ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УСВОЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ (по УМК «Английский язык
2-11». Авторы В.П. Кузовлев и др.)
Автор: Ирина КОСТИНА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Среда 2 апреля 2014
В «Стратегии модернизации содержания российского образования» отмечается, что «процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющий инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него».
настроение: рабочее
ключевые слова: развитие личности в процессе образования, воспитание чувства патриотизма, овладение языком через овладение фактами культуры, роль СССР во Второй мировой войне, личностные и предметные результаты
город: Липецк
Одной из основных задач современного образования является воспитание российского гражданина. Поэтому для выпускников основной и старшей школы «формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей страны» становится существенным требованием, которое вносит свой вклад в воспитание гражданственности и патриотизма, в осознание родной культуры через контекст культуры других стран и воспитание чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры. Не менее важной задачей современного образования является и формирование навыков коллективной учебной деятельности, умения сотрудничать, планировать и реализовывать совместную деятельность, устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, воспитывать стремление иметь собственное мнение и принимать собственные решения, выражать себя в доступных видах творчества.
Основой образования и воспитания является культура, основой же культуры являются человеческие ценности. Содержание учебника таит в себе потенциал (информацию о культурных ценностях), способствующий духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. В процессе обучения иностранному языку учащиеся знакомятся с фактами из истории стран изучаемого языка/своей страны, биографиями и фактами из жизни известных людей в странах изучаемого языка/России и учатся понимать, какой вклад они внесли в мировую науку и культуру. В данной статье мы рассмотрим, каким образом факты культуры влияют на достижение личностных результатов в образовании, на духовно-нравственное воспитание школьников. Следует помнить, что обучающимся недостаточно просто познакомиться с составляющими основу образования фактами культуры, чтобы состоялось присвоение ими этих фактов. Существуют определённые стадии, которые необходимы для овладения фактами иноязычной культуры:
1. восприятие фактов культуры,
2. осознание их места в культуре,
3. сопоставление с фактами родной культуры,
4. анализ их ценности,
5. включение их в систему своих знаний,
6. действование соответственно новым знаниям[1].
Рассмотрим как реализуются стадии усвоения факта культуры на примере урока The Unknown War (10 класс, цикл 5. My country’s history highlights.) Названием урока послужило название документального многосерийного фильма об участии Советского Союза во Второй мировой войне, над фильмом работали документалисты из СССР, США и Великобритании. Фильм стал большим откровением для западного зрителя, для которого борьба Советского Союза была действительно «неизвестной войной». К сожалению, Великая Отечественная война и сегодня остаётся неизвестной на Западе, о ней публикуются спекулятивные утверждения. На данном уроке обсуждается роль Советского Союза во Второй мировой войне, что является актуальной темой на сегодняшний день. Этот факт культуры не предъявляется назидательно — он органично включён в процесс обучения письменной речи, а именно: овладение этим фактом культуры происходит при достижении предметных результатов, что указано в целях урока.
Рассмотрим, какие личностные и предметные результаты планируются в книге для учителя:
- личностные результаты (воспитательный и социокультурный аспекты ИК):
- воспитательный аспект — воспитание уважения к героическим страницам в истории Отечества;
- социокультурный аспект — познакомиться с различными мнениями о роли Советского Союза в борьбе с фашизмом;
- предметные результаты (учебный аспект ИК): писать сочинение с элементами рассуждения (opinion essay) в рамках изученной темы.
В первом упражнении, отвечая на поставленный вопрос, обучающиеся находят в тексте и читают предложения, которые отражают мысли автора по проблеме, одновременно происходит знакомство с точкой зрения автора о роли Советского Союза во Второй мировой войне, то есть осуществляется первая стадия овладения фактом культуры — стадия ВОСПРИЯТИЯ:
1. People are really proud of their own nation’s contributions to the victory over Nazi Germany, but unfortunately many Westerners don’t know the heroic sacrifices of their Russian allies. 1) What did Peter Cheremushkin write for Russia Now, the online supplement of Rossiyskaya Gazeta about the role of the Soviet Union in the Second World War?
Every nation has its own understanding of World War II and obviously every nation focuses its remembrance on its own contribution.
In the United States, the war began with the attack on Pearl Harbor*, but on that day in December 1941, the Soviet Army was already involved in a dreadful battle in the snowy fields near Moscow. The Battle of Moscow, where Generals Zhukov, Rokossovskiy and so many common soldiers mysteriously stopped the Nazis in the neighborhoods of the Russian capital, was a breakthrough that many historians are still unable to explain.
The battle of Stalingrad, where the Soviets defeated the German 6th Army, was the turning point for the war on the eastern front.
Today it is more popular to speak about how Russian soldiers imposed the Soviet regime on the Baltic States. No doubt it was true, but the world should not forget the words of Joseph Beyrle, the only American who ran away from the German prison camp and found himself among the soldiers of the Red Army. He said: «I hear a lot about the atrocities that Soviets committed on their way towards Berlin in Germany. I don’t remember that. I only remember their determination to reach Berlin and to see the victory.»
While we are talking about the atrocities of the Soviet regime we should not forget that it was Nazi Germany who started the war against the Soviet Union in June of 1941, and that it was the Soviet Union who won the war against Nazi Germany in May of 1945, with the support of American industrial power and Russian people’s resources.
The US Congressman Tom Lantos once said at a press conference in Moscow, that he would like to see the monument to the Soviet soldier in every city freed by the Soviet army. These words were spoken by a man who was freed from the concentration camp in Hungary in 1945 by the Red Army, and whose words are worth remembering.
Обучающиеся находят ответ на вопрос 2) What did the two Americans think about Soviet soldiers in the Second World War? в тексте и пытаются понять точки зрения и осознать аргументы двух представителей американской культуры о действиях советских солдат на фронтах Второй мировой войны, то есть осуществляется стадия ОСОЗНАНИЯ:
На стадии СОПОСТАВЛЕНИЯ обучающиеся сопоставляют полученное знание о мнениях различных людей о роли Советского Союза во Второй мировой войне с собственными представлениями о Великой Отечественной войне.
В третьем упражнении обучающиеся анализируют идею: The Second World War was won by the united efforts of the allied forces. But it is not fair to underestimate the role of the Soviet Union, которая проистекает из точки зрения автора статьи и точек зрения представителей американской культуры, выбирают и приводят аргументы в поддержку идеи: 3) Comment on the following idea. Use the facts and ideas below and the phrases from the box to emphasize the importance of these thoughts. Это упражнение связано со стадией АНАЛИЗА ЦЕННОСТИ. Для того, чтобы подчеркнуть главную мысль и выразить второстепенные в собственном высказывании, обучающиеся используют фразы из рубрики Emphasising.
В четвёртом упражнении обучающиеся формулируют свою точку зрения в сочинении: 4) Write the essay “How I see the role of the Soviet Union and its allies in the Second World War”. Таким образом осуществляется стадия ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ СВОИХ ЗНАНИЙ.
На уроке, посвящённом проектной деятельности, обучающиеся готовят проекты, рассказывая о вкладе своих родных в победу над фашизмом: Project 1. The history of my country in the history of my family. В данном случае стадия ДЕЙСТВОВАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО НОВЫМ ЗНАНИЯМ наступает на проектном уроке.
В учебнике существуют и другие средства духовно-нравственного воспитания — ими являются тексты различной направленности, рубрики In Your Culture, Culture Note, факты культуры, иллюстрации, проектная деятельность.
В качестве текстов различной направленности в учебниках используются зафиксированные монологические высказывания, диалоги, короткие рассказы, отрывки из повестей, краткие статьи из журналов, рекламные объявления, стихи, песни, письма, комиксы и т. п.
Многие упражнения в учебниках построены на фактах культуры стран изучаемого языка и родной культуры, так как овладение языком происходит через овладение фактами культуры. Обратимся к учебнику 9 класса. Упражнение 2 из 6-го цикла, 2-го урока под названием What people make your country famous ?, в котором происходит работа над лексической стороной речи, в содержательном плане посвящено биографии Дмитрия Менделеева.
В процессе проектной деятельности учащиеся вовлекаются в творческую деятельность. Проектная деятельность способствует воспитанию отношения к учёбе как к творческой деятельности, развитию стремления творчески выражать себя в учебной деятельности.
Обучающиеся начинают готовить предложенные проекты в 3 классе, а к концу 11 класса учащиеся могут самостоятельно предложить тему своего проекта, организовать работу по сбору материала и подготовке проекта, выбрать форму защиты проекта, защитить проект на английском языке и оценить свой проект и проекты своих одноклассников на английском языке. Многие проекты вносят свой вклад в духовно-нравственное воспитание школьников, например: 9 класс, 1-й цикл, Project 3. Literary map of your region. 9 класс, 6-й цикл, Project 1. My country in the world/This is Russia.. Project 2. A-Z of my country. Project 3. The role of the Russian language in the world/Learn Russian! и другие.
В рубрике In Your Culture, где даются пояснения некоторых фактов культуры, норм поведения, обучающиеся целенаправленно учатся рассказывать о культуре
своей страны. Например, “Here are the names of some famous Russians. What are they famous for?” (7 класс); “What would you tell your foreign friend about Russia/Moscow?”
(8 класс); “What would you tell your foreign friend about Russian holidays and traditions?” (8 класс); “Tell your foreign friends about most famous Russian performers and performances”. (9 класс). Обратимся к упражнению
3 из 1-го урока (What does the world know about your country?), учебник
9 класса, цикл 6. Данное упражнение является заключительным на уроке формирования лексических навыков. Используя факты культуры из Fact File, обучающиеся смогут сформулировать сообщение о достижениях родной страны в различных областях.
В Culture Note поясняются особенности межкультурного общения, школьники учатся вести себя соответственно принятым в стране нормам, правильно использовать лексические единицы: “On what occasions do the British use the words ‘wish” and “congratulate’?”, “Giving and receiving gifts” (8 класс) и т. п.
С помощью иллюстраций учащиеся знакомятся с лучшими образцами культуры стран изучаемого языка и родной страны. Например, иллюстрированный фотографиями Travel Fact File из 1-го урока (What are your travel habits?), 3-го цикла
(8 класс) знакомит обучающихся с местами, которые наиболее популярны у российских туристов. Можно снова обратиться к упражнению из рубрики In your culture, в котором собраны иллюстрации, являющиеся не просто украшением рубрики, а дающие дополнительную информацию.
Данная линия учебников имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство национальных культур народов России, культуры других народов, способствует становлению российской гражданской идентичности обучающихся, содействует формированию у них патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу и малой родине, содействует формированию у обучающихся толерантности и способности к межнациональному диалогу.
Основой достижения духовно-нравственных целей является триада: факты культуры, технология и учитель. Факты культуры становятся для учащегося ценностью и ориентирами поведения. Учитель, являясь интерпретатором культуры, несёт в себе содержание образования, и именно это культурное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Триада «материалы — технология — учитель» составляет основу для успешной реализации целей духовно-нравственного развития.
[links&resources]
[1] Пассов Е.И, Кузовлева Н.Е Урок иностранного языка. — Москва: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.