«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СЕКРЕТЫ ИДЕАЛЬНОГО УРОКА

Понедельник 7 апреля 2014

Сегодня все больше внимания уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, высокоразвитым интеллектуальным способностям. Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные молодые люди, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать учебные и жизненные вопросы и проблемы.

настроение: креативное

ключевые слова: нестандартный урок, мотивация, формы урока, достоинства, моя «изюминка», технологическая карта урока

город: Черепаново, Новосибирская обл.

Ученик, который учится без желания, —
это птица без крыльев.

Саади

В настоящее время проблема преподавания немецкого языка в школе очень актуальна. Опыт школьных учителей и исследования педагогов-учёных показали, что нетрадиционные формы проведения урока поддерживают и развивают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения.

Отмечая достоинство нетрадиционных форм уроков в развитии и совершенствовании коммуникативной компетенции учащихся, Г.В. Рогова пишет, что «…обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо другому предмету, требует индивидуального подхода и использования нетрадиционных уроков»[1]. Нестандартный урок — это учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, оно требует большой подготовки от учителя.

Я стараюсь разнообразить жизнь и учебную деятельность школьника, развивать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сфер. Проводя уроки в нестандартной форме, пытаюсь выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. В этом заключается их положительная сторона. Но на таких уроков невозможно выстроить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт разнообразного построения методической структуры урока.

В своей практике такие уроки я использую, как правило, по завершении изучения темы или нескольких тем. В этом случае они выполняют функцию обучающего контроля и проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, часто возникающий у учащихся в условиях традиционного урока из-за боязни совершить ошибку.

Замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личную сопричастность» каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка.

Нетрадиционные формы урока немецкого языка я организую при участии всех учеников группы/класса. Они реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь различных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно представить следующим образом:

  • применение новых методов, приемов, форм и средств;
  • привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда — и их родителей);
  • разделение класса на группы по интересам — как в процессе подготовки, так и при проведении урока, разработка в соответствии с этим заданий каждому ученику;
  • опора на жизненный опыт учащихся, тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами;
  • в течение всего урока действуют дети, предусматривается минимальное участие учителя в ходе урока.

На мой взгляд, одним из основных достоинств нетрадиционных форм уроков является также развитие социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др., повышается интерес к предмету в целом.

К высокоэффективным в методическом плане, реализующим развивающие и воспитательные задачи, относятся следующие нетрадиционные формы уроков: урок-праздник, урок-экскурсия, сказочные или грамматические лабиринты, викторины, проекты. При выборе нетрадиционных форм уроков мною учитывается уровень подготовки учащихся, специфика и сложность материала.

Нестандартные задания на уроке могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых учащимся необходимо найти выход, используя полученные знания). К таким заданиям можно отнести: ток-шоу, ролевые и деловые игры, конкурсы и соревнования (по принципу «Кто быстрее? больше? лучше?»), пресс-конференции, лингвистические сказки, загадки.

Название темы урока должно быть также необычным, чтобы с самого начала урока привлечь внимание учеников. Обязательно учитываю возраст и интересы учащихся.

Приветствую, когда старшие ученики помогают мне при подготовке нестандартного урока для малышей и являются активными помощниками при проведении КВНов и викторин.

Для успешного проведения нестандартного урока рекомендуется:

  1. Начинать работу с большой предварительной подготовки (готовится оборудование урока, выполняются предварительные задания, накапливаются нужные учебные материалы).
  2. Обязательно включать всех учащихся в подготовку урока.
  3. Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса для успешного восприятия учащимися оригинальной формы урока, заботясь, чтобы они не потратили время впустую ради простой занимательности, а использовали эту форму для лучшего усвоения учебного материала.
  4. Анализируя проведенный нестандартный урок, оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, интерес учащихся, их активность, взаимодействие, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.

«Изюминкой» в проведении таких уроков является моя технологическая карта, которой я стараюсь придерживаться.

Цель: актуализация личного опыта и знаний учеников, создание условий для мотивации детей передавать свой опыт на немецком языке.

Задачи:

  • развивать навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности (говорении, чтении, письме, аудировании);
  • повторить изученный лексический или грамматический материал и активизировать его употребление;
  • развивать память, внимание, мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать чувства коллективизма, уважения друг к другу, развивать умения учебного взаимодействия.

В зависимости от цели выбираются методы, приемы и формы проведения урока и оборудование.

Ход урока

    1. Начало урока
      Любой конец зависит от начала! Многое решают первые минуты урока.

      Не уловишь, не почувствуешь пульс класса — и не получится урока.

      На данном этапе следует психологически настроить детей на урок: привлечь внимание чем-то необычным, заинтриговать, настроить на размышление и т.д.

    1. Этап всесторонней проверки знаний
      Для развития памяти необходимо давать пищу уму и воображению!

      Этот этап урока требует большой подготовки от учителя и, конечно же, большого мастерства! Занимательные упражнения, увлекательные ситуации, проекты, игры. Разнообразные формы и методы должны помочь систематизировать знания учащихся.

    1. Этап усвоения знаний
      Необходимо научить школьника добывать знания собственными усилиями. Не только самостоятельно «питаться» своими знаниями, но и самостоятельно добывать «пищу». На основе приобретенных знаний необходимо сформировать соответствующие речевые навыки и умения.
  1. Этап информации учащихся
    Многообразие домашних заданий — преграда одностороннему развитию личности. Необходимо подвести итоги. Объяснить домашнее задание.

Разные типы нестандартных уроков позволяют использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс — компьютеризация школ, оснащение школ проекторами — позволяет разрабатывать новые нестандартные уроки.

Выработанная мною за долгие годы работы система дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет моим ученикам успешно участвовать в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, готовиться к поступлению в вузы и, самое главное, активизирует познавательную деятельность школьников, учит их применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

В заключение можно сделать следующие выводы: использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся. Также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль. Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся. Такие уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно; в классе меняются отношения между детьми и учителем (мы партнеры); ребята с удовольствием идут на такие уроки.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. Каким бы многоопытным учитель ни был, ему всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

[links&resources]

1. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.— 222 с.
4. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. — М.: Просвещение, 2013. —
56 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.