ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Автор: Наталья АКСЁНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 27 декабря 2013В эпоху политических, экономических и социальных изменений современная школа сталкивается с множеством проблем. Особенности социума ведут к тому, что у значительной части детей ослабевает интерес к обучению, часто занижена самооценка, нет уверенности в своих силах.
настроение: оптимистичное
ключевые слова: аудиалы/визуалы/кинестетики, дифференцированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, гимнастика мозга
город: Варшава
Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества в целом. В концепции модернизации российского образования качество и доступность его достигается путем оптимизации педагогического процесса с целью повышения эффективности обучения, внедрением новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Первый способ повышения эффективности школьного образования, как правило, отождествляется с повышением его результативности независимо от того, каким путем были достигнуты эти более высокие результаты (возможно путем чрезмерной интенсификации труда или увеличения расхода времени на решение одной задачи, что может отрицательно сказаться на решении других задач).
Второй способ — оптимизация педагогического процесса, которая предполагает повышение эффективности усвоения знаний наиболее выгодным для конкретной ситуации комплексом средств. Оптимизация в педагогической деятельности — это система мер, выполнение которых позволяет педагогу получать не любые, просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысшие для конкретных условий результаты без перегрузки учителя и ученика за отведенный срок обучения в соответствии с поставленными целями.
Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Система образования несет свою долю ответственности за здоровье детей. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны специалистов-педагогов. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5–2 раза, с нервными болезнями — в 2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с близорукостью — в 5 раз. В последние годы в связи с прогрессивно ухудшающимся состоянием здоровья школьников возросла востребованность здоровьесберегающих образовательных технологий со стороны учителей и руководителей образовательных учреждений.
Что такое «здоровьесберегающие технологии»?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении. Необходимо сформировать знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, усовершенствовать процесс обучения и, используя дифференцированный подход, осуществлять развитие:
- памяти;
- интеллекта;
- мышления;
- воображения;
- речи;
- внимания;
- физических качеств.
Одним из важных условий здоровьесберегающей технологии является рациональная организация урока.
От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Учитывая то, как утомление и стресс действуют на растущий организм, можно рассматривать профилактику утомляемости и стресса как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. Перечислим кратко, на что мы в этом аспекте обращаем внимание во время урока :
- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.
- Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, аудирование, рассказ, рассматривание наглядных пособий. Норма — 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.
- Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех.
- Чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10–15 минут.
- Наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие.
- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого упражнения.
- Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток.
Другим существенным условием здоровьесберегающей технологии является дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга и типами восприятия информации
До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. А такая продукция правого полушария, как интуиция, ритм, создание образов в современной школе, к сожалению, не ценится. Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребенка. Однако известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления ребенка.
Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные учащиеся — аудиалами (слуховое восприятие). Для правополушарных визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, нежели слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.
Методы дифференцированного подхода в обучении
Предмет | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Иностранный язык | Проверки на уроке
Групповые задания Деятельность, требующая быстрой реакции Задания на правописание Интервью Инсценировка Синтез текстов и слов из предложенных частей |
Проверки после уроков
Индивидуальная работа Деятельность, требующая отсроченной реакции Задания на поиск ошибок Многократное повторение Сопоставление текстов Дробление текстов и слов на части |
При смене видов учебной деятельности на уроках я использую в качестве физминуток упражнения и движения из работы авторов И. Деннисон и Г. Деннисон «Гимнастика мозга».
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся использовать оба полушария гармонично. Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.
Далее предлагаются четыре типа упражнений в инструктивном изложении, то есть так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.
Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
1.1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
Упражнения выполняем под марш и проговариваем стихотворения:
— I’m a brave, brave mouse.
I am marching through the house.
All day long I dance and sing.
I’m not afraid of anything.
Pe-Pe-Pe-Pe-Pe-Pe-Pe-Pe.
— And what about a bear?
— What, a bear?
— Yes, a bear.
— Well, except for a bear.
I’m not afraid of anything.
Pe-Pe-Pe-Pe-Pe-Pe-Pe-Pe.
— And what about a cat?
— What, a cat?
Pe-Pe-Pe-Pe-Pe.
What Are You Going To Do?
— What are you going to do
When you are twenty-two?
— I’ll write a story,
I’ll make a plane,
I’ll teach children,
I’ll make rain.
— What are you going to be
When you are twenty-three?
— I’ll be a pilot,
I’ll be a doctor,
I’ll be a teacher,
I’ll be a worker.
— Where are you going to be
When you are twenty-three?
— I’ll be in London,
I’ll be in Rome,
I’ll be in Africa,
I’ll be home.
— What are you going to do
When you are one hundred and two?
I don’t know.
Do you?
1.2. Упражнение «Lazy numbers 8»
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
1.3. Упражнение «Double picture»
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх — вниз, то есть левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот; разводя в разные стороны. Эти упражнения использую чаще в начальной школе при введении новых лексических единиц.
1.4. Упражнение «Elephant»
Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.
Упражнения выполняются со словами про слонов.
Elephant
(to the tune of «Here we go ’round the Mulberry Bush»)
This is the elephant’s tail so thin,
Tail so thin, tail so thin,
This is the elephant’s tail so thin,
Swish, swish, swish.
This is the elephant’s nose so long,
Nose so long, nose so long,
This is the elephant’s nose so long,
Blow, blow, blow.
1.5. Упражнение «Вращение шеи»
Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
1.6. Упражнение «Брюшное дыхание», выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу.
Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие. Выполняем упражнения в классах, в которых английский язык стоит 6 уроком, перед обедом.
1.7. Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.
2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
2.1. Упражнение «Сова»
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
2.2. Упражнение «Активизация руки»
Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.
2.3. Упражнение «Сгибание стопы ног»
Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.
2.4. Упражнение «Гравитационное скольжение»
Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).
3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.
3.1. Упражнение «Кнопки мозга», выполняется перед чтением.
Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.
3.2. Упражнение «Кнопки баланса»
Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.
3.3. Упражнение «Кнопки космоса».
Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.
3.4. Упражнение «Энергетическая зевота».
Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.
Упражнения для концентрации внимания перед началом работы.
4.1. Упражнение «Крюки»
Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.
Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу.
Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.
Вышеописанные упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей.
Представляем систему использования упражнений для развития следующих навыков:
- активное слушание, то есть слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь (упражнения: 1.5.; 3.2.; 3.4.);
- понимающее чтение, то есть чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения: 1.2.; 1.4.; 2.3.; 2.4.; 2.5.; 2.6.; 3.4);
- письмо, правописание (упражнения: 1.2.; 1.3.; 1.4.; 1.6.; 2.1.; 2.2.; 2.4.; 2.5);
- навыки выполнения домашних заданий, то есть интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения: 1.1.; 1.5.; 1.6.; 2.1.; 2.2.; 3.2.; 3.3);
- творческое мышление, то есть способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт (упражнения: 1.1.; 1.3.; 1.7.; 2.2.; 3.1.; 3.2);
- выполнение контрольных работ, то есть способность выпустить из себя творчество в ответственный момент (упражнения: 1.3.; 1.1.; 2.3.; 3.3.; 3.4);
- быстрое чтение, то есть способность быстро просматривать и бегло читать (упражнения: 1.1.; 1.2.; 1.4.; 2.1.; 2.2.; 2.3.; 2,4.; 2.5.; 2.6; 3.4);
- навыки самосознания. Образ «Я». Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях (упражнения: 1.6.; 3.1.; 3.3.; 3.4.; 4.1);
- координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения (упражнения: 1.1.; 1.7.; 1.8.; 1,10.; 3.2.; 3.3; 3,4).
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
Таблица функциональной направленности упражнений «Гимнастики мозга»
В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.
Методы укрепления психологического здоровья
Сегодня не вызывает сомнений, что забота о психологическом здоровье детей должна быть в центре внимания всех взрослых, находящихся вокруг них. Проблема психологического здоровья детей является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медицинских работников, педагогов, психологов. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между человеком и средой, то ключевым критерием может стать гармония между ребенком и социумом, то есть способность приспосабливаться к окружающему миру.
Психологическое здоровье — это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие:
- Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.
- Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
- Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
На своих уроках я стараюсь чаще использовать фрагменты различных методик по укреплению психологического здоровья:
- цветотерапию;
- музыкотерапию;
- звукотерапию.
Цветотерапия
В народной медицине цветотерапия широко применяется наряду с лечением звуками, ароматами, растениями. Она основана на том, что все цвета имеют свое излучение, несущее определенную информацию, и, воздействуя цветом на конкретный внутренний орган, его можно лечить, нормализуя его деятельность, наполняя силой и здоровьем.
Музыкальная терапия
Оздоровительно-воспитательный потенциал музыкальной терапии очень велик. С помощью различных средств музыкальной терапии: специализированной комплексной музыки, классической музыки разной направленности, музыки природы, вокалотерапии, звукотерапии, разнообразных методик дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических игр — мы можем позитивно и эффективно влиять на поведение учащихся, улучшать их настроение, развивать музыкально-творческие способности, формировать положительную самооценку, воспитывать нравственные качества, художественный вкус и стремление к самооздоровлению с помощью музыки.
Звукотерапия
Звукотерапия — современное слово, этимологически означающее «лечение звуком». Звук голоса воздействует на тело — вибрация, проникая в глубокие слои мышц, снимает хронические напряжения, таким образом убирая стресс. Вибрация, вызываемая звуком, расслабляет напряженные мышцы и улучшает кровообращение в них. Через ощущение вибрации происходит более глубокий контакт с телом, повышается уверенность в себе, уходит тревожность. Глубокое ощущение себя в теле, является мощным ресурсным состоянием — оно возвращает нас в «здесь и сейчас», при этом давая силу спокойно принимать реальность и действовать в ней.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что методы здоровьесберегающей технологии, используемые на уроках, обеспечивают учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
[links&resources]
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология — [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — С. 31–42.
2. Выбор методов обучения в средней школе./ Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Педагогика, 1981.
3. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. — М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2001.— 400 с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
5. Коммуникативность обучения — в практику школы: Кн. для учителя / Под ред. Е.И. Пассова. — М.: Просвещение, 1985 . — 126 с.
6. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 2000. — № 5. — С. 17.
7. Пассов Е.И.Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991.— 223 с.