ОТКРОВЕННЫЕ МЫСЛИ ТВОРЧЕСКОГО УЧИТЕЛЯ О ТВОРЧЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
Автор: Лилия АЯЦКОВА | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Вторник 1 июля 2014С чего начинается творчество? Творческая составляющая является неотъемлемой частью человеческого существа. Конечно, кто-то более творческий человек, кто-то менее. Однако ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что творческие способности можно развить. И здесь может возникнуть другой вопрос: а зачем? Так ли необходимы творческие проявления в наш цифровой век?
настроение: развивающее
ключевые слова: творческие способности учащихся, образовательные системы, цифровые технологии, ИКТ-компетенции, Блог Spotlight in Russia
город: Воронеж
Согласно исследованиям глобальных ориентиров в отношении творчества на работе, в школе и дома, проведенных компанией Adobe в 2012 году, 8 из 10 человек считают, что развитие творческих способностей является критически важным для экономического роста страны. Почти две трети опрошенных назвали творчество ценным фактором в развитии общества. И в то же время только четверть респондентов чувствуют, что они развили свой творческий потенциал в полном объеме. Более половины взрослых участников опроса из Великобритании, Франции, Японии, Германии и США считают, что развитие творческих способностей сдерживается образовательными системами их стран.
Доктор Кен Робинсон, общепризнанный лидер в области развития образования, творчества и инноваций, объясняет: «Один из мифов о творчестве состоит в том, что очень немногие люди являются творцами. Правда состоит в том, что каждый обладает огромным творческим потенциалом, но не каждый может его развить. Одной из проблем является то, что часто наши образовательные системы не дают учащимся возможности развивать свои природные творческие способности. Вместо этого они поощряют единообразие и соответствие установленным стандартам».
Конечно, развитие творческого потенциала ребенка в немалой степени зависит от семьи и того, сколько внимания этому уделяют родители. Но образование (школьное и дошкольное) играет ключевую роль в этом процессе. Спросите любого учителя, и он/она наверняка подтвердит, что помимо обучающих и воспитательных целей, он/она ставит цель развить творческие способности учащихся. Желание преподнести учебный материал творчески (конечно, не изобретая заново колесо), чтобы вызвать у учащихся изумление, любопытство и даже восторг, является неотъемлемой характеристикой настоящего учителя. Но иногда творчества просто не случается. То ли потому, что учителю кажется, что ничего нового придумать уже невозможно, то ли ему трудно раздвинуть рамки привычного (think outside the box). А может, единообразие и стандартизация — это все, что учителю надо.
Что же необходимо изменить в образовательной системе для благоприятного развития творческих способностей учащихся? Во-первых, необходимо сделать творчество неотъемлемой частью образовательного процесса и поощрять тех учителей, которые этому способствуют. Во-вторых, обеспечить учителя инструментами, которые будут наиболее эффективно развивать творческий потенциал. В-третьих, уменьшить количество требований к ученику, которые мешают проявлению его творческих способностей. Когда творчество занимает ведущее место в образовательном процессе, учащиеся получают дополнительный источник внутренней мотивации. У них вырабатывается положительное отношение к учебе, они достигают более высоких учебных результатов, они пробуют разные виды деятельности и учатся посредством реализации своих творческих амбиций.
Одним из путей решения существующей проблемы может служить использование информационно-коммуникационных технологий. ИКТ дают возможность вдохнуть свежий воздух в традиционную систему образования, вовлекая учащихся в такие виды деятельности, которые побуждают проявление и развитие их творческого потенциала. Динамичный дуэт творчества и технологий способен изменить отношение учителя к процессу преподавания, двигаться вперед вместе со временем и готовить своих учащихся стать гражданами будущего.
Современные учащиеся отлично понимают, каким творческим потенциалом обладают ИКТ. Не только подростки, но и младшие школьники хорошо владеют новейшими компьютерными и интернет-технологиями, ведь практически каждый аспект их жизни включает использование различных гаджетов. Учителя же по-прежнему отдают приоритет педагогическим целям (и это совершенно правильно!), но всё же пытаются включать элементы ИКТ в планы своих уроков, что делает образовательный процесс более захватывающим, а проявление творческих способностей учащихся более ярким.
Одним из примеров эффективности творческо-технологического тандема является блог Spotlight in Russia, ставший интернет-площадкой, на которой творческие способности учащихся, помноженные на внешнюю мотивацию их творческих учителей, выливаются в прекрасные проектные работы, основанные на информационно-коммуникационных технологиях.
Блог Spotlight in Russia существует уже третий год. Сюда стекаются проектные работы из разных уголков нашей страны. В 2013–2014 учебном году в блоге было опубликовано более 500 работ, а в целом на этой онлайн-площадке увидели свет почти 1000 проектов, которые просматривались почти 100 000 раз! В 2013 году презентации блога Spotlight in Russia вошли в 1% наиболее часто просматриваемых презентаций сервиса Slideshare. А это значит, что творческие проекты учащихся интересны не только самим учащимся и их учителям.
В блоге есть своя Доска почета, где можно увидеть фотографии тех педагогов, которые посредством синтеза творчества и технологий дают возможность учащимся проявлять свои творческие способности и делиться ими со всей страной. И делают они это не от случая к случаю, а на регулярной основе. Это те учителя, которые искусно вплетают ИКТ в свои образовательные программы, которые находятся на одной волне с самыми последними тенденциями в современном образовании. Есть в блоге и раздел «Самые активные блогеры». Здесь публикуются фотографии и коллекции проектных работ ребят, для которых творчество и технологии стали неотъемлемой частью процесса обучения. На их примере мы видим, что информационно-коммуникационные технологии и творчество могут и должны идти рука об руку в современной школе.
Блог Spotlight in Russia выполняет все три поставленные задачи развития творческих способностей учащихся. Для учителей, которые принимают активное участие в жизни блога, он стал неотъемлемой частью образовательного процесса, а издательство «Просвещение» поощряет этих учителей сертификатами и благодарственными письмами. Учителя, для которых творчество стоит во главе угла процесса обучения, получили инструмент, дающий возможность эффективно развивать творческий потенциал учащихся. А продуманный выбор тематики проектных работ способствует проявлению их творческих способностей
Если вы еще не знаете, как пробудить творческие способности, вот пять простых советов, которые вам помогут.
- Шаг первый: не ждите, когда вас посетит «муза», проявите любопытство. Просмотрите различные источники информации. Примеры коллег, которые уже используют технологии, могут вас воодушевить.
- Шаг второй: посмотрите на собранные материалы с разных точек зрения, подумайте, какие инструменты или онлайн-ресурсы могут воплотить ваши задумки наилучшим образом.
- Шаг третий: если вы не знаете, с чего начать, переключитесь на что-нибудь, что может стимулировать ваше воображение.
- Шаг четвертый: идеи всегда появляются ниоткуда, но вы всегда должны быть к этому готовы. Чем больше вам нравится ваша концепция, тем легче проявиться творчеству.
- Шаг пятый: воплотите свою идею в жизнь и посмотрите на нее критично. Лучше, если у вас будет несколько идей, некоторые из которых не верны, чем чувствовать себя во всем правым, но не иметь идей вообще.
Когда вы пустите в класс могущественный дуэт творчества и технологий, вы увидите, насколько легко вы можете проникнуть в реалии ваших учеников и помочь подготовиться к будущему. Даже если вы чувствуете, что технологии не являются вашей сильной стороной, скорее всего, в вашем классе есть те, кто вполне комфортно себя чувствует в мире цифры и гаджетов – ваши ученики. Не стесняйтесь обратиться к этим юным экспертам, и тогда ваши уроки будут служить развитию и их, и вашего творческого потенциала. И технологии вам в помощь!
Лилия Аяцкова,
член редакционной коллегии журнала