ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Автор: Евгения АЛЕКСАНДРОВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Понедельник 20 января 2014Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нацелены на повышение уровня образования за счет обеспечения его непрерывности посредством интеграции разных типов образования: общего, дополнительного и профессионального образования. Именно благодаря данному триединству возможно достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при соблюдении главного принципа ФГОС — принципа вариативности образования, предполагающего прохождение ребенком индивидуального образовательного маршрута на основе его личного выбора[5].
настроение: целеустремленное
ключевые слова: дистанционные конкурсы по английскому языку, дополнительное образование, творчество, портфолио достижений, ФГОС
город: Бугуруслан, Оренбургская oбл.
Вариативная часть основной образовательной программы чаще всего обеспечивается через внеурочную деятельность, организуемую в следующих формах: элективные курсы, факультативы, предметные кружки; проектно-исследовательская деятельность; фестивали, праздники, концерты, смотры, выставки, экскурсии и другие массовые мероприятия.
Однако, как отмечает д.пед.н. Золотарева А.В., массовый и некоординированный характер перехода к новым требованиям ФГОС неизбежно натыкается на ряд проблем:
- нарушается принцип свободного выбора ребенком своей дополнительной образовательной траектории, которая позволила бы ему увидеть ступени собственного интеллектуально-творческого и личностного роста (например, при выборе темы проекта или исследования зачастую происходит навязывание ученику чуждых ему интересов);
- не отработана координация занятости ребенка во внеурочное и каникулярное время, что неизбежно приводит к перегрузке детей;
- реализация ФГОС замыкается в необорудованных классных кабинетах по причине бедной материально-технической базы школы;
- не определены условия финансирования внеурочной деятельности;
- нехватка специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей и сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
- недоступность уникальных педагогических и информационных технологий развития творческих способностей и профильного образования (мобильный компьютерный класс, роботостроение, сетевые взаимодействия, тьюторское сопровождение и пр.);
- финансовая ограниченность поддержки одаренных детей и других особых категорий детей[4].
По нашему убеждению, эффективным средством преодоления всех вышеперечисленных проблем на пути реализации ФГОС второго поколения становятся дистанционные образовательные проекты (ДОП). ДОП — это форма организации занятий, предполагающая интеллектуально-творческую деятельность участников, нацеленную на получение конкретной продукции в рамках ограниченного промежутка времени.
По мнению менеджера конкурсов и проектов Центра дистанционного образования «Эйдос» Жандармовой И.В., ДОП обладают следующими преимуществами:
- ДОП помогают создать условия для системы непрерывного общего образования учеников, которое выходит за рамки кирпичных стен школы и становится открытым.
- Участие в ДОП дарит их участникам яркие эмоциональные потрясения, стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Как следствие участник повышает свою самооценку, самоутверждается, растет в глазах учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.
- С помощью ДОП образовательные учреждения предоставляют своим ученикам дополнительные образовательные услуги. Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения и современные средства телекоммуникаций (использованием чата, форума и др.).
- ДОП создают прекрасную возможность для индивидуального подхода в обучении: педагог может засчитать ученику участие в дистанционном проекте в качестве изучения раздела своего предмета[3].
Педагоги-кураторы участников дистанционных проектов Ващенко Л.В. и Челак А.А. дополняют данный список преимуществ:
- ДОП особенно перспективны для сельских жителей и детей с ограниченными физическими возможностями, поскольку позволяют выявить среди них наиболее одаренных учащихся с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.
- ДОП развивают интерес к изучаемым предметам, повышают эрудицию и интеллект, стимулируют активность, инициативность, самостоятельность, творчество учащихся, побуждают к сотрудничеству с педагогом и друг с другом.
- ДОП содействуют взрослению и социализации, помогают профессиональному самоопределению старшеклассников.
- Дистанционные технологии являются мощным инструментом познания окружающего мира, расширяют кругозор, способствуют формированию идеологии глобального мышления.
- ДОП дают великолепную возможность сформировать личное портфолио как ученика, так и педагога, поскольку после подведения итогов участники получают грамоты, дипломы, свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования. Таким образом, ДОП являются эффективным механизмом безотметочного оценивания учебных достижений учащихся независимо от школы и школьного учителя[2].
- Самым главным, на наш взгляд, преимуществом участия в ДОП является самореализация ученика в личностно-значимой для него области.
Еще в 1999 г., стоя на пороге нового тысячелетия, д.п.н. Андрей Викторович Хуторской — директор Центра дистанционного образования «Эйдос» — смело прогнозировал, что «дистанционные формы творчества займут в системах школьного образования одно из центральных мест»[6]. На дворе 2013 год, и сделанный тогда прогноз действительно оправдался сейчас. На данный момент существует такое огромное множество различных центров, сообществ, проектов, организаций, занимающихся проведением предметных и творческих дистанционных конкурсов, олимпиад, турниров и пр., что иногда тяжело сориентироваться в этом богатом многообразии. В целях облегчения поиска и планирования участия учащихся в предлагаемых ДОП мы исследовали интернет-пространство на предмет всевозможных сайтов, публикующих информацию о ДОП по английскому языку. Итак, был составлен внушительный, однако, мы уверены, не исчерпывающий список образовательных сайтов. Надеемся, что представленная ниже таблица поможет желающим участвовать в дистанционном творчестве по английскому языку и проложить свой путь к успеху.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ | |||
Эмблема | Уровень конкурса | Организация/Учредитель | Адрес сайта |
МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ | |||
Участие только через педагога | |||
Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России» | Автономная Некоммерческая Организация Центр Дистанционного Образования Развития Детского Творчества и Спорта «Баньян» | http://www.gasu.ru/erudit/ | |
Международное on-line соревнование по решению задач «Интернет-карусель» | ГБОУ Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение» | http://desc.ru/show.html?id=10 | |
Общероссийские предметные олимпиады | ООО «Олимпус» | http://www.olimpus.org.ru/ | |
Всероссийские олимпиады и конкурсы по основным школьным | «Молодежное движение» | http://www.mldv.ru/ | |
Всероссийский дистанционный конкурс по учебным дисциплинам | Индивидуальный предприниматель Вдовин А.А. | http://www.mirzn.com | |
Всероссийские предметные олимпиады, викторины и конкурсы | Лаборатория дистанционных конкурсов и олимпиад «Ладико» | http://ladiko.ru/home/ | |
Международные творческие проекты и предметные олимпиады | Центр дистанционного развития креативности | http://teachers.kz/ | |
Всероссийские дистанционные предметные олимпиады и конкурсы | Центр дистанционного творчества «Индиго» | http://indigo-mir.ru/o-centre | |
Возможно самостоятельное участие | |||
Всероссийские конкурсы проектных и исследовательских работ учащихся | Общероссийская организация «Малая академия наук «Интеллект будущего» | http://future4you.ru/ | |
Всероссийский открытый заочный конкурс-олимпиада «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО» | |||
Всероссийский открытый заочный конкурс-олимпиада «Интеллект-экспресс» | |||
Международный конкурс IQ-ЧЕМПИОН | http://iq-champion.ru | ||
Международные предметные конкурсы и олимпиады | Центр «Снейл» | http://www.nic-snail.ru | |
Всероссийские дистанционные предметные и творческие конкурсы для учащихся | Научно-образовательный центр «Эрудит» | http://www.erudyt.ru | |
Всероссийские дистанционные викторины и конкурсы | Проект «Эрудит» | http://eruditez.ru/ | |
Международные дистанционные олимпиады, конкурсы, конференции для школьников | Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение Центр дистанционного образования «Эйдос» | http://www.eidos.ru | |
Всероссийские интеллектуальные мероприятия для школьников | ЦДМ «Фактор Роста» | http://www.farosta.ru | |
Всероссийские дистанционные творческие конкурсы для всех возрастов | Авторская научная программа поддержки отечественной культуры «Золотая крона» С.В. Саратовского | http://www.zolotaya-krona.ru/ | |
Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы | Центр развития мышления и интеллекта | http://vot-zadachka.ru | |
Всероссийские дистанционные интеллектуальные и творческие конкурсы | Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Уникум» | http://www.unikru.ru/ | |
Всероссийские дистанционные конкурсные мероприятия | МБОУ дополнительного образования детей Центра интеллектуального развития Ювента | http://uventa.my1.ru/ | |
Всероссийские дистанционные мероприятия | Портал Всероссийских дистанционных мероприятий «Dolphin». | http://www.dolphin-school.ru | |
Всероссийские предметные и творческие дистанционных соревнования | Центр дистанционного образования «Plus Ultra» | http://www.runfo.ru/centre-plus-ultra.ru | |
Всероссийские дистанционные интеллектуальные и творческие состязания | Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов» | http://www.mir-konkursov.ru/ | |
Всероссийские дистанционные олимпиады | Дистанционный образовательный портал «Продленка» | http://www.prodlenka.org | |
Всероссийские дистанционные предметные, межпредметные олимпиады и творческие конкурсы | Образовательный портал «45 минут» | http://www.edu.uray.ru/post/2173 | |
Всероссийские предметные олимпиады, творческие конкурсы, викторины, конференции для учащихся | Всероссийский дистанционный проект МИНОБР.ОРГ | http://minobr.org/ | |
Всероссийские творческие конкурсы | Всероссийский портал «Творческие конкурсы» | http://творческиеконкурсы.рф/ | |
ЯЗЫКОВЫЕ КОНКУРСЫ | |||
Всероссийский конкурс «Россия спортивная» | Издательство «Просвещение» совместно с Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи | http://inyaz.prosv.ru/ | |
Международные олимпиады и конкурсы по английскому языку | Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» | http://www.tea4er.ru/tests | |
Международные дистанционные проекты по английскому языку | Международный портал дистанционных проектов по английскому языку | http://english-edu.org/ | |
Международный конкурс «Английский в школе» | ООО «Бюро информационных проектов» | http://английскийвшколе.рф | |
Международный интернет (online) конкурс по английскому языку для учащихся | Открытый международный проект «AMBER STAR» | http://www.amberstar.lt/index.php?action=page&page_id=1 | |
Международные конкурсы | Образовательная компания «РЕЛОД» | http://www.relod.ru /metodicheskaya_podderzhka/ konkursy/konkursy_20132014/ |
|
Всероссийские конкурсы и олимпиады по английскому языку | Сообщество изучающих и преподающих английский язык | http://anglyaz.ru/component/ content/article/31-general/ 499-planprospekt.html |
Как видно из таблицы, принять участие в дистанционных конкурсах учащиеся могут как непосредственно, так и через педагога-куратора. Некоторые конкурсы возможны для ученика только через педагога.
Темы образовательных проектов, их цели, сроки и формы проведения могут быть различными. Основная же цель любого образовательного проекта направлена на создание его участниками собственного интеллектуально-творческого продукта.
Хочется завершить статью словами профессора кафедры управления персоналом Московского института открытого образования (МИОО) Любови Мироновны Асмоловой: «… школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию (учёбе и совместной социально направленной деятельности); если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности; если всем ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого»[1]. Представляется, что системное и целенаправленное участие в рассмотренных ДОП во многом является гарантом успеха ученика, а следовательно и школы.
[links&resources]
[1] Асмолова Л.М. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка. // Интернет-издание «Просвещение».— URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10684
[2] Ващенко Л.В., Челак А.А.. Образовательные конкурсы и олимпиады. // Педагогическое обозрение No 4. — 2011 (112). — С. 2-4.— URL: http://gcro2.nios.ru/DswMedia/po_112.pdf
[3] Жандармова И.В. Каковы преимущества дистанционных конкурсов и проектов? // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-5.htm
[4] Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. — N 3. — С. 15–18.
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М-во образования и науки РФ, 2010 — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
[6] Хуторской А.В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос». // «Компьютер в школе». — 1999. — №1. — URL: http://old.osp.ru/school/1999/01/13031808/