ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (7–9 классы)
Автор: Алла АВИЛОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 5 марта 2014Экологическое образование и воспитание являются одним из приоритетных направлений развития современной педагогической науки. В классической педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги прошлого Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Гумбольдт, Ф.В.А. Дистервег и др.
настроение: природосберегающее
ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, экологическое сознание, краеведческий материал, экологическая составляющая УМК, этап урока
город: с. Нижнее Большое, Воловской р-н, Липецкая обл.
Впервые А. Гумбольдт, а затем и Ж.-Ж. Руссо заговорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Я.А. Коменский в целях творческого сотрудничества детей с явлениями природной среды создал замечательную книгу «Видимый мир в картинках», обозначив тем самым важность непосредственного ознакомления ребенка с чудесным миром природы. Развитие эмоциональной сферы дети способствует знакомству с окружающими предметами и явлениями, усвоению образцов окружающего мира и лишь после этого умению действовать, используя приобретённые знания, навыки и умения.
В философской, педагогической, психологической, культурологической литературе экологическое воспитание трактуется как воспитание целостной, гармоничной личности, у которой интересы и цели, знания и умения, потребности и идеалы выступают в единстве, благодаря чему формируется экологическое сознание и мировоззрение человека, составляющее основу его экологической культуры.
Как и любое другое, экологическое воспитание — целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и её возраста экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности, учитывая разный уровень подготовленности учащихся. Экологическое воспитание затрагивает человека во всех сферах жизни: в его увлечениях, дома, на работе и в свободном времяпрепровождении. При этом оно должно учитывать личность как духовную, физическую и социальную целостность. Ценностное воспитание и формирование ответственности являются центральными элементами экологического воспитания на протяжении всей жизни. В идеале они также сообщают примеры из практики устойчивого образа жизни. Ежедневно делая выбор, человек влияет на состояние окружающей среды. С точки зрения экологического воспитания важнейшим является осознание воздействия, исходящего от собственной деятельности, и нахождение более дружелюбного по отношению к окружающей среде образа действий. Имеет значение также и принятие на себя ответственности за собственные действия и их последствия.
Вышеупомянутое позволяет сделать вывод о том, что экологическое воспитание должно быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на уроке. Воспитание на уроках иностранного языка целенаправленно подводит учащихся к осознанию того, что люди, владея культурой и технологией, как и все живые существа на планете, включены в глобальную экосистему. Человеческая деятельность вплетена в сложную сеть взаимосвязей с природой, и это налагает на человека ответственность и требует серьезных ограничений в его производственной и бытовой деятельности.
Особое место в системе экологического образования отводится иностранному языку. Наряду с рассмотрением мировых экологических проблем в ходе изучения тем («Страны изучаемого языка», «Природа», «Животный и растительный мир», «Родной край», «Традиции и обычаи», «Здоровый образ жизни», «Любимые животные», «Защита окружающей среды» и т. д.) большое значение имеет использование краеведческих материалов.
По мере накопления информационного материала осуществляется обработка и внедрение его в учебный процесс. Отсутствие краеведческих текстов на немецком языке ставит перед преподавателем задачу отбора актуальной информации из региональных изданий и доведения их содержания и языкового материала до уровня компетенции каждого ученика, с учетом языковой подготовки, возрастных особенностей и в рамках учебного предмета — немецкого языка.
В рамках страноведческих тем на уроках немецкого языка рассматриваются экологические проблемы города и региона, в которых учащиеся живут, последствия экологических загрязнений и бедствий. Форма и методы могут быть самые разные, но используемый материал должен носить актуальный характер, отражать злободневные задачи экологического воспитания на примере близкого школьнику окружающего мира (для Липецкой области и г. Ельца в частности — это «Природные заповедники», «Исторические места»). Важную роль играют тексты, переводимые с русского языка на немецкий и с немецкого на русский, заимствованные из периодических изданий: «Сыроежка», «Золотой ключик», „Vitamin.de“, „Deutschland“, „Juma“, из сети Интернет, из справочников.
Особое внимание необходимо уделить процессу экологического воспитания на уроках немецкого языка в средней школе (7–9 классы). Педагогами и психологами доказано, что именно на средней ступени снижается мотивация к изучению иностранного языка. Причиной того являются трудности, возникающие в процессе овладения иностранным языком, отсутствие реальных возможностей применения языка в повседневной жизни и др. Следовательно, требуется тщательная подготовка к уроку со стороны учителя. Необходимо применение таких разнообразных форм и методов работы в урочное и внеурочное время, как ИКТ на уроках иностранного языка, метод проектов, игровой метод, подбор краеведческого материала и др.
В большинстве школ России основным УМК по немецкому языку на среднем этапе является УМК „Schritte“. Авторы УМК „Schritte 3“ И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Н.А.Артемова ставят серьезные задачи экологического образования и воспитания. В УМК представлены следующие разделы, непосредственно связанные с данным аспектом: „Was nennen wir unsere Heimat?“, „Das Gesicht einer Stadt — Visitenkarte des Landes“, „Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes“, „Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde!“, „Im gesunden Körper — gesunder Geist“.
Обсуждая содержание темы „Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde!“, я использую компьютерную презентацию и дополнительную информацию из сети Интернет, чтобы научить учащихся поразмышлять о том, что мы можем сделать, чтобы спасти окружающую среду. Тем самым достигается воспитательная цель урока — воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Одна из тем УМК „Schritte 4“ посвящена описанию только летнего времени года, значительная часть тем — путешествию по Германии. Не так просто организовать занятие на экологическую тему, но в планировании учителя имеются резервные уроки, в рамках одного из которых возможно проведение урока после изучения темы „Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland“. Подтему урока можно обозначить следующим образом: «Что мы можем показать нашим зарубежным друзьям в России». Практическая цель урока — обучение изучающему чтению. В качестве текста для чтения учащимся предлагается информация из справочника-путеводителя по г. Ельцу (информация о памятнике культуры и искусства — Вознесенском соборе). Материал актуален не только для Липецкой области, но и для всей России, поскольку Вознесенский собор является уникальным памятником истории и культуры нашей страны. Данное занятие проводится в четыре этапа. Первый этап (речевая зарядка/речевая подготовка) подготавливает учащихся к дальнейшему ходу урока, учитель приветствует учеников, создаёт дружественную атмосферу, настраивает учащихся на беседу по теме урока. На дотекстовом этапе учитель называет тему урока, предлагает прочесть сообщение из справочника-путеводителя по г. Ельцу, раздает карточки со словами для снятия языковых трудностей. Перед прочтением текста учитель задаёт вопрос, который мотивирует учащихся на внимательное чтение. На текстовом этапе учащиеся выполняют три вида упражнений: «Согласитесь или опровергните утверждения» (содержательная идентификация), «Ответьте на вопросы» (содержательный поиск), «Ответьте и подтвердите словами из текста ответ на вопрос, что делает Вознесенский собор привлекательным для туристов» (смысловой выбор). На текстовом этапе учащиеся работают с презентацией, с помощью которой учитель знакомит учеников с другими достопримечательностями г. Ельца, тем самым достигается образовательная цель урока — знакомство с городом воинской славы. На послетекстовом этапе учитель задаёт вопрос о том, что делает город привлекательным для туристов, и информирует учащихся о том, что этот древний город с удивительными достопримечательностями нужно охранять, тем самым достигается воспитательная цель урока — воспитание любви к Родине и бережного отношения к памятникам культуры нашей страны. В процессе проведения урока используется компьютерная презентация и приложения с упражнениями, текст из справочника-путеводителя по городу. На завершающем этапе учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание, выставляет оценки.
Historische Orte von Elez. die Wosnessenskij Kathedrale (Himmelfahrtkathedrale).
Die Hauptsehenswürdigkeit der Stadt ist die Wosnessenskij Kathedrale (Himmelfahrtkathedrale), sie wurde im russisch-byzantinischen Stil von dem berühmten russischen Architekten Konstantin Thon gebaut. Thon ist der Autor der Erlöserkathedrale in Moskau, des Großen Kremlpalastes und der Rüstkammer im Kreml.
Nach den Einschätzungen der Experten ist dies die drittgrößte Kathedrale in Russland nach der Isaaks-Kathedrale in St. Petersburg und der Erlöserkathedrale in Moskau. Seine Höhe beträgt, einschließlich des Kreuzes, 74 Meter. Der Entwurf der Hauptikonostase wurde von dem berühmten Moskauer Architekten Kaminsky erarbeitet. An der Bemalung der Kathedrale und am Ikonenmalen nahmen berühmte russische Künstler Alexej Korsuchin (1835–1894) und Klawdij Lebedev (1852–1916) teil.
Von der Nordseite der Kathedrale befindet sich eine Kapelle in der Form eines alten russischen Helms. Sie wurde 1801 über dem historischen Grab der im Kampf gegen Timur gefallenen Elezer Soldaten gesetzt. Während des Baues der Himmelfahrtkathedrale wurden noch die Überreste von Soldaten gefunden und auf dem städtischen Friedhof bestattet, wo auch eine Kapelle gebaut wurde.
Слова для снятия языковых трудностей:
- die Erlöserkathedrale — Храм Христа Спасителя
- die Rüstkammer — оружейная палата
- der Entwurf — проект (строительства)
- die Überreste — останки
- die Kapelle — часовня
(Текст для чтения из справочника-путеводителя по г. Ельцу, с. 98)
УМК „Schritte 5“ содержит меньшее количество экологической информации. В нем авторы на первое место выдвигают проблемы молодежи и выбор профессии. Опираясь на тематическое планирование учителя, в котором представлены такие темы, как: „Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?“, „Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?“, „Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?“ и др., невозможно организовать урок на экологическую тематику. Но альтернативой может служить мероприятие на экологическую тематику «Поле чудес», приуроченное ко Дню Экологических Знаний (15 апреля).
Внеклассное мероприятие на тему „Naturschutzparks und Schutzgebiete Deutschlands“ («Национальные парки и заповедники Германии») проводится в несколько этапов. Сначала предлагается задание для первой тройки игроков, дается краткое описание заповедника, который нужно угадать, предлагаются картинки с его изображением и указывается место его расположения на карте Германии.
В процессе игры ведущий общается с участниками, задаёт вопросы по экологической тематике. Участники также могут сделать подарок ведущему (спеть, станцевать, рассказать стихотворение). Всего в игре принимают участие три тройки игроков, и для каждой из них предлагаются разные задания.
После того как определяются победители в каждой из троек, проводится финальная игра и выявляется победитель. Ведущий предлагает ему сыграть в суперигру, если того пожелает победитель. Во внеклассном мероприятии проводится игра со зрителями. Это способствует привлечению других учащихся к игре и повышению у них уровня экологической культуры. В качестве раздаточного материала предлагается немецкий алфавит, карточки с буквами. Музыка из телешоу «Поле чудес», красочная компьютерная презентация создают атмосферу реальной игры и поднимают настроение участников и зрителей.
Внеклассное мероприятие для 9 класса
Сценарий внеклассного мероприятия «Поле Чудес на немецком языке»
Образовательная задача: расширение языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Развивающая задача: развитие интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся.
Воспитательная задача: формирование у учащихся культуры общения, воспитание чувства экологической ответственности.
Дидактический материал: карточки с буквами, немецкий алфавит, призы, две шкатулки.
ТСО: компьютер и компьютерная презентация, запись музыки из телешоу «Поле чудес».
Участники: ведущий, помощник ведущего, три тройки игроков.
Ведущий: Guten Tag! Wir sind im Studio der Schule № …
Heute haben wir ein Spiel.
Es heißt „Wunderfeld“. Dieses Spiel ist sehr bekannt und populär.
Und lustig! Stimmt das?
Ich heiße… (ведущий представляется).
Ich begrüße die ersten Teilnehmer der Klasse 9.
Задание для первой тройки игроков
Первая тройка игроков занимает свои места. Зрители аплодируют. Играет музыка из телешоу «Поле чудес».
Ведущий представляет участников: Das sind …
Ведущий: Das Thema des heutigen Spiels „Naturschutzparks und Schutzgebiete Deutschlands“. Seid aufmerksam!
Also, die erste Aufgabe: Dieser Naturschutzpark wurde 1970 eröffnet. Er ist durch die Bergwälder gekennzeichnet, die mit Zapfenbäumen bedeckt sind. Er befindet sich in Süddeutschland.
Ведущий обращает внимание игроков на компьютерную презентацию, где показываются слайды-подсказки: картинки с изображением Баварского леса, карта федеральной земли «Бавария» (уже в конце).
Am Bildschirm sind die Bilder. Nehmt sie zu Hilfe!
Участники называют буквы: Ich nenne den Buchstaben …
Ведущий: Ja, stimmt! / Nein, falsch!
Во время игры ведущий задаёт вопросы участникам:
- Was gefällt dir in der Natur?
- Welche ökologischen Probleme gibt es heutzutage?
- Was können wir zusammen machen, um die Natur zu retten?
- Was machst du persönlich, um die Natur zu retten?
Участники могут приготовить подарки ведущему, интересные выступления (песню, танец, стихотворение).
Если участник угадает три буквы в слове, он получает две шкатулки.
Ведущий: Zwei Körbchen ins Studio bitte!
Wähle nur eines!
Dieses Körbchen ist leer!
Dieses Körbchen ist voll! Hier ist ein Preis!
Если участник может назвать слово: „Ich kann das Wort nennen!“
Die Antwort lautet: „der Bayerische Wald“.
Und wo befindet sich er?
Участники и зрители называют место: In Bayern.
Ведущий: Ja, stimmt! Er ist Sieger! Er bekommt eine Medaille!
Alle Teilnehmer bekommen Preise!
Задание для второй тройки игроков
Ведущий представляет участников: Das sind …
Ведущий: Das Thema des heutigen Spiels „Naturschutzparks und Schutzgebiete Deutschlands“. Seid aufmerksam!
Also, die zweite Aufgabe: Dieses Naturschutzgebiet ist das größte in Deutschland. Er befindet sich in Sachsen-Anhalt und besteht meistens aus Fichtenbäumen. Die Hauptsehenswürdigkeit des Parks ist der Brocken.
Die Antwort lautet: „der Harz“.
Вопросы и для участников и реплики ведущего остаются те же.
Задание для третьей тройки игроков
Ведущий представляет участников: Das sind …
Ведущий: Das Thema des heutigen Spiels „Naturschutzparks und Schutzgebiete Deutschlands“. Seid aufmerksam!
Also, die dritte Aufgabe: Dieser Nationalpark wurde 2004 gegründet, der den Buchenwald (буковый лес) schützt. Er befindet sich in Ostdeutschland und sein Name ist dem Namen des Haupt- turms in Paris ähnlich.
Die Antwort lautet: „die Eifel“.
Вопросы и для участников и реплики ведущего остаются те же.
Игра со зрителями
Ведущий: Das Spiel mit den Zuschauern.
Das Thema: „Naturschutzparks und Schutzgebiete Deutschlands“.
Die Aufgabe: Das Naturschutzgebiet wurde 1990 gegründet und ist mit Wäldern, zahlreichen Seen bedeckt. Es befindet sich in Süddeutschland, in Mecklenburg-Vorpommern.
Die Antwort lautet: „Müritz“.
Ведущий открывает две буквы в слове.
Зрители называют слова.
Ведущий: „Nein, falsch!“/Ja, stimmt! Du bekommst einen Preis!
Финальная игра
Ведущий: Ich begrüße die Sieger der Klassen 9.
Wir besprechen wieder Naturschutzgebiete Deutschlands.
Die Aufgabe: Dieser Nationalpark wurde 1997 gegründet und ist der 13. Nationalpark in Deutschland. Er befindet sich in Thüringen, wo er der einzige ist.
Участник, который правильно назовет слово, победитель игры «Поле Чудес».
Die Antwort lautet: „Heinich“.
Ведущий: Das ist unser Sieger! Er ist klug! Er bekommt eine große Medaille!
Зрители аплодируют победителю.
Ведущий предлагает победителю сыграть в суперигру.
Ведущий: Also, das Superspiel!
Die Aufgabe: Dieser Nationalpark befindet sich auf einer Halbinsel unweit von der Insel Rügen. Das ist der kleinste Nationalpark in Deutschland und befindet sich in Mecklenburg-Vorpommern.
Ведущий: Nenne bitte drei Buchstaben!
Ведущий открывает буквы в слове, если победитель их назвал.
Ведущий: Ich gebe dir eine Minute!
Через минуту победитель называет слово: „Ich nenne das Wort …“
Die Antwort lautet: „Jasmund“.
Если он угадал, то получает приз.
Зрители аплодируют.
Ведущий: Liebe Freunde, unser Spiel ist zu Ende.
Sagt bitte, war das Spiel interessant? Habt ihr viel Neues und Interessantes erfahren?
Freut mich! Alles Gute! Auf Wiedersehen!
Данное внеклассное мероприятие формирует представления учащихся о природоохранной деятельности в Германии, повышает уровень экологических знаний учащихся.
[links&resources]
1. Концепция общего среднего экологического образования. / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. — М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 2000. — № 2.
3. Шульженко, А. К. Экологическое воспитание: Европейский опыт. — М.: Копи-центр, 2003. — 58 с.