ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Татьяна ПОЛОСКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 15 июля 2014Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Следовательно, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.
настроение: заботливое
ключевые слова: младший школьный возраст, педагогическая игра, игровая ситуация, прием, культура
город: Архангельск
Использование на уроках и во внеклассной работе игровой деятельности способствует познавательной и творческой активности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра поможет ученику вспомнить пройденный материал, пополнить свои знания.
Использование игровых методов на уроках английского языка воспитывает игровую культуру; оправдывает требование учителя общаться на английском языке с учителем и одноклассниками; позволяет сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели; психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одинаковых речевых моделей и стандартных диалогов.
Важной задачей курса начального обучения предмету английский язык является формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения[1].
Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям школьников и создает условия для их естественного общения. Используемые учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют второй план или узко методическую цель. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. Могут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр:
- Фонетические («Угадай звук», «Сосчитай звуки» и т. д.)
- Для работы с алфавитом («Hangman», «На одну букву» и т. д.)
- Орфографические («Собери разбежавшиеся буквы», «Из двух — третье» и т. д.)
- Лексические («Лишнее слово», «Бинго» и т. д.)
- Грамматические («Собери разбежавшиеся слова», изображение действия, телеграмма и т. д.)
- Для обучения чтению (стихи, скороговорки и т. д.)
- Для обучения аудированию («Сосчитай звуки», «Тирлим» и т. д.)
- Для обучения монологической речи («Биография спичечного коробка», «Картина», «Уличный фотограф» и т. д.)
- Для обучения диалогической речи («Магазин готовой одежды» и т. д.)
- Игровые упражнения для речевой разминки («Пять прилагательных», «Люблю — не люблю», «Части и целое» и т. д.)
- Игры на догадку («Что это?», «Чемодан», «Больше имен»)
- Ролевые игры («Близнецы», «План города», «Если бы я был…»)
- Деловые игры
- Подвижные игры[2].
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию образовательного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- как технология организации внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов на уроках иностранного языка происходит по следующим основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
- Учебный материал используется в качестве ее средства.
- В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других обучающихся).
Значительное влияние оказывает игровая деятельность на развитие речи. Так как игровая ситуация требует речевого общения, следовательно она стимулирует развитие связной речи. Игра способствует эмоциональному развитию ребёнка. Она связана со снижением тревожного, беспокойного состояния младшего школьника[3].
Таким образом, приходим к выводу о том, что при отборе современных методов обучения иностранным языкам необходимо учитывать следующие аспекты:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;
- активизировать деятельность школьника;
- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную; которые стимулируют активность, самостоятельность, творчество обучающегося;
- игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности.
Копилка игр
Игра «Скороговорки»
Цель: развитие произносительных навыков, развитие речевого аппарата.
Ученики разбиваются на группы по четыре человека и отрабатывают чтение одной скороговорки хором или по ролям.
Whether the weather be fine
Or weather the weather be not.
Whether the weather be cold
Or whether the weather be hot.
We shall weather the weather whatever the weather
Whether we like it or not.
She sells seashells on a seashore.
The shells she sells are seashells, I am sure.
Betty bought some butter, but the butter Betty bought was bitter,
So Betty bought some better butter to make a bitter butter better,
But the bitter butter makes the better butter bitter.
Three grey geese in the green grass grazing,
Grey were the geese and green was the grazing.
Игра для работы с доской
Цель: автоматизация лексики
Приготовьте на листочке таблицу со словами. Впишите 8 пар слов, из разных тем (животные, цвета, фрукты и т.д.). На доске начертите таблицу 4 х 4, пронумеруйте каждую клетку. Дети по очереди называют пару цифр. Вы вписываете эти слова в клетки, если они не подходят друг другу — удалите их. Ученики должны запомнить слова, найти пару. Вот пример такой игры.
1 young | 2 clever | 3 happy | 4 tall |
5 thin | 6 short | 7 big | 8 horrible |
9 hungry | 10 stupid | 11 old | 12 fat |
13 sad | 14 nice | 15 small | 16 thirsty |
Игра «Крестики — нолики»
Цель: автоматизация лексического и грамматического материала
Нарисуйте на доске таблицу 3 х 3. Напишите в каждой клеточке материал, который вам надо закрепить. Например: напишите слово, которое ученики должны перевести, простой пример (2+3=?), слово с несколькими пропущенными буквами. Например:
2 + 3 = ? | How old __ __ __ you? | square |
They __ __ __ boys. | El__p__a__t | 5 + 8 = ? |
Bo__ t | I __ __ pupil. | old |
Разделите класс на две команды: одна команда — Крестики, другая команда — Нолики. Команды по очереди отвечают. За правильный ответ в клетку ставим соответствующий знак команды, за неправильный — противника знак. Цель игры получить по — горизонтали, по — вертикали или по диагонали три одинаковых знака.
Игра «Бинго»
Цель: автоматизация цифр, навыков аудирования.
Ученики рисуют таблицу 2 х 3, в каждой клетке пишут цифру от 1 до 20. Учитель называет любую цифру, если она есть у ученика, он ее зачеркивает. У кого все цифры будут зачеркнуты, громко говорит: «Бинго» («Bingo»), и выигрывает. Можно вместо цифр использовать любые слова, только запишите их на доске (15–20), чтобы дети выбирали из них.
[links&resources]
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
[2] Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Изд-во: Вышэйшая школа, 2004.
[3] Голембо М. Комплексное совершенствование навыков на уроке английского языка // ИЯШ. — 2012. — № 4. — С. 28–30.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.//Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1995. — 276 с.
6. Брюхова Ю.П. Народная игра как средство воспитания и развития ребёнка: сб. народных игр. — Архангельск: АО ИППК РО, 2010. — 62 с.
7. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык.
Книга для учителя. 4 класс. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. — 152 с.
8. Выготский К.Н. Кризис семи лет.//Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
9. Елагова Е.В. Игровые технологии как метод интенсификации обучении иностранному языку. — Могилев, 2003. — 55 с.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.