РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Марина ТИХОНОВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Вторник 8 июля 2014
Одна из важнейших задач школы сегодня — сбережение и развитие истории и культуры народов различных регионов России, ибо утрата культурных и национальных особенностей ведет к исчезновению народа как такового. В связи с этим http://www.tilt.tc стратегическим направлением развития образования в нашей стране становится региональный компонент.
настроение: культурно-историческое
ключевые слова: компоненты образования, формирование личностных результатов, коммуникативная компетенция, социальные и личностные ценности, интересные детям темы, краеведение
город: Сургут, Тюменская обл.
Новый образовательный стандарт предлагает участникам современного образовательного процесса стать соавторами учебных программ путем формирования регионального и школьного компонентов, оставляя неизменной частью федеральный компонент.
Для начала разведем перечисленные понятия.
- Федеральный компонент — это неизменяемая честь программы, выражающая требования общества к результатам обучения на каждой ступени.
- Региональный компонент содержания общего образования призван в нашем случае отражать региональное образовательное пространство Ханты-Мансийского автономного округа и города Сургута. На основе регионального компонента в основную образовательную программу могут включаться дополнительные компоненты, отражающие:
- особенности культуры народов, населяющих регион;
- историю края, города;
- технические и экологические особенности градообразующих предприятий;
- имена людей, оставивших след в истории края, и многое другое.
- Компонент образовательного учреждения предусматривает вариативную часть программы, которая отражает концепцию развития самого ОУ.
Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, предусматривает достижение результатов в трех областях:
- личностные результаты;
- метапредметные результаты;
- предметные результаты.
Вот, например, как понимают сформулированные в ФГОС группы результатов разработчики Концепции регионального компонента ФГОС общего образования Архангельской области[5]:
«предметные результаты как знания, умения и навыки, освоенные обучающимися в рамках отдельного предмета по региональному содержанию, с опытом их использования в познавательной деятельности;
метапредметные результаты как общие способы деятельности, позволяющие школьнику активно и самостоятельно познавать свой край и формировать целостное представление о мире на основе интеграции федерального и регионального содержания;
личностные результаты как социокультурные ценности (в том числе гражданская позиция, патриотические качества и др.), сформированные на основе духовного потенциала народных традиций Севера и синтеза мировой, российской и региональной культур».
Нам интересно рассмотреть возможности формирования личностных результатов при реализации регионального компонента на уроках английского языка в начальных классах.
Прежде всего, представим элементы всех уровней, перечисленные выше, в виде схемы:
В данной схеме обучение отдельному предмету, например английскому языку, занимает только небольшую область в графе предметные результаты. А в задачу современного учителя входит интеграция обучения преподаваемому им предмету в каждый компонент образования.
Прежде всего, необходимо отметить, что главной целью обучения предмету «Английский язык» является формирование и развитие коммуникативной компетенции, которую учитель и развивает у учащихся средствами английского языка. Ну а поводом для общения (установления коммуникации) должны стать близкие и интересные детям темы. Например, родной город, известные горожане, особенности культуры коренных народов региона, природа родного края.
В таких условиях каждое занятие — в совокупности развиваемых видов деятельности при выстраивании коммуникации по определенной теме — можно назвать «единицей содержания образования»[4]:
В результате взаимодействия компонентов единицы содержания образования появляется новообразование, которое можно расположить в центре. Оно называется ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и отражает индивидуальные позиции обучающихся, мотивы их образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. А Федеральный государственный образовательный стандарт уточняет их виды:
- «смыслообразование», под которым следует понимать формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении к образовательному учреждению, учителям, одноклассникам, самому процессу познания, к мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и т.д.
- «нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор». Это те личностные результаты, которые формируют основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. Формируют самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении. Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех. Учат способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремления к совершенствованию своих способностей[6].
Таким образом, передавая предметные знания, учитель формирует не только умение учиться, но и мотивационную основу учения и моральные качества личности ученика.
Предлагаю рассмотреть, возможный вариант реализации регионального компонента на уроках английского языка в 4 классе и проследить, какие личностные результаты достигаются в процессе коммуникативного взаимодействия.
Тема | Региональный компонент | Средства коммуникации | Личностные результаты |
Путешествие в Америку | Коренные жители Сургутского района | Описание одежды человека по плану | Понимание многообразия наций, населяющих планету, различия и сходства их культуры |
Путешествие в Британию (досто- примечательности Лондона) |
Интересные места Сургута | Нормы речевого этикета при ведении диалога | Чувство гордости за свой город. Познание фактов, связанных с историей интересных мест Сургута |
Подарки из Москвы (досто-примечательности Москвы) | Памятники Сургута | Составление текста по образцу | Чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю |
Королевская семья | Фамильное древо | Монологическая речь. Описание семьи по зрительной опоре | Гордость за себя и свою семью как часть истории Сургута |
Символика различных стран | Символика Сургута | Уметь разъяснить значение герба, других символов | Осознание моральных ценностей, символы которых ребенок выбирает для герба своей семьи. |
На основе предположения о возможности такой взаимосвязи можно составить портфолио ученика, так как оно будет отражать его индивидуальные склонности, способности, достижения и позволит судить о глубине его самостоятельного исследовательского опыта.
К примеру, возьмем тему «Путешествие в Америку». Предлагается сравнить одежду индейцев и народа манси. Чтобы это сделать, мало знать названия предметов одежды, названия материалов, из которых одежда сделана, необходимо изучить особенности национальной одежды обоих народов. Дети могут воспользоваться имеющейся в библиотеке справочной литературой или интернет-ресурсами. Так они учатся находить необходимую информацию и анализировать ее. В результате микроисследования получается продукт, который формирует у учащихся понимание многообразия наций, населяющих планету, представления о различиях и сходствах их культур.
Таким образом, использование регионального компонента:
- может стать дополнительным мотивом коммуникативной деятельности;
- способствует развитию познавательных универсальных учебных действий;
- формирует личное отношение ребенка к изучаемым аспектам культуры.
[links&resources]
1. Вартанов А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур» // ИЯШ. — 2003. — № 2. — С. 22.
2. Годунова Н. А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // ИЯШ. — 2008. — № 5.
3. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение» // ИЯШ. — 1996. — № 5.
[4] eduscen.ru
[5] ippk.arkh-edu.ru
[6] standart.edu.ru