«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС…

Пятница 1 августа 2014

К концу лета (мне не раз рассказывали об этом знакомые педагоги) учителям всё чаще снится школа. Что это? Психологи однозначно отвечают: значит, учитель на своём месте! В предвкушении новой встречи со своими учениками учитель уже сегодня фиксирует идеи, строит планы. Пусть в этих планах достойное место займет обучение постановке вопросов.

настроение: пытливое

ключевые слова: важность вопросов,
грамотная постановка вопроса,
неоднозначные вопросы,
поиск информации, коммуникативные УУД

город: Воронеж

Моя работа в редколлегии журнала нередко предполагает организацию и проведение интервью с людьми, интересными учителям иностранных языков: видными учеными-методистами, известными педагогами. Давно задумываюсь над важностью вопросов в нашей жизни — от их порождения, постановки, формулировки зависит не только направление беседы, но и последующее направление мысли и познания в целом на его определенном этапе.

Речь, конечно же, не только и не столько в освоении грамматических конструкций вопросительных структур. От того, какие вопросы зададут учителя при встрече на первых уроках, о чем и как расспросят дети друг друга, зависит многое: и атмосфера на уроках, и мотивация к учебе, и место урока иностранного языка в системе личных ценностей ребенка.

С ранних лет дети задают множество интересных вопросов, стараясь прояснить значения непонятных для себя слов и явлений. Невозможно переоценить значение детских вопросов в развитии ребенка и формировании его мышления. Вопрос заставляет ребенка заниматься поиском ответа, формируя интерес к познанию и открытию нового.

Бывает, что в школе дети начинают стесняться задавать вопросы из страха получить негативную оценку или показаться незнающими учителю, смешными своим одноклассникам. И некоторым детям такая задача кажется сложной.

Очень важно научить школьников задавать вопросы, поскольку это умение способствует вдумчивому отношению к содержанию изучаемого предмета и лучшему усвоению материала. Умение учащихся задавать вопросы во многом зависит от условий, способствующих постановке вопросов. В этом случае очень важна целенаправленная работа учителя и использование им приемов, формирующих у учащихся навык грамотной постановки вопросов.

Задавая вопросы, школьники учатся воспринимать материал и одновременно расставлять смысловые акценты, определять основные понятия и устанавливать связи данных понятий с изученными ранее, выявлять новые слова и выражения и прояснять их смысл, а также использовать уже полученные знания.

В ходе объяснения нового материала у учеников обязательно будут появляться интересные, оригинальные и даже сложные вопросы — это говорит о новом качестве восприятия материала. Поиск ответа на неоднозначный вопрос способствует лучшему усвоению и запоминанию, а дети учатся работе в диалоге с учителем.

Каков вопрос — таков ответ. Именно об этом стоит вспомнить, работая над вопросами к текстам. В зависимости от того, будет ли вопрос из разряда «на проверку понимания» или другого содержания, прочитанный текст выльется в механическое припоминание фактов или станет фактором воспитания, освоения нравственных категорий, решения личностно важных проблем ученика.

Особое место принадлежит вопросу в ходе рефлексии освоенных знаний и способов деятельности — необходимого этапа урока в рамках деятельностного подхода, который сегодня активно и настойчиво осваивается учительским корпусом.

Не стоит забывать и о том, что развивая у обучающихся способность умело задавать вопросы, учитель подводит своих учеников в старшей школе к умению грамотно формировать запрос для поиска необходимой информации в Интернете, то есть осуществляется плавный переход от коммуникативных УУД к познавательным.

Задумавшиеся поглубже «вопросом о вопросах» наверняка познакомятся с исследованиями российских и зарубежных психологов по этой проблеме (В.М. Снетков, Л.М. Веккер, Дж. Гилфорд, Алисон Кинг). В их методическом арсенале достойное место займут условия, необходимые для развития умения задавать вопросы, а также стратегии и приемы, развивающие это умение (стратегия «Вопросительные слова», «Толстый и тонкий вопросы», прием «6 W», «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)…[1]

В предвкушении нового учебного года сами учителя задаются вопросами: насколько изменились и выросли ученики, что нового они узнали во время каникул, и главное — как плавно переключить ребят с режима отдыха на учебу и заинтересовать их новым материалом, новыми формами работы… Вопросов, как всегда, много. С одной стороны, есть еще достаточно много времени для отдыха, но, с другой стороны, важно правильно расставить приоритеты и, конечно, подготовиться к неординарным, необычным и интересным вопросам своих повзрослевших учеников.

[links&resources]

[1]http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html

Раиса Васильева,
член редакционной коллегии журнала

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.