«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЯТИ ТИПОВ ВОПРОСОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Понедельник 20 октября 2014

В современных условиях увеличения наполняемости групп детей в средней школе перед учителями иностранного языка ставится задача поиска новых рациональных путей улучшения процесса обучения. Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, так как изменения в характере образования в связи с новым ФГОС все более явно ориентируют его на «свободное развитие» ребёнка, на творческую инициативу, на способность обучающихся самостоятельно добывать информацию.

настроение: изобретательное

ключевые слова: алгоритм, методика программированного обучения, мнемотехника, цветовая маркировка

город: Волгоград

Порою, чтобы понять какое-либо языковое явление, примера недостаточно. Нужна относительно универсальная последовательность действий, приводящая к решению конкретной языковой задачи. Более того, такие последовательности должны быть собраны в одном месте, как в каталоге, чтобы к ним можно было обратиться, когда изменяет память. А память ученика средней школы должна вбирать в себя огромное количество информации. Нужен помощник, который всегда рядом.

Учебник с такой функцией не всегда справляется, во-первых, потому что к его созданию ученик не имел никакого отношения, во-вторых, потому что он изобилует теорией, которую нужно просеивать, чтобы найти нужное, — полезный вид работы, но часто неподходящий на уроке, строго ограниченном по времени, а в-третьих, пересмотр всех учебников за все годы обучения ради нужной информации занимает весьма много времени, отнимает лишнюю энергию. Считаю целесообразным, начиная с пятого класса, заводить с учениками Грамматическую Тетрадь, которая будет пополняться с каждым новым языковым явлением самим учеником под руководством учителя. Так ученик как бы создаёт свой собственный учебник и пропускает материал через себя. Такую практику в преподавании английского языка впервые увидела у Андрющенко Е.А., кандидата филологических наук, учителя МОУ гимназии № 3 Центрального района г. Волгограда.

«Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленского и Л.Н. Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов любого характера, а в особенности обобщающего, не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения»[1].

Основываясь на опыте учителя русского языка МОУ гимназии № 3 Центрального района г. Волгограда Метейкиной Р.Г., алгоритм решения именно языковых задач во многих случаях можно составить с математической точностью. Чёткие действия приводят даже слабого ученика к верному результату, развивают одновременно языковое чутье и логику. Важно в таком алгоритме сформулировать инструкции так, чтобы наименьшее количество теории привело к успешному выполнению типового практического задания.

Метейкина Р.Г. использует на своих уроках мнемотехнику и цветовую маркировку (красные, зелёные и основные — синие чернила) для составления схем, таблиц и правил. Естественно, для оптимального результата требуется многократное повторение этих таблиц, схем, правил и алгоритмов. Количество, как известно, всегда переходит в качество. На какой стадии это произойдет, зависит от способностей и усидчивости ученика.

Из множества теоретического материала и нескольких статей блоггеров-любителей английского языка, я решила, используя формулировки условных предложений и цветовой код по примеру Метейкиной Р.Г., составить собственный максимально эффективный алгоритм по теме 5 типов вопросов в английском языке. Удачной она мне показалось потому, что является одной из самых объемных и основных грамматических тем для 5 класса (4-го–5-го года изучения английского языка в гимназиях). Ведь умение грамотно задавать вопрос на иностранном языке — одно из первостепенных на начальной стадии его изучения. Чтобы что-то узнать, нужно об этом спросить.

Данные алгоритмы в такой последовательности были представлены на уроках под запись двум группам пятых классов МОУ гимназии № 3 Центрального района г. Волгограда в течение 2012–2013 учебного года:

5 типов вопросов по курсу 5–6 классов

Общий вопрос. General Question.

  1. Для того чтобы задать ОБЩИЙ ВОПРОС, сначала я переведу предложение, к которому нужно задать вопрос.
  2. Затем определю основу (подлежащее и сказуемое) предложения. В английском языке, как правило, подлежащее и сказуемое стоят в начале предложения, но задаю вопрос КТО? ЧТО? — подлежащее; ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЛАЛ? СДЕЛАЛ? и т. п. — сказуемое.
  3. Затем я посмотрю, моё сказуемое выражено TO BE или не TO BE.
  4. Если ТО ВЕ, то для того чтобы задать общий вопрос, я поменяю местами подлежащее и сказуемое.
  5. Если не ТО ВЕ, значит, я определяю грамматическое время:
    А) если Present Simple, то в начале вопроса ставлю вспомогательный глагол DO — для форм I, You, We, They или соответствующим им сущ.; DOES — для форм 3 лица единственного числа He, She, It.
    B) если Past Simple, то в начале вопроса ставлю DID.
    Вопросы в этих двух временах строятся по следующей схеме:

6. Если у меня одно из времен, в котором УЖЕ ЕСТЬ ВСПОМ. ГЛАГ. в утвердительной форме (Present Continuous, Present Perfect, Future Simple), то для того чтобы задать общий вопрос, я нахожу ВСПОМ. ГЛАГ. и ставлю его в начале вопроса.

Альтернативный вопрос. Alternative question.

Для того чтобы задать АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВОПРОС, сначала я задам ОБЩИЙ ВОПРОС, а затем добавлю АЛЬТЕРНАТИВУ, то есть выбор с помощью союза OR.

Разделительный вопрос. Tag question.

  1. Для того чтобы задать РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС, сначала я перепишу исходное предложение, НЕ ИЗМЕНЯЯ ЕГО, а затем поставлю запятую.
  2. Затем определю основу (подлежащее и сказуемое) предложения. В английском языке, как правило, подлежащее и сказуемое стоят в начале предложения, но задаю вопрос КТО? ЧТО? — подлежащее; ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЛАЛ? СДЕЛАЛ? и т.п. — сказуемое.
  3. Затем я посмотрю, моё сказуемое выражено TO BE или не TO BE.
  4. Если ТО ВЕ, то для того чтобы задать альтернативный вопрос, после запятой в конце предложения и повторю глагол ТО ВЕ, но в ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ФОРМЕ, а затем повторю подлежащее или заменю его соответствующим местоимением. Вопрос задаётся по ПРИНЦИПУ БАТАРЕЙКИ: если положительная форма в предложении, то после запятой — отрицательная; если отрицательная форма в предложении, то после запятой — положительная.
  5. Если не ТО ВЕ, значит, я определяю грамматическое время:
  6. А) если Present Simple, то после запятой в конце предложения ставлю вспомогательный глагол DO для форм I, You, We, They или соответствующим им сущ.; DOES — для форм 3 лица единственного числа He, She, It, но В ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ФОРМЕ. Затем повторю подлежащее или заменю его соответствующим местоимением. B) если Past Simple, то после запятой в конце предложения ставлю DID, но В ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ФОРМЕ. Затем повторю подлежащее или заменю его соответствующим местоимением.
  7. Если у меня одно из времен, в котором УЖЕ ЕСТЬ ВСПОМ. ГЛАГ. В утвердительной форме: Present Continuous, Present Perfect, Future Simple, то для того чтобы задать альтернативный вопрос, после запятой я ставлю ВСПОМ. ГЛАГ. в ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ФОРМЕ, а затем повторяю подлежащее или заменю его соответствующим местоимением.

Специальный вопрос. Special question.

  1. Для того чтобы задать СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС, сначала я определю, к какому слову задаётся вопрос. Этого слова НЕ БУДЕТ В ВОПРОСЕ.
  2. Затем я определю, какое ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (WHAT? WHEN? WHERE? WHY? HOW? HOW OLD? HOW MUCH/HOW MANY? Позднее, в курсе 6 класса добавляются WHOSE? WHICH? HOW OFTEN? HOW LONG? HOW LONG AGO?) следует использовать ВМЕСТО слова, к которому задается вопрос.
  3. Определив ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО, ставлю его в начале вопроса, а затем задаю ОБЩИЙ ВОПРОС.

Вопрос к подлежащему. WHO-question.

  1. Для того чтобы задать ВОПРОС К ПОДЛЕЖАЩЕМУ, сначала я определю основу предложения. В английском языке, как правило, подлежащее и сказуемое стоят в начале предложения, но задаю вопрос КТО? ЧТО? — подлежащее; ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЛАЛ? СДЕЛАЛ? и т.п. — сказуемое.
  2. Затем я ЗАМЕНЯЮ подлежащее на ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО WHO?, зная, что ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО WHO? ВСЕГДА 3 ЛИЦА, ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
  3. Затем я переписываю предложение БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, если моё сказуемое стоит в форме 3 ЛИЦА, ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
  4. Если не стоит, значит, после ВОПРОСИТЕЛЬНОГО СЛОВА WHO? поставлю моё сказуемое в 3 ЛИЦО, ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО.

При введении данного алгоритма рекомендуется объяснять каждый по отдельности на одном оптимальном примере и отмечать члены предложения в геометрические фигуры, соответствующие схемам. Под оптимальным подразумевается предложение, к которому будет возможно задать все пять типов вопросов строго по схеме без отклонений от стандарта:

При отработке типов вопросов следует рассмотреть все допускаемые алгоритмом случаи (когда сказуемое выражено глаголом to be, когда не выражено и стоит в разных временах, когда подлежащее выражено неодушевлённым существительным и т.п.).

Уточнения и дополнения к существующему алгоритму могут быть введены после начала изучения фразовых глаголов английского языка, а также при изучении союзов neither…, nor…; either…, or…:

Дополнительный пункт к алгоритму общего вопроса должен звучать так:

7. Если только в исходном предложении используется фразовый глагол (например, to look for (искать что-то), look at (смотреть на), to think about (думать о ком-то) и другие), то задав вопрос по определенной схеме, предлог следует поставить в конец.

I am looking at the Royal Palace.

What are you looking at? (На что ты смотришь?)

They depend on her decision.

What do they depend on? (От чего они зависят?)

I was thinking about his speech.

Who were you thinking about? (О ком ты думал?)[2]

Рассматривая разделительные вопросы, на более позднем этапе изучения темы следует отметить несколько нюансов данного типа:

  1. Если в первой части разделительного вопроса подлежащее и сказуемое выражено I am, во второй части требуется вопрос aren’t I.
    E.g.: I’m so exhausted, aren’t I? — Я так устала от всего, не правда ли?
  2. Если первая часть начинается с let’s, то во второй части используем вопрос shall we.
    E.g.: Let’s visit our grandparents, shall we? — Давай навестим наших дедушку с бабушкой, хорошо?
  3. Если в качестве подлежащего в предложении использованы местоимения anyone, anybody, nobody, none, neither, everybody, everyone, somebody, someone, то во второй части ставится местоимение they.
    E.g.:
    Neither of them prepared for the lesson, did they? — Никто из них не подготовился к уроку, не так ли?

    Someone had seen him, hadn’t they? — Кто-то видел его, не так ли?

    Everyone liked your story, didn’t they? — Всем понравилась твоя история, не так ли?[3]

Учёными-лингвистами и педагогами-практиками доказано, что методика программированного обучения представляет систему овладения практической грамотностью, которая позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по грамматике английского языка, оптимизировать учебный процесс в условиях увеличения наполняемости групп и смягчить последствия уменьшения количества времени на каждого ученика в группе. Эффективность данного алгоритма подтверждена успешно пройденными текущими тестами и проверочными работами обучающихся автора статьи в течение 2012-2013 экспериментального академического года.

[links&resources]

[1]Рыбачик И.Н. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/rol-obobshchayushchih-shem-tablic-algoritmov-na-urokah-russkogo-yazyka
[2]Изучение английского языка на comenglish.ru. Методики и материалы. URL: http://comenglish.ru/pravila-grammatiki-angliyskogo/angliyskiy-yazyk-5-tipov-voprosov
[3]Типы вопросов в английском языке в примерах. URL: http://1hello.ru/grammatika/tipy-voprosov-v-anglijskom-yazyke-v-primerax.html

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.