию иллюстраций в том порядке, в котором они могут появиться на записи.

Если песня несложная, а лексико-грамматический материал знаком, то можно до прослушивания дать учащимся слова песни, разрезанные построчно. Задача — собрать песню. Затем прослушать и исправить ошибки, если они есть. Либо дать каждому учащемуся одну строчку. Задача — выстроиться по порядку. Если в тексте есть слова, незнание которых помешает пониманию песни, необходимо снять эту трудность (выписать слова на доске, показать картинку, при необходимости перевести).

Задания на первое прослушивание должны быть достаточно простыми, чтобы с ними смогли справиться все, — важно сосредоточить детей не на выполнении задания, а на самой песне, на ее мелодии, ассоциациях и эмоциях, которые возникают при прослушивании. Именно от первого впечатления зависит, насколько успешной будет вся работа, которая иногда занимает до нескольких уроков.

Основная цель заданий на этапе «во время прослушивания» — развитие навыков аудирования с полным/частичным пониманием прослушанного, извлечением информации. Такими упражнениями снабжен учебник, а выполнив их, учащийся имеет перед глазами полный текст песни. Можно также, как и на предыдущем этапе, поработать с разрезанными строчками песни, разработать самостоятельно или использовать предлагаемые в УМК задания на множественный выбор. Важно отметить, что все слова в опциях должны лексически подходить, но только один вариант должен соответствовать прослушанной песне, иначе обучающая функция этого упражнения теряется.

Большим обучающим потенциалом обладают упражнения на поиск ошибок/несоответствий в предложенном тексте песни. Здесь также следует учесть, что ошибки не должны быть орфографическими, так как на данном этапе учитель преследует цель не выучить правописание лексики, а развивать навыки аудирования. Например: Paper, plastic, grass (glass) and tin, Put it all in your recycling bin! (Starlight 3 — module 2, стp. 74).

На самом начальном этапе обучения английскому языку учащимся достаточно во время прослушивания просто показывать на соответствующую картинку.

Следующий этап — «разучивание песни». Только когда содержание песни абсолютно понятно, можно приступать к разучиванию. Многократное повторение строчек из песни (parrot-like) не может способствовать осознанному изучению иностранного языка. Необходимо учитывать психологические особенности младших школьников и не предлагать учащимся задания, содержащие элемент соревнования (например, пропеть/произнести строчки/куплеты по командам), пока не будет достаточно отработано произношение всей песни хором. Хоровое проговаривание и пропевание отдельных строк или всей песни — неотъемлемая часть работы на этом этапе. Причем с каждой конкретной группой младших школьников достаточное количество повторений будет варьироваться. В этой же связи не следует просить учащихся воспроизводить всю песню или ее части по памяти пока учитель не будет полностью уверен, что слова отработаны (выучены) хорошо. Опоры, которыми подкреплена работа с песней (слова), необходимо убирать постепенно.

Для развития произносительных навыков и отработки интонации английского предложения многие учителя предпочитают сначала «прохлопать», «протопать» и «промычать» песню, обращая внимание на ритмический рисунок всей песни или отдельных сложных строчек. При работе с фонетической составляющей песни рекомендуется обратить внимание на произношение отдельных звуков или их сочетаний. Выписав слова из песни с несколькими повторяющимися звуками на доске, затем разделив их вместе с учащимися на несколько колонок и отчитав хором, учитель знакомит младших школьников с фонетическим строем английского языка и транскрипционными значками, что является требованием ФГОС НОО.

Для усвоения ритмического рисунка песни предлагается, пропевая песню вместе, выключать периодически звук (кнопка “mute”). Задача учащихся — сохранить ритм и точно попасть в такт, когда учитель восстановит звук. Практика обучения иностранному языку младших школьников показывает, что слова, сопровождаемые движениями (TPR — total physical response), усваиваются легче. Рекомендуется использовать предлагаемые в песне движения (например: If you are happy and you know it, clap your hands) или придумать их вместе. Также целесообразно разучивать слова, стоя в кругу, а не сидя за партами. Исполнение уже разученной песни — процесс творческий, здесь жестких правил не существует. Будет ли группа петь хором, по строчкам или по ролям зависит от конкретных детей и преследуемых целей. Опыт показывает, что некоторые мелодии из пройденных модулей учащиеся хорошо помнят и готовы повторять снова и снова.

Заключительный этап работы с песней — «после прослушивания» — также связан с мотивацией. Замечено, что младшие школьники с удовольствием оценивают, насколько им понравилась песня, смайликом, а затем выстраивают целые хит-парады из музыкальных треков учебника. На этом этапе также можно предложить учащимся самостоятельно или в командах придумать вопросы к песне (если это возможно).

Особенно понравившиеся песни учащиеся с удовольствием исполняют дома, поэтому МР3-файл с записью учитель рассылает через электронный журнал или по электронной почте, чтобы дать возможность детям потренироваться. Аудиокурсы к УМК (в том числе и песни) можно скачать здесь: http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=25772.
Описанные в статье формы и алгоритм работы с песенным материалом на примере УМК «Звездный английский» для начальной школы помогут учителю грамотно спланировать и организовать работу на уроке таким образом, чтобы обучающий потенциал песен был максимально реализован. В современных книгах для учителя всегда есть краткое руководство, но в каждом конкретном классе учителю необходимо адаптировать предложенный материал к потребностям обучающихся.

Более развернутое описание форм работы доступно также в вебинаре, который состоялся в октябре в рубрике «Teach Startlight Style», созданной на сайте издательства «Просвещение» для сопровождения учителей, работающих по УМК «Звездный английский 2–4». Запись вебинара доступна по ссылке: http://my.webinar.ru/record/163751/.

Рекомендуем почитать:
http://expresspublishing.ru/info.aspx?ob_no=28273;
http://www.expresspublishing.co.uk/catalogue_details/details.php?Country=uk&id=2290.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.