E-MAIL-ПРОЕКТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Автор: Лариса КОСУХИНА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 15 декабря 2014Современные средства коммуникации как нельзя лучше способствуют реализации целей и задач образования. На современном этапе существует большое разнообразие интернет-технологий, особое место среди которых занимает участие в разнообразных интернет-проектах, в частности e-mail-проектах.
настроение: практическое
ключевые слова: интернет-технологии, e-mail-проект, „Das Bild der Anderen“, УМК по немецкому языку как второму иностранному «Горизонты»
город: Шахты, Ростовская обл.
Изменения в общественной жизни России обуславливают необходимость модернизации отечественного образования, следствием чего является совершенствование общепринятых и поиск новых подходов к процессу обучения с целью вовлечения каждого учащегося в активную учебно-познавательную деятельность.
Целью обучения иностранным языкам в настоящее время является создание благоприятных условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Для достижения данной цели необходима активная практика на иностранном языке. Современные средства коммуникации как нельзя лучше способствуют реализации целей и задач образования.
В методике преподавания иностранных языков используются интернет-технологии[1], среди которых особое место занимают интернет-проекты, в частности e-mail-проекты[2].
Польза e-mail-проектов очевидна. Они делают возможным коммуникацию на немецком языке с реальными партнерами[3]. Учащихся интригует тот факт, что письма (высказывания по учебным темам) они пишут не учителю с целью получить оценку, а своим сверстникам, чтобы обменяться интересующей их информацией.
Эти проекты позволяют применить полученные знания на практике, в реальной ситуации общения. Составление текстов писем может вызвать определенные трудности у учащихся, но они заинтересованы их быстрее преодолеть. Вся проделанная работа обсуждается на уроке.
Учащиеся начинают чувствовать себя увереннее на уроке, у них повышается мотивация к дальнейшему изучению немецкого языка как второго иностранного.
E-mail-проекты создаются при участии двух и более групп школьников из разных стран, для которых немецкий язык не является родным. Участие носителей языка нецелесообразно ввиду высокого уровня владения языком.
Для проведения e-mail-проекта сначала нужно найти партнеров, которые подходят по возрасту, продолжительности изучения языка и количеству часов, отводимых для курса немецкого языка в учебных учреждениях. Затем нужно обсудить тематику писем, сроки обмена корреспонденцией и конечный результат после завершения проекта.
В настоящее время я и мои ученики принимаем участие в одном из наиболее эффективных e-mail-проектов, который курирует Немецкий культурный центр им. Гете. Этот проект называется „Das Bild der Anderen”[4]. Он является международным телекоммуникационным проектом, предполагающим совместную познавательную и творческую деятельность учащихся из разных стран с целью повышения их мотивации к изучению немецкого языка как второго иностранного.
Данный проект многократно реализован на практике, что позволило организаторам проекта накопить большой опыт организации и проведения e-mail-проектов, который изложен в форме рекомендаций. Благодаря этим рекомендациям, а также хорошо отлаженной системе поиска партнеров значительно облегчена работа учителей на всех этапах работы над проектом.
Преимуществом данного проекта, с моей точки зрения, является также то, что перечень тем для писем в „Kochbuch” и их последовательность полностью совпадают с тематическим планированием УМК «Горизонты» издательства «Просвещение»[5] (6 класс, тема „Das schmeckt gut“), который используется в нашем учебном учреждении как учебник для изучения немецкого языка как второго иностранного.
Этот проект существенно отличается от переписки в традиционном понимании. Он интегрирован в урок и является его частью. Учитель определяет тематику писем (из предложенного списка), помогает школьникам в их написании, корректирует ошибки. Но в отличие от традиционного урока учащиеся пишут «реальные» письма на немецком языке, на которые будет отвечать реальный ученик, представитель другой страны и культуры, также изучающий немецкий язык как второй иностранный.
Успех проекта во многом зависит от слаженной работы учителей-координаторов, от их умения налаживать контакты друг с другом и разрабатывать ход реализации проекта с учетом особенностей учебного процесса. Учителя-координаторы несут обоюдную ответственность за реализацию проекта, поэтому важно поддерживать тесную связь на протяжении всего периода совместной деятельности.
Важно отметить, что во время работы над проектом учащиеся не должны выходить за его рамки и использовать другие способы коммуникации, так как это мешает реализации основной цели данного проекта — повышению уровня владения немецким языком.
Приветствуется, если после официального завершения проекта, партнеры продолжают общаться в частном порядке или договариваются продолжить проект на будущий год.
Результаты проекта выставляются на всеобщее обозрение. Они могут быть представлены в различной форме: в виде рисунков, презентаций, коллажей и т. д. Завершается формирование личного портфолио участников проекта, где они подводят итоги тому, что они узнали о своих партнерах и странах, где они проживают.
Таким образом, преимущества такого рода проектов очевидны:
- Участие в проекте служит хорошим стимулом к изучению немецкого языка.
- Участие в проекте дает возможность воспринимать немецкий язык не только как школьный предмет, а как средство реального общения.
- Участие в проекте позволяет установить контакты с представителями иной культуры, узнать много нового о них и, тем самым, лучше понять и себя самих.
- Участие в проекте существенно развивает письменную речь учащихся, что способствует совершенствованию их коммуникативной компетенции.
- Проект позволяет учитывать интересы и возможности каждого участника и стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Преимуществами проекта „Das Bild der Anderen” являются также общедоступность и хорошо разработанная сотрудниками Немецкого культурного центра им. Гете методика по его реализации.
Внедрение e-mail-проекта в процесс преподавания немецкого языка, бесспорно, является перспективным направлением в методике обучения иностранным языкам. Хотя использование современных средств коммуникации на уроках немецкого языка не означает отказ от традиционных форм и средств обучения, а предполагает их рациональную интеграцию в учебный процесс, что позволяет создать уникальную естественную языковую среду и делает процесс обучения немецкому языку более эффективным.
[links&resources]
[1] Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//ИЯШ. — № 2. — 2000. — С.3–10; № 3. — 2000. — С. 3–9.
[2] http://www.lehrer-online.de/crash-kurs.php?sid=42665771525127260441191479147140
[3] http://www.goethe.de/ins/pl/lp/prj/bld/dnl/deindex.htm
[4]http://www.goethe.de/ins/pl/lp/prj/bld/mit/deindex.htm
[5] Аверин М.М. Немецкий язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. — М.: Просвещение : Cornelsen, 2012. — 96 c.