«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КЛАССНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИЛИ БЛОГ УЧИТЕЛЯ

Воскресенье 1 декабря 2013

Закончилась осень, и все живое замерло в ожидании холодного, трудного зимнего периода. Ученики уже потихонечку сходят с ума в предвкушении новогодних праздников, взрослые задумываются о выборе и покупке подарков «под ёлку», и только школьные учителя продолжают неравный бой с нерадивыми учениками, непонятливыми и неугомонными родителями и администрацией, которая бесконечно напоминает про новые ФГОСы и требует, требует, требует. И так будет продолжаться весь декабрь с одной призрачной надеждой, что уже в начале января, наконец-то, будет время отдохнуть, забыть о школьных буднях и просто ничего не делать.

настроение: вдохновляющее

ключевые слова: платформа для создания блога, дополнительное классное пространство, цифровое портфолио учащихся, дифференцированный подход к ученикам, личный блог

город: Воронеж

А может, как раз в эти долгожданные каникулярные дни заняться тем, на что никогда не хватает времени? Например, вы давно мечтали начать использовать компьютерные технологии на ваших уроках иностранного языка, но не знали, с чего начать. Или вы уже ас в ИКТ и легко можете вплести технологии в план любого урока? Но вы же понимаете, что в этом стремительно развивающемся информационном пространстве каждую минуту появляется что-то новое, еще более технологичное, то, чего вы, возможно, так давно ждали…

Почему бы не уделить пару часов свободного времени созданию классного виртуального пространства? Для этого не нужны навыки сайтостроительства, достаточно воспользоваться одной из готовых платформ и создать классный или учительский блог. Вы сможете использовать блог в качестве дополнительного классного пространства, публикуя в нем объявления и домашние задания, размещая учебный материал. Подобный блог может также стать основой для создания цифрового портфолио учащихся.

Организовать классное виртаульное пространство очень просто. Существует несколько платформ, которые дают возможность бесплатно создать блог. Процесс не очень сложен, и большинство платформ предлагают простые пошаговые рекомендации, чтобы вы могли создать свой блог быстро и без труда. Даже если вы новичок в использовании интернет-технологий, можете воспользоваться следующими сайтами для создания своего виртуального пространства:

  1. Blogger http://www.blogger.com — простой инструмент построения блога, который позволяет создать свою страничку всего в три шага. На этой платформе создан уже ставший популярным блог Spotlight in Russia, в котором учащиеся 5–9 классов, работающие по учебнику «Английский в фокусе», публикуют свои цифровые проекты.
  2. Edublog http://edublogs.org/ — образовательная платформа для создания личных и классных блогов.
  3. 21 classes http://www.21classes.com/ — данная платформа позволяет разнообразить индивидуальные характеристики блога.

Каковы же преимущества создания классного виртуального пространства? Во-первых, современные дети чувствуют себя гораздо комфортнее перед монитором своего компьютера, чем за партой в классе, особенно в стрессовой ситуации теста или опроса. Ученики могут получить возможность выполнять домашнюю работу более интересным способом в удобном для себя темпе. Блог дает отличную возможность вовлечь стеснительных и слабых учащихся в общую дискуссию. Во-вторых, учащиеся получат возможность улучшить свою письменную речь в естественной для них форме постов и комментариев по интересующим их темам. Более того, каждый учащийся получит право голоса, ведь на уроке не все успевают высказать свое мнение. Даже если ученик болеет или находится в отъезде на соревнованиях, у него есть возможность поделиться с учителем и одноклассниками своей работой. Одноклассники могут комментировать работы друг друга. В блоге можно организовать дискуссию на важные для учеников и их родителей темы. Можно делиться идеями, фотографиями, даже эмоциями. Все это позволит объединить учащихся, развивать более близкие и дружеские отношения между ними.

Каковы же преимущества блога для учителя? Создав блог, учитель как бы расширяет классное пространство. Здесь он может публиковать задания для учащихся, здесь же может выполнение заданий проверять и комментировать. Публикуя ссылки на сторонние образовательные ресурсы, учитель предлагает своим учащимся дополнительную практику чтения, а в ходе обсуждения прочитанного развивается письменная речь. Обучение учащихся станет более автономным и персонализированным, и в то же время через совместные творческие проекты у вас появится возможность развивать навыки сотрудничества, так необходимые в современном мире. Учитель может организовать творческую мастерскую, где учащиеся будут учиться сотрудничать и развивать своё критическое мышление. Анализируя активность учащихся, учитель может получить информацию о сферах интересов своих учеников. Учитель, так же как и ученики, может делиться в блоге своими мыслями и идеями. Ссылки на сторонние образовательные сайты могут сократить время, которое учащиеся тратят в поисках дополнительного учебного материала. Кстати говоря, ученики тоже смогут добавлять ссылки на сайты, которыми они пользуются и которые могут заинтересовать их одноклассников. Но самое большое преимущество — это язык блога. Если учитель выбирает языком своего блога иностранный язык, ученики получают дополнительное языковое пространство, которого им так не хватает для развития коммуникативных навыков и умений.

У классного блога есть еще одна положительная сторона. Создав отдельную страничку для родителей, учитель может вовлечь их в образовательный процесс и предложить стать активными участниками жизни класса. И ученики, и родители смогут подписаться на блог и всегда будут в курсе последних школьных и классных новостей.

У блога есть еще ряд преимуществ, например, ссылки на предыдущие публикации, облако тегов (ключевых слов), которые облегчают поиск по сайту. В блог можно добавить не только текст, но и изображения, аудио- и видеофайлы. В блог можно также встроить другие интерактивные элементы.

Однако создание блога — это только первый этап расширения классного пространства. Чтобы блог работал, а пространство было живым, необходим ежедневный труд учителя и учеников по поддержанию жизнеспособности своего блога. Лучше всего блог работает тогда, когда у учеников вырабатывается привычка им пользоваться. Если учащиеся не читают и не публикуют материалы на регулярной основе, блог очень быстро приходит в упадок. Чтобы этого не произошло, учителю необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся, а это, конечно, непросто. Для этого необходимо отвечать на посты учащихся как можно быстрее. Лучше написать коротенький комментарий, чем отложить обсуждение до следующего урока. Если учащимся предлагается письменное задание, то оно должно иметь четкую цель, чтобы ученик понимал, для чего он должен это задание выполнить. Необходимо также составить свод правил пользования блогом, чтобы избежать ситуаций с некорректными или даже оскорбительными комментариями или размещением ссылок на сайты, не имеющие отношения к учебному процессу.

Конечно, каждый учитель сам принимает решение, создавать блог или нет. Это зависит и от наличия определенных навыков работы с компьютером и интернетом, и от желания потратить какую-то часть свободного времени на поддержание и развитие блога. Если же вы хотите сделать процесс обучения более ориентированным на ученика, дифференцировать подход к ученикам с разным темпераментом и разными способностями, создание классного виртуального пространства — ваш выбор для осуществления этих замыслов.

Полезные ссылки:

Blogging in the classroom: http://media-cache-cd0.pinimg.com/originals/d6/3d/f1/d63df1001969518855c96946abfacdaa.jpg

Must-read IT blogs: http://www.edtechmagazine.com/k12/article/2013/06/2013-honor-roll-edtechs-must-read-k-12-it-blogs

Л.Ш. Аяцкова, член редакционной
коллегии журнала

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.