«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Понедельник 22 декабря 2014

Высокие требования, предъявляемые в настоящее время в школе к практическому владению иностранными языками, требуют от учителя не просто учить школьников владению всеми видами речевой деятельности и языковым материалом, но и решать целый комплекс разнообразных задач, овладевать новыми методиками и технологиями. УМК «Немецкий язык (Deutsch)»[1] И.Л. Бим и др. отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению иностранным языком благодаря коммуникативной направленности, личностно ориентированному и занимательному характеру учебного материала. Занятия, выстроенные с учётом возрастных особенностей школьников и наполненные разнообразными видами речевой деятельности и нестандартными методами и приемами, обеспечивают рефлекторное овладение учащимися коммуникативной компетенцией в рамках учебной программы.

настроение: созидательное

ключевые слова: развитие креативных способностей учащихся, сортировка мусора, проектная методика, квест-уроки, веб-квесты

город: Нижний Новгород

Обучение немецкому языку через практические занятия и самостоятельную работу в значительной мере способствует филологическому образованию школьников, расширению их общего кругозора и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, а также повышению культурного уровня учащихся, воспитанию их познавательного интереса.

Дополнительный материал, подготовленный учителем, обеспечивает возможность работы как с хорошо успевающими учащимися, так и с испытывающими различные трудности в процессе учебной деятельности. Большое количество и разнообразие учебного материала позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение немецкому языку. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда. Это позволяет учащимся осознанно планировать своё развитие, понимать его динамику и самостоятельно учиться, развивая в себе систему личностных свойств и качеств, способствующих саморазвитию.

Богатые возможности для решения этих задач представляет собой раздел «Мы заботимся о нашей планете Земля» в УМК по немецкому языку для 7 класса. Уже на этапе семантизации новых лексических единиц я рассказываю учащимся о системе сортировки мусора в Германии. Возле немецких домов всегда стоят несколько контейнеров:

  • синий контейнердля бумаги и картона;
  • желтый контейнер для упаковки, пластика, консервных банок, металлических крышек, фольги и т.д.;
  • серый контейнер для пищевых и бытовых отходов.

Помимо синего, желтого и серого можно увидеть зеленый или коричневый биоконтейнер для пищевых и садовых отходов.

Недалеко от каждого дома стоят:

  • контейнер для стекла — распределяется по 3 цветам: коричневый, зеленый и прозрачный;
  • контейнеры для старой одежды и обуви.

В продуктовых магазинах и магазинах техники стоит контейнер для электроприборов — батареек, ламп и пр.

Далее с помощью картинок и карточек со словами вводится новая лексика. На следующем этапе можно провести Memory — Spiel: карточки с картинками и словами переворачиваются обратной стороной. Ученики поочередно открывают их, произнося вслух слово (картинка) и его перевод (карточка со словом). Необходимо собрать все пары. Кто наберет больше карточек, тот победитель. Момент соревнования очень увлекает всех учащихся. Вскоре слова будут знать практически все учащиеся. Желательно предусмотреть небольшие призы для победителей.

На следующем этапе из плотной цветной бумаги вырезаются «мусорные баки» — и уже можно «сортировать мусор», как это делают в Германии. Если группа достаточно большая, можно разделить её на несколько подгрупп. Та подгруппа, которая быстрее уберёт мусор, называя слова по-немецки и отправляя картинки в правильные бачки, считается победившей. Можно вызывать к «куче мусора» по одному ученику, если группа небольшая по составу.

Zeitschrift Buch alte Zeitung Weinflasche Teebeutel
Saftkarton Fleisch Joghurtbecher Plastiktüte Glasscherben
Medikamente Altglas alte Luftballons Spraydose Konservenbüchse
Pizzakartons Pflanzen Pappschachtel Messer alter Schuh
Obstreste Löffel Salatblätter Kaffeedose Bananenschale
Eierschalen Gemüse alte Batterien Messer kaputte Spielzeuge
Speisereste CDs welke Blumen Löffel Gabel

Активизирует школьников работа с фотографиями, когда сначала они видят только маленькую её часть, затем большую и обсуждают её видимую и невидимую части, отвечая на вопросы:

  • Was sehen wir auf dem Foto?
  • Wo wurde das Foto gemacht?
  • Wann?
  • Ist das ganze Bild schön/ hässlich/ interessant/witzig?
  • Wer oder was ist noch auf dem Foto?
  • Wie kann die Unterschrift sein?

Вот пример такой фотографии:
Большой интерес у школьников вызывают задания и практические групповые работы по теме «Лес». Выполняя упражнения из учебника, учащиеся определяют функции, которые в нашей жизни выполняет лес. Далее они работают с компьютерной презентацией, где им предлагается ответить на личностно ориентированные вопросы:

  • Wer von euch wohnt in einem Holzhaus?
  • Welche Gegenstände, die ihr täglich benutzt, sind aus Holz?
  • Was tut ihr am liebsten, wenn ihr in den Wald geht?
    Worauf müssen die Menschen im Wald Rücksicht nehmen? →
    Tiere nicht stören, Bäume nicht verletzen, …
  • Welche Tiere und Pflanzen kommen in unserem Wald vor?
    Welche Waldpflanzen kann man essen? →
    Sauerklee, einige Pilze, Beeren, …

На слайде рядом с картинкой учащиеся могут прочитать небольшой рассказ об одном из обитателей наших лесов.

„Der Fuchs ist Allesfresser. Er frisst gerne kleine Tiere wie Mäuse, Vögel, Kaninchen, aber auch Beeren und Fallobst. Er lebt im Wald, an Waldrändern, in Hecken und zunehmend auch in Städten. Die jungen Füchse werden in Dachsbauten oder anderen Unterschlüpfen großgezogen. Eigene Bauten graben die Füchse nur selten“.

Школьникам предлагаются варианты проектных работ:

  • составить иллюстрированные рассказы о лесных жителях;
  • сделать презентацию о растениях или животных нашего края;
  • оформить красочный коллаж о том, какую роль в нашей жизни играет лес и как важно охранять его от загрязнения.

Довольно много времени на своих уроках я уделяю развитию креативных способностей учащихся. Начиная с 5 класса, мы учимся писать стихи на немецком языке. И как любителям поэзии не попробовать себя в роли поэта: написать стихи из 11 слов и 5 строчек, Elfchen!

  • Zeile — eine Farbe.
  • Zeile — ein Gegenstand mit dieser Farbe.
  • Zeile — Wo der Gegenstand ist — was der Gegenstand macht.
  • Zeile — Vier Wörter, etwas mehr zum Gegenstand.
  1. Zeile — ein Wort — einen Abschluß!

Примеры таких стихов:

Blau Grün
Der See.
Er schläft faul.
Ich liege am Strand —
Müll!
Der Park.
Hier singen Vögel.
Ich höre sie gern —
Hupsignal!

Конечно, творческие работы учащихся в обязательном порядке демонстрируются на специальной магнитной доске. Это постоянный предмет обсуждения, восхищения или критики и гордости авторов.

В последние годы многие учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности используют технологию проектирования. Одним из вариантов технологии проектирования является метод квестов[2]. Актуальность методики связана с инновационными направлениями в образовании. Проектная технология квест-урока может использоваться при работе над кратковременными проектами в рамках одного урока или при проведении долговременных проектов, в которых учащиеся реализуют поставленные цели и задачи в соответствии с выбранной темой, переходя с одного этапа на другой.

Цель проектной технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию проектной технологии учащиеся получают возможность самостоятельно выбрать и структурировать материал, проанализировать собранную информацию и самостоятельно принять решение в выборе темы и ее представление для обсуждения на уроке.

Задачами проектной технологии являются развитие креативного мышления, раскрытие творческого потенциала, формирование навыков рационального использования учебного времени, стимулирование познавательной мотивации.

Проектная технология квест-урока определяет новую задачу современного образования, связанную с активизацией внеурочной деятельности учащихся. Кроме перечисленного, педагогическая технология квест-урока открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.

Выполняя работу над проектом в домашних условиях, учащиеся осознанно продолжают исследование темы, но не в формате традиционного учебного материала, а открывая новый иллюстративный ряд, отсутствующий в академическом учебнике.

На завершающем этапе работы в проектной технологии квест-урока учащиеся независимо от времени реализации проекта представляют свой результат работы, выполненный в форме презентации, которая обсуждается всеми участниками квест-урока.

Приступая к работе над проектом в формате квест-урока, учитель должен уметь:

  • четко определять цели и задачи проекта;
  • формировать группы-команды, получающие задание.

Работу в режиме квест-урока можно разбить на следующие этапы:

  1. Определение общей цели проекта.
  2. Постановка задач для каждой из команд-участников проекта.
  3. Выделение предметной области.
  4. Время реализации.
  5. Защита проектов.
  6. Подведение итогов и определение новых задач.

Используя методику квест-урока, учитель должен быть готов к совместной работе в проектной технологии квест-урока с учащимися класса. Такая работа создаёт условия для успешной реализации современных инновационных технологий, открывающих путь к новым образовательным стандартам. Вот пример одного из таких квест-уроков.

«Недалеко от нашей школы есть парк, в центре которого находится большое красивое озеро. Это излюбленная зона отдыха всех местных жителей. К сожалению, не все из них бережно и с должным уважением относятся к природе. Кроме того, рядом проходит оживленная автомобильная трасса, которая явно не способствует чистоте воды и воздуха и растущим в парке деревьям, кустарникам и цветам».

Семиклассники делятся на группы из четырех человек и получают долгосрочное задание. В каждой группе определяются «специалисты» по воде, воздуху, почве и мусору. Каждый из «специалистов» должен определить ряд проблем по своей теме. После обсуждения этих проблем участникам предлагается сделать фотографии по своей тематике:

«Как в нашем городе, нашем парке, нашем школьном дворе относятся к охране окружающей среды».
«Какой ущерб наносится природе».
«Каким образом жители района охраняют природу».

На следующем занятии учащиеся иллюстрируют свои сообщения выполненными фотографиями. Каждый «специалист» должен внести свои предложения по изменению ситуации: что могут сделать школьники для охраны окружающей среды. Итогом этого проекта становятся стенгазеты, коллажи и презентации, плакаты или буклеты. Для защиты проекта предлагаются опорные слова.

„Umweltschutz“ — Redemittel

Einführung:

Das Thema unserer Zeitung ist: …
Das Thema finden wir wichtig/ halten wir für wichtig, weil …
Das Thema ist von Bedeutung, weil ….
Das Thema ist höchst aktuell, weil …
Zu Beginn möchte ich/ möchten wir sagen, dass …
Zu Beginn möchte ich/ möchten wir darauf hinweisen, dass …
Meiner/ Unserer Meinung nach ist …

Verbesserungsvorschläge:

Man sollte Müll sammeln.
Jeder muss den Park sauber halten.
Man darf nicht/ kein …
Man kann Bäume /Blumen pflanzen.
Man kann Vogelhäuschen bauen.
Macht keinen Schmutz!
Es ist verboten, … zu ….
Es ist nicht erlaubt, … zu …
Es ist notwendig/ gut /ratsam, … zu …

Vorschläge für die Flyer:

Keinen Schrott in den See!
Baum ab? Nein, danke!
Achtung! Unsere Bäume sterben.
Vorsicht! …
Augen auf! …
Hilfe! …

Следует отметить, что при прохождении этой темы учащиеся не только осваивают определенный объем нового лексического и страноведческого материала, но и меняют свой взгляд на проблему мусора и охрану окружающей среды. Если сначала они посмеиваются или недоверчиво относятся к идее сортировки бытового мусора, то впоследствии многие говорят о том, что тоже хотят видеть чистыми свои улицы, дворы, парки и школу. Они не только стараются не мусорить на улице, в школе и на школьной территории, но и делают замечания одноклассникам и взрослым, когда замечают попытки выбросить мусор на территории. Они сами, а не по настоянию взрослых предлагают провести экологическую акцию: посадить новые деревья или кустарники в парке, школьном дворе, оборудовать новые клумбы или смастерить скворечники, собрать на зиму корм для животных районного зоопарка.

Очень радует возрастающий уровень патриотизма. От завистливых реплик конца двадцатого века «Да, как там у них в Германии красиво!» ученики переходят к осознанному и активному желанию навести красоту и чистоту вокруг себя. Недаром за последние годы увеличилось количество клумб и цветов в школьном дворе. За чистоту и благоустройство территории школа неоднократно занимала первые места и получала награды. А под деревьями около школы и в парке школьники все чаще находят осенью грибы, а не мусор.

С большим интересом относятся учащиеся к веб-квестам. Веских причин для их использования достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения языку — коммуникация и обмен информацией. Веб-квесты развивают критическое мышление, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

[links&resources]

[1] Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2011.
[2] Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка) http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm
3. Лебедева Г.Н. Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий. — М.: Планета, 2011.
4. http://lingonetz.de/Alle-Lingo-Magazine
5. http://www.kaleidos.de
6. http://www.kidsweb.de/quis/
7. https://www.goethe.de/de/spr/unt/kum/kin.html

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.