КАК БОРОТЬСЯ С ГДЗ, ИЛИ «HOT POTATOES» НАМ В ПОМОЩЬ
Автор: Виктория МИЛЯЕВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Среда 16 апреля 2014Я достаточно давно принимаю участие в вебинарах издательства «Просвещение» и практически на каждом из них коллеги поднимают тему готовых домашних заданий (ГДЗ). Это действительно реальная проблема для многих из нас. Наши продвинутые ученики находят ключи и к заданиям учебника, и рабочей тетради, и к тестам.
настроение: деятельное
ключевые слова: ГДЗ, HOT POTATOES, тестирование, реальные знания учеников
город: Омск
Многие коллеги считают, что выход в том, чтобы составлять контрольные самостоятельно, чуть ли не индивидуально для каждого ученика. Конечно, это был бы идеальный вариант. Но где же нам найти столько времени на составление, а главное — на проверку всех этих тестов?
С тех пор, как я познакомилась с программой HOT POTATOES, эта проблема для меня решена. Из множества существующих на сегодняшний день генераторов тестов (EASY QUIZZY, MY TEST, WONDERSHARE и др.), эта программа, на мой взгляд, самая подходящая.
У нее масса «плюсов»:
- существует бесплатная версия;
- экономит наше время: на создание упражнения или теста его требуется совсем немного;
- позволяет создавать 5 различных видов упражнений: викторина (quiz — до 4 вариантов ответов), заполнение пропусков (cloze), установление соответствий (match с тремя вариантами заданий), кроссворд и восстановление последовательности (mix);
- удобна в использовании: у программы интуитивно понятный интерфейс, она позволяет вести учет ошибок учеников, имеется опция «Подсказка», автоматически выставляется оценка за упражнение;
- не требует выхода в Интернет для выполнения заданий, упражнения открываются в любом браузере.
Кроме того, не стоит забывать и об обучающей функции программы — ученик сможет выполнить упражнение в любом случае, даже допустив ошибку, для этого и существует подсказка.
Программа позволяет осуществить проверку лексических, грамматических и орфографических навыков учеников.
Как же все выглядит на практике?
В нашем лицее уже второй год имеется мобильный компьютерный класс, и любой учитель может взять его на свой урок. Упражнения, созданные в программе HOT POTATOES, я использую как для тестирования, так и для текущей работы — это хорошая альтернатива традиционным словарным диктантам или фронтальному опросу. При этом у учеников нет возможности ни списать друг у друга, ни воспользоваться ключом — его просто не существует.
Кроме того, работа за компьютером требует сосредоточенности, и на посторонние занятия просто не остается времени. Немаловажно и то, что такая форма работы гораздо больше нравится самим ребятам, они ведь, в отличие от нас, “digital natives” и общение с компьютером воспринимают очень охотно.
Не забудем и о том, что оценку им ставит не учитель, а компьютер — машина, которую нельзя ни разжалобить, ни уговорить. Тут каждый получает по заслугам, и к доводам «я просто забыл» или «меня не было на том уроке» компьютер остается невосприимчивым. Но даже если ученик получает не слишком высокую оценку, негатива это не вызывает.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), мои ученики 8–11 классов могут непрерывно работать с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не более 25 минут, поэтому в наших тестах всегда присутствует и аудирование и небольшие тексты на бумаге, чтобы ребята не переутомлялись.
Хочется отметить, что выполнение тестов в электронном виде вызывает у учеников гораздо больше энтузиазма, чем работа с обычными тестами еще и в силу того, что я стараюсь включать в тест разнообразные задания.
Приведу несколько примеров упражнений для 8 класса (УМК «Английский в фокусе 8»):
1. Кроссворд “Write the opposites”
2. Упражнение на соотнесение действий и их значений (выбор вариантов из выпадающего меню)
3. Упражнение на соотнесение реплик (вариант “drag and drop”)
Так будет выглядеть результат, если ученик допустил ошибку. Программа покажет ее, и у ребенка будет возможность ее исправить.
4. Тест с выбором правильного ответа из трёх предложенных
5. Задание на заполнение пропусков. В данном случае видно, что ученик воспользовался подсказкой
Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки, частое использование подсказок (Hints), приводят к снижению оценки (на это нужно обратить особое внимание учащихся). Для удобства оценивания проценты, полученные учениками, можно перевести в баллы по 5-балльной шкале.
Выполнение каждого упражнения не занимает много времени — от 3 до 5 минут, в зависимости от типа задания и уровня группы. Интерфейс каждого упражнения интуитивно понятен, кроме того, каждое упражнения снабжено инструкцией на английском языке. При необходимости (в не очень сильных группах), учитель может перевести инструкции на русский язык. Обычно это достаточно сделать один раз, далее затруднений не возникает.
К сожалению, мы не можем запретить издание ГДЗ, но в наших силах противопоставить им уникальные в своем роде задания, которые могут позволить учителю проверить реальные знания учеников.