«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Четверг 24 июля 2014

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели: прочное усвоение знаний, развитие навыков и умений, с одной стороны, и одновременно овладение приемами учебного труда, то есть формирование «методики учащихся». Современные дидакты придают особое значение этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования. Очередные публикуемые материалы (Е. Григорова
и М. Смирнова) рассматривают проблему самостоятельной работы при изучении иностранного языка под разными углами.


настроение: саморазвивающее

ключевые слова: внутренняя мотивация обучающихся, стремление к саморазвитию, контроль усвоения знаний, различные типы уроков, организация самостоятельной работы, самообразование

город: Волгоград

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

В соответствии с требованиями нового стандарта ФГОС ВПО в рамках дисциплины «Иностранный язык» за счет самостоятельной работы компенсируется недостаточное количество аудиторных часов на изучение иностранного языка. Самостоятельная работа активизирует внутреннюю познавательную мотивацию обучающихся к приобретению новых знаний, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

К выполнению предлагаются упражнения для занятий в локальной сети (звуковые и текстовые задания). Контроль усвоения знаний по тематическим разделам дисциплины осуществляется при выполнении тестовых заданий, тестирующих программ (Краб, Конструктор тестов).

При выполнении заданий обучающиеся осуществляют поиск необходимой языковой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых. Глобальная сеть Интернет позволяет создать условия для получения любой необходимой участникам образовательного процесса информации.

Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП), помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Реализация проектов с помощью программ Microsoft PowerPoint, Publisher позволяет разнообразить работу, сделать занятия более динамичными.

Самостоятельная работа обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, с одной стороны, способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения по дисциплине «Иностранный язык», с другой стороны, удовлетворяет потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала.

Самостоятельная работа носит различный характер в зависимости от содержания, формулировки заданий и степени участия преподавателя в ней.

Выделяют четыре группы заданий по самостоятельной работе:

  1. обучающие, когда преподаватель показывает путь и характер выполнения задания;
  2. тренировочные — предназначенные для самостоятельной работы обучающихся по образцу, когда путь, показанный преподавателем, повторяется студентом;
  3. поисковые — выполнение задания целиком возлагается на студентов: они самостоятельно выбирают аспект анализа материала;
  4. творческие — самостоятельный поиск, выбор, оценка и проекция информации, её трансформация с целью написания эссе, реферата, доклада на конференцию, творческой исследовательской работы по переводу иноязычной статьи.

Урок по введению новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели. Получение учащимся новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР НП, работе с интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.

В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

Урок-практикум с использованием ЭОР НП. Урок-дискуссия на основе использования ЭОР НП. Урок-семинар, круглый стол.

Целью таких уроков является формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументов противника.

Однако подготовка к уроку учитывает не только повторение учеником учебных материалов, но и обращение к оригинальным текстам (фрагментам текстов), к электронным версиям журналов, газет, ресурсам Интернета. Рекомендуется предоставить учащимся список основных источников, но при этом не ограничивать их в возможности самостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме.

Использование Интернета на уроках становится дополнительной мотивацией для ученика в изучении французского языка, поскольку большинство детей любят всё, что связано с всемирной паутиной. Поэтому работа с Интернетом необходима на всех этапах урока.

Использование Интернета для закрепления полученных знаний.

Работа с аутентичным материалом, цель которой применить на практике полученные знания.

Такая деятельность помогает учащимся получить жизненный опыт, непосредственно обращаясь к необходимым на данном этапе источникам информации. Таким как:

а) заполнение анкет. Анкеты, взятые с сайта http://www.frsong.ru/,  помогают учащимся правильно заполнить свои анкетные данные;
б) работа с расписанием поездов поможет ориентироваться в работе с подобными таблицами;
в) работа с картой прогноза погоды;
г) Самостоятельный поиск необходимой информации на таком сайте, как http://french-book.net/, помогает развивать компенсаторную, социокультурную компетенции, умение организовать самостоятельную работу для углубления знаний по французскому языку, способствует развитию всех видов коммуникативных компетенций учащихся.

Знакомство со структурой работы франкоязычных сайтов на уроке помогает ориентироваться учащимся в работе с Интернетом, стимулирует дальнейший интерес к работе с этим сайтом.

Развитие речевых умений

Обучение чтению

Можно предложить ученикам работать по два или по три, исследовать статьи, охватывающие разные стороны жизни: культуру, спорт, погоду и т. п. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить посильные тексты, например, по культурной тематике.

Обучение письму

Общение в виртуальной среде осуществляется в основном с помощью электронной почты. Можно организовать международный обмен письмами в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучения таким образом культуры электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Также посредством электронной почты можно контролировать письменные домашние задания. Современной молодёжи намного интереснее, например, написать сочинение в электронном варианте и отправить его по e-mail учителю, чем писать это сочинение в тетради.

Обучение говорению

Использование интернет-ресурсов для подготовки к высказыванию на уроке помогает составить информативное сообщение, полный текст ответа по заданной теме. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются большей полнотой и пользуются повышенным интересом учащихся.

Проектная деятельность.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, показывают высокое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению французского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и достигают хороших результатов.

Введение ФГОС строго регламентирует количество часов по каждой дисциплине и заставляет искать новые интенсивные обучающие технологии в условиях дефицита аудиторного времени. В настоящее время эффективное обучение иностранным языкам ассоциируется с использованием информационно-коммуникационных технологий, компьютерных обучающих программ и интерактивных форм обучения, таких как проектная методика, методика развития критического мышления, презентация, реферирование, эссе, интернет-коммуникация.

Программно-методическое обеспечение организации самостоятельной работы по иностранному языку предполагает использование компьютерных обучающих программ и интерактивных форм обучения. Использование компьютерных обучающих программ показывает, что активность в образовательном процессе проявляют даже те обучающиеся, которые обычно пассивны и  предпочитают молчать.

В качестве примера задания для самостоятельной работы мы приводим тему «Роль компьютера в жизни человека»

Обучающиеся выполняют следующие задания:

1. Проблемно-поисковые:

а) прочитать текст и отыскать информацию об использовании персонального компьютера в различных сферах жизни;
б) найти в тексте предложения, в которых говорится о различных вариантах использования компьютеров в современных условиях;
в) оценить прочитанное с точки зрения новизны содержания текста.

2. Практическое применение полученной информации: провести классификацию практического использования персонального компьютера в различных сферах жизни:

1) сфера развлечений;
2) производственные процессы;
3) школа.

Ответьте на вопросы по теме…

Одной из целей самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку является развитие проектно-креативных исследовательских умений:

  • осуществлять самостоятельный поиск информации;
  • отбирать материал для написания исследовательских работ;
  • составлять тексты диалогов и т. д.

Школьникам интересны задания по «проектной методике», работа в «блоге группы», работа в электронной образовательной среде Moodle со справочными материалами информационно-рекомендательного характера, ссылками на интернет-ресурсы и сайты и методическими рекомендациями по их использованию. Им нравится интерактивное общение с преподавателем с помощью веб-камеры в Skype или использование электронной почты для консультаций с преподавателем, а также пересылке работ, эссе и т. д.

Эффективная интеграция веб-квестов в процессе обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы, сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями.

Современные исследователи, занимающиеся педагогической категорией «самостоятельная работа», считают, что самостоятельное извлечение знаний и их качественное усвоение, анализ результатов в усвоении знаний и развитии умений обеспечиваются только самостоятельной работой обучающихся.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.