«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вторник 8 июля 2014

Одна из важнейших задач школы сегодня — сбережение и развитие истории и культуры народов различных регионов России, ибо утрата культурных и национальных особенностей ведет к исчезновению народа как такового. В связи с этим http://www.tilt.tc стратегическим направлением развития образования в нашей стране становится региональный компонент.

настроение: культурно-историческое

ключевые слова: компоненты образования, формирование личностных результатов, коммуникативная компетенция, социальные и личностные ценности, интересные детям темы, краеведение

город: Сургут, Тюменская обл.

Новый образовательный стандарт предлагает участникам современного образовательного процесса стать соавторами учебных программ путем формирования регионального и школьного компонентов, оставляя неизменной частью федеральный компонент.

Для начала разведем перечисленные понятия.

  1. Федеральный компонент — это неизменяемая честь программы, выражающая требования общества к результатам обучения на каждой ступени.
  2. Региональный компонент содержания общего образования призван в нашем случае отражать региональное образовательное пространство Ханты-Мансийского автономного округа и города Сургута. На основе регионального компонента в основную образовательную программу могут включаться дополнительные компоненты, отражающие:
    • особенности культуры народов, населяющих регион;
    • историю края, города;
    • технические и экологические особенности градообразующих предприятий;
    • имена людей, оставивших след в истории края, и многое другое.
  3. Компонент образовательного учреждения предусматривает вариативную часть программы, которая отражает концепцию развития самого ОУ.

Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, предусматривает достижение результатов в трех областях:

  • личностные результаты;
  • метапредметные результаты;
  • предметные результаты.

Вот, например, как понимают сформулированные в ФГОС группы результатов разработчики Концепции регионального компонента ФГОС общего образования Архангельской области[5]:

«предметные результаты как знания, умения и навыки, освоенные обучающимися в рамках отдельного предмета по региональному содержанию, с опытом их использования в познавательной деятельности;

метапредметные результаты как общие способы деятельности, позволяющие школьнику активно и самостоятельно познавать свой край и формировать целостное представление о мире на основе интеграции федерального и регионального содержания;

личностные результаты как социокультурные ценности (в том числе гражданская позиция, патриотические качества и др.), сформированные на основе духовного потенциала народных традиций Севера и синтеза мировой, российской и региональной культур».

Нам интересно рассмотреть возможности формирования личностных результатов при реализации регионального компонента на уроках английского языка в начальных классах.

Прежде всего, представим элементы всех уровней, перечисленные выше, в виде схемы:

В данной схеме обучение отдельному предмету, например английскому языку, занимает только небольшую область в графе предметные результаты. А в задачу современного учителя входит интеграция обучения преподаваемому им предмету в каждый компонент образования.

Прежде всего, необходимо отметить, что главной целью обучения предмету «Английский язык» является формирование и развитие коммуникативной компетенции, которую учитель и развивает у учащихся средствами английского языка. Ну а поводом для общения (установления коммуникации) должны стать близкие и интересные детям темы. Например, родной город, известные горожане, особенности культуры коренных народов региона, природа родного края.

В таких условиях каждое занятие — в совокупности развиваемых видов деятельности при выстраивании коммуникации по определенной теме — можно назвать «единицей содержания образования»[4]:

В результате взаимодействия компонентов единицы содержания образования появляется новообразование, которое можно расположить в центре. Оно называется ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и отражает индивидуальные позиции обучающихся, мотивы их образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. А Федеральный государственный образовательный стандарт уточняет их виды:

  • «смыслообразование», под которым следует понимать формирование внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении к образовательному учреждению, учителям, одноклассникам, самому процессу познания, к мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и т.д.
  • «нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор». Это те личностные результаты, которые формируют основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. Формируют самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении. Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех. Учат способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремления к совершенствованию своих способностей[6].

Таким образом, передавая предметные знания, учитель формирует не только умение учиться, но и мотивационную основу учения и моральные качества личности ученика.

Предлагаю рассмотреть, возможный вариант реализации регионального компонента на уроках английского языка в 4 классе и проследить, какие личностные результаты достигаются в процессе коммуникативного взаимодействия.

Тема Региональный компонент Средства коммуникации Личностные результаты
Путешествие в Америку Коренные жители Сургутского района Описание одежды человека по плану Понимание многообразия наций, населяющих планету, различия и сходства их культуры
Путешествие в Британию (досто-
примечательности Лондона)
Интересные места Сургута Нормы речевого этикета при ведении диалога Чувство гордости за свой город. Познание фактов, связанных с историей интересных мест Сургута
Подарки из Москвы (досто-примечательности Москвы) Памятники Сургута Составление текста по образцу Чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю
Королевская семья Фамильное древо Монологическая речь. Описание семьи по зрительной опоре Гордость за себя и свою семью как часть истории Сургута
Символика различных стран Символика Сургута Уметь разъяснить значение герба, других символов Осознание моральных ценностей, символы которых ребенок выбирает для герба своей семьи.

На основе предположения о возможности такой взаимосвязи можно составить портфолио ученика, так как оно будет отражать его индивидуальные склонности, способности, достижения и позволит судить о глубине его самостоятельного исследовательского опыта.

К примеру, возьмем тему «Путешествие в Америку». Предлагается сравнить одежду индейцев и народа манси. Чтобы это сделать, мало знать названия предметов одежды, названия материалов, из которых одежда сделана, необходимо изучить особенности национальной одежды обоих народов. Дети могут воспользоваться имеющейся в библиотеке справочной литературой или интернет-ресурсами. Так они учатся находить необходимую информацию и анализировать ее. В результате микроисследования получается продукт, который формирует у учащихся понимание многообразия наций, населяющих планету, представления о различиях и сходствах их культур.

Таким образом, использование регионального компонента:

  • может стать дополнительным мотивом коммуникативной деятельности;
  • способствует развитию познавательных универсальных учебных действий;
  • формирует личное отношение ребенка к изучаемым аспектам культуры.

[links&resources]

1. Вартанов А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур» // ИЯШ. — 2003. — № 2. — С. 22.
2. Годунова Н. А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // ИЯШ. — 2008. — № 5.
3. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение» // ИЯШ. — 1996. — № 5.
[4] eduscen.ru
[5] ippk.arkh-edu.ru
[6] standart.edu.ru

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.