РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГИМНАЗИИ
Автор: Елена КОСТИНА | Рубрика: ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 6 октября 2014Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одарённых людей. Динамика социально-экономической и общественной жизни Российской Федерации свидетельствуют о возрастающей необходимости анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает проблема детской одарённости. Работа с одарёнными детьми становится приоритетной.
настроение: тёплое
ключевые слова: приоритеты, одарённость, способности, интерес к учению,великолепная память, совершенство во всем
город: Волгоград
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей и соответственно к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
В центре образования оказывается ученик. А ученики бывают разные. Ни для кого не секрет, что в каждом классе встречаются слабые, средние, сильные ученики и, конечно, «одарённые». Кто же является одарённым ребенком? Какими характеристиками он обладает?
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Он обладает превосходной памятью, высоким уровнем мышления и понимания, хорошо развитой речью, стремлением к совершенству во всем, желанием быть первым. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.
Одарённые дети опережают других в объеме и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одарённого ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Они быстро схватывают объяснения учителя, легко учат свои уроки.
Как можно направить эти качества и эти способности на благо всех: ученика, учителя и школы? Мы это делаем с большим удовольствием. Работа с одарённым ребенком — одна из наших приоритетных областей. В нашей гимназии ученики изучают три иностранных языка: английский, немецкий и французский (по выбору) со второго класса. Это — наиважнейший момент для нас, педагогов, чтобы обнаружить их способности, раскрыть одарённость.
Каждый год в гимназии проводится неделя иностранных языков. Темы различны: традиции, любовь, символы, искусство, сказки.
В 2012 году ученики, изучающие французский язык, писали письма Деду Морозу, делали почтовые открытки своими руками и готовили проекты «Как отмечаются Новый Год и Рождество в Европе».
Я хотела бы вам представить два письма, написанные девочками седьмого класса.
Рябцева Валерия написала:
Mon cher Père Noël J’étais très sage, discrète Faisais tout mon travail Un rêve de toute ma vie Merci pour ta patience |
Конверт письма Деду Морозу Рябцевой Валерии |
А вот письмо, написанное Мироновой Анной:
« Mon cher Père Noël. Salut! |
Конверт письма Деду Морозу Мироновой Анны |
Кафедра иностранных языков — инициатор различных конкурсов районного и городского уровня:
- конкурс «Литературная гостиная «Окно в Европу»», участники которого могут проявить свой талант в театре, музыке, поэзии, показать свои знания, представить свой артистизм;
- конкурс «Лингвистические игры», посвященный культуре, традициям, кухне стран изучаемого языка;
- конкурс переводчиков.
Эти конкурсы открыты для всех. Ученики с удовольствием принимают в них участие и побеждают.
Лексико-грамматический аспект языка является главным при подготовке к олимпиадам. Усилия наших учеников и преподавателей не остаются напрасными. Каждый год у нас есть победители и призеры олимпиад разного уровня. Осуществляется подготовка при помощи различных средств. Это зависит от преподавателя и от ученика. Преподаватель изучает способных детей, которые умеют пользоваться источниками информации, развивает способность отвечать на один и тот же проблемный вопрос различными средствами.
Мне очень нравится сборник упражнений « Savoir écrire sur tous les sujets » (авторы: Кудрина Н.А., Бабанина С.В., Лазарева Л.Ю. Михалева Н.Н., Шанина Г.Н., Иванова О.А., Полякова Е.В., Чечетина Э.С., Старых Н.Н., Тамбов, 2006). Данный сборник предназначен для подготовки учащихся 9-11 классов к сдаче письменного компонента ЕГЭ. Пособие содержит упражнения, позволяющие вырабатывать правильность написания, структурное соответствие, формат письменного сообщения. В нем приводятся методические приемы и последовательность работы над различными видами письменных заданий. Авторы также дают опоры для выполнения творческих заданий. Рекомендована последовательность выполнения заданий по возрастанию лексико-грамматических трудностей (открытка — письмо — официальная корреспонденция — эссе на заданную тему).
Огромную роль в раскрытии детской одарённости играет семья. Одарённые дети — это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одарённость ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одарённого сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. И задача родителей — вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность. Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом — понять своего неординарного ребенка, быть для него примером для подражания.
И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одарённому ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности.
В завершение несколько слов о родителях, которые играют большую роль в воспитании своих детей. Они делают все возможное, чтобы их дочери и сыновья чувствовали себя уютно и комфортно в школе, чтобы они принимали участие в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Родители шьют костюмы, делают маски для спектаклей, предлагают интересные идеи относительно проектов, коллажей и помогают их осуществлять.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одарёнными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России одарённые взрослые — педагоги.