«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ, НРАВСТВЕННОЕ
И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (на материале УМК Spotlight и Starlight)

Среда 10 сентября 2014

Иностранные языки, в частности английский язык, занимают особое место среди других предметов школьной программы. В процессе изучения английского языка у учащихся формируются умения и навыки пользоваться чужим языком для получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета способствует познанию быта, обычаев, традиций других народов, способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

настроение: патриотичное

ключевые слова: Spotlight, Starlight, открытый диалог, обмен мнениями, толерантность, традиции других национальностей, Сталинградская битва

город: Волгоград

Если говорить об учебниках нового поколения издательства «Просвещение» — УМК Spotlight и Starlight, то любая программная тема позволяет включить вопросы для обсуждения, связанные с формированием духовных и нравственных качеств личности: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма.

Это не значит, что сегодня на уроке мы будем учиться любить родину, а завтра уважать героев, ветеранов, пожилых и людей с ограниченным возможностями. Просто важно, что тексты и задания учебника стимулируют к привлечению материалов, связанных с историей страны, города, семьи и улицы, на которой живём. Это позволяет создать на уроках ситуации и атмосферу, обеспечивающие формирование важнейших нравственных качеств подрастающего человека и гражданина. Научить детей проникаться чувством гордости, уважения, сопереживания; вызвать желание глубже изучать историю, традиции своей страны и страны изучаемого языка, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Хочу привести пример одного из уроков в 10 классе (УМК Звёздный английский, Unit 3,12: p.90–91). По плану урок совпал с периодом подготовки к празднованию 70-й годовщины Сталинградской битвы. Готовясь к этому уроку, я дала учащимся задание подумать и подготовить материал к теме урока, то есть рассказать, написать и показать, какие места нашего города-героя Волгограда они хотели бы разместить на страницах УМК, если бы им предложили это сделать. Как известно, в данном УМК нет приложения «Россия в фокусе», но я на каждом уроке стараюсь так построить учебный процесс, чтобы дети рассказали о чём-то близком, дорогом для каждого жителя Волгограда: месте, дате, событии. Если знаешь историю своего города, такое задание не требует особых усилий и поисков в Интернете. Дети предложили рассказать о Панораме Сталинградской битвы, о монументе «Родина-Мать зовёт», о доме Павлова, об Аллее героев, об уникальном сооружении Волжской ГЭС и здании универмага, где был пленён фельдмаршал Паулюс. Район, где расположена наша школа, находится рядом с Тракторным заводом. Здесь каждый метр земли можно назвать священным. И улицы носят названия, напоминающие о защитниках Сталинграда: Ополченская, им. Батова, им. Гули Королёвой и многих других героев Сталинградской битвы. Каждый год, готовясь к празднованию Дня города, мы в своей школе не только проводим классные часы, но и на уроках английского языка обязательно говорим о защитниках города, представителях всех союзных республик Советского Союза, павших смертью храбрых, защищавших не только город, но всю нашу великую Родину и мир. Именно здесь, в Сталинграде, немцы были остановлены и получили сокрушительный удар. Учащиеся готовят рассказы, презентации на тему: «Судьба моей семьи в судьбе Сталинграда», «Дети военного Сталинграда», «Улица, на которой я живу».

Выполнив на уроке все задания, рекомендованные авторами и методистами УМК, мы приступили к обсуждению материала, подготовленного учащимися. Надо отметить, с какой гордостью дети говорили о любимом городе, вставшем на пути немецких войск, об улицах, на которых они живут, о воинах-интернационалистах, воевавших и погибших за Сталинград (например Рубен Ибаррури). Учащиеся подготовили презентации о тех памятных местах, зданиях и героях Сталинграда, о которых они рассказали бы своим сверстникам из Великобритании и детям из других стран, если бы они получили возможность разместить свои материалы на страницах УМК. На уроке мы повторили, как писать неофициальные письма и коллективно составили образец письма-приглашения нашему зарубежному другу. Здесь следует отметить, что использование на уроке ИКТ помогает организовать урок эффективно и интересно, делает его запоминающимся для участников этого процесса. Имея в кабинете компьютеры, я могу дать возможность каждому ученику применить свои навыки и умения, полученные на уроках информатики, и продемонстрировать всему классу подготовленные проекты и презентации. На данном уроке мы совместно писали письмо-приглашение зарубежному другу на празднование 70-й годовщины Сталинградской битвы. Вот что мы написали.

Dear Bill,

How are you? I’m writing to tell you about the greatest celebration in Volgograd on the 2nd of February.
As I’ve written before people of Russia and of my city are celebrating the 70th anniversary of Stalingrad battle. It is one of the most important events in the history not only of my country but of the whole world.
I would like to invite you to visit my Hero-city in February.
I’m looking forward to seeing you!

Best wishes,
Sveta

По этому образцу каждый ученик дома писал своё письмо-приглашение. Ещё раз подчёркиваю, что продуманная, грамотная организация учебного материала в УМК способствует развитию всех видов речевой деятельности практически на каждом уроке.

На уроке у нас были гости: представитель Волгоградского педагогического университета, бывший директор и выпускница нашей школы — она рассказала ученикам о клубе интернациональной дружбы и о её письме в Великобританию по поводу меча, который был подарен нашему городу. Письмо это сейчас в музее и ответ на него тоже. Сразу же родилась идея посетить музей и подготовить проект о клубах интернациональной дружбы и их роли в патриотическом и интернациональном воспитании подрастающего поколения. А так как 2014 год является годом 70-летия побратимства городов Сталинград и Ковентри (Великобритания), то было решено подготовить к ежегодному традиционному школьному фестивалю проектов материал о городах-побратимах.

Практически на каждом уроке, работая по УМК «Английский в фокусе» и «Звёздный английский» можно подобрать материал, который понятен, близок и дорог каждому ребёнку. Учителю необходимо творчески продумывать каждый урок, чтобы побудить учеников к открытому диалогу, обмену мнениями, к искреннему, открытому общению, включающему мысли о себе, о своей стране, о своей семье и т. д. Так, например, УМК 9 класс, стр. 21, Culture Corner, упр. 4, предполагает создание проекта о культурном событии в нашей стране. Мы подготовили проект на областной фестиваль о празднике огурца в Суздале и получили благодарственное письмо за столь необычный и малознакомый для многих праздник, а также и об истории пикулей. А ведь термин «пикули» мы употребляем почти в каждом классе, изучая тему «Еда и продукты». При изучении темы «Еда» я даю ученикам материал из учебного пособия, изданного в Республике Саха (Якутия), о традиционной еде народов Крайнего Севера, о которой я знаю не по рассказам, а из личного опыта. Ученики подготовили рецепты различных национальных блюд. Я тоже поделилась рецептом.

Stroganina — the delicacy of the North

Take a fresh and frozen fish of such kind as omul, chir, taimen and nelma. Put it on its nose and scrap off chips of raw flesh with a huge sharp knife. Dip the chips in salt, pepper and ketchup.

It is so tasty that you can’t stop eating once you start.

В нашей школе учатся дети — не только коренные жители нашего города, россияне. Здесь есть и дети из ближнего и дальнего зарубежья, например из Афганистана. Как интересно было всем ученикам узнать об этой далёкой стране: об обычаях, системе образования, традициях. Наши дети внимательно слушали и просматривали слайды, подготовленные детьми-афганцами, и можно было прочитать на их лицах выражение гордости за нашу великую страну, приютившую беженцев из далёкой страны, которые теперь считают Россию своей второй родиной.

Работая над темой «Символы Соединенного Королевства и Северной Ирландии», мы на уроке обязательно говорим и о символах России, сравниваем историю, например, государственного флага Соединенного Королевства и Российской Федерации, находим общее и отличительное, сравниваем, обсуждаем. Даже подготовили проект на школьный фестиваль проектов.

Можно приводить много других примеров работы по воспитанию школьников на материале УМК Spotlight и Starlight. Раньше это называлось в методике «межпредметные связи на уроках иностранного языка» и «региональный компонент». Как бы это ни называлось в разные времена, главная задача и долг учителя иностранного языка заключается не только в том, чтобы помочь выпускнику школы сделать правильный профессиональный выбор, уметь общаться с представителями страны изучаемого языка на их родном языке, но и воспитать достойного гражданина России, патриота своей страны, человека, который уважительно относится к истории, культуре, традициям других национальностей и стремится рассказать на иностранном языке о историческом и культурном наследии своей страны.

В 2015 году наша страна и мир будут отмечать великую дату — 70 лет Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне. На заседании кафедры учителей иностранного языка было принято решение о том, что весь год будет посвящен теме патриотического воспитания школьников средствами иностранного языка.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.