ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ
Автор: Наталья НИКИТИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 20 декабря 2013Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков всегда уделялось особое внимание, так как восприятие и понимание иноязычной речи на слух — процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя — методических умений и последовательной подготовки к развитию и формированию прочных навыков в этом виде речевой деятельности.
настроение: увлеченное
ключевые слова: цель урока, структура, место аудирования, поэтапное усложнение заданий, ситуация успеха
город: Порхов, Псковская обл.
Как учителю обычной общеобразовательной школы мне часто приходится работать в переполненных группах (более 20 человек), где собраны дети с очень разными языковыми способностями, разным уровнем слухового и зрительного восприятия, разной памятью. А научить нужно каждого. Поэтому не всегда представляется эффективным использовать аудитивный материал из УМК в том виде, в котором он дан в заданиях учебника. Уже несколько лет я с большим интересом и удовольствием работаю по УМК «Английский в фокусе». Тем не менее задания на аудирование представляют для ряда моих учеников очевидные трудности. Случается, что услышав запись и пугаясь того, что они не понимают услышанного, ребята отказываются от выполнения задания, считая его слишком сложным для себя, и перестают вникать в смысл того, что слышат. Поэтому я считаю необходимым «доработать» предъявляемый материал с учётом реального уровня языковой подготовки и психологических особенностей учащихся каждой конкретной группы. Использование индивидуальных (а значит, посильных) заданий в процессе развития умений аудирования способствует повышению мотивации учащихся к данному виду деятельности, создаёт ситуацию успеха.
Обучение аудированию я начинаю с самых первых уроков, включая его в структуру занятия: в начало, основную часть или на завершающем этапе. Место аудирования в структуре урока будет в первую очередь зависеть от цели, которую поставил перед собой и учащимися преподаватель.
Для развития фонетических навыков обращаю внимание на распознавание учащимися интонационного рисунка фразы, на овладение техникой произнесения иноязычных звуков в словах, словосочетаниях и предложениях. Это может быть текстовый отрывок, содержащий небольшое количество незнакомых слов и использующийся на этапе актуализации знаний на уроке обучения чтению; это может быть диалог-образец на уроке обучения диалогической речи. Это может быть песенка при введении новых лексических единиц. Аудирование может быть и основным этапом всего урока, главная цель которого — развитие умений аудирования.
Если целью урока является формирование грамматических навыков, речь на аудионосителе может являться материалом для распознавания в тексте изучаемого грамматического явления, например употребления определённой временной формы глагола. При освоении новых лексических единиц как главной цели урока звучащая речь помогает в развитии навыков употребления новой лексики в контексте.
В своей практике я использую разные виды упражнений при работе с аудиотекстом:
- предтекстовые упражнения. Они позволяют снять языковые трудности, а также психологическое напряжение перед прослушиванием. Это могут быть упражнения на прогнозирование темы будущего прослушивания — по картинкам, диаграммам, названию текста. Целью таких упражнений является активизация словарного запаса учащихся по теме, актуализация их социокультурных и фоновых знаний по теме прослушивания, мотивация на прослушивание;
- упражнения, которые выполняются во время прослушивания. Это чаще всего бывают задания на извлечение определённой интересующей нас информации. Здесь проверяется умение учащихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать заданную информацию, соотносить печатную информацию и информацию звучащую, быстро искать нужный отрывок, так как часто такого плана задания даются так, что в печатном виде часть информации пропущена. Это может быть заполнение таблицы или пропусков в тексте;
- послетекстовые упражнения — часто носят контролирующий характер, то есть проверяют степень понимания учащимися информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали, а также высказывание своего отношения к прослушанному.
На примере одного класса хочу показать результативность работы по развитию навыков аудирования.
Результативность работы по формированию навыков аудирования
(степень сформированности:
с — слабая, ч — частичная, н — нормальная, х — хорошая)
Имя учащегося | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс |
Алёша Н. | х | х | х | + |
Алёна К. | с | ч | ч | + |
Диана О. | с | ч | н | + |
Лиза Н. | н | н | х | + |
Максим Т. | х | х | х | + |
Николай К. | с | ч | н | + |
Ольга М. | с | с | ч | + |
Степан Т. | н | н | х | + |
Юлия С. | ч | н | х | + |
У большинства учащихся заметен рост уровня развития навыков аудирования. Если во 2 классе степень сформированности навыков аудирования была слабо выражена у 4 учащихся, то к концу I полугодия IV класса — таких учащихся в группе нет. На начальном этапе хорошая степень сформированности навыков аудирования была у двух человек, на сегодняшний день — у пяти.
Слабую динамику дают дети с индивидуальными физиологическими особенностями (нарушение дикции), что поправимо при условии совместной работы с логопедом, и низкой учебной мотивацией, обусловленной, в частности, семейными проблемами.
Результаты позволяют утверждать, что использование в процессе обучения аудированию системы упражнений с поэтапным усложнением заданий даёт возможность учителю добиться создания ситуации успеха на уроке и последовательного развития навыков аудирования у учащихся.