ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Салима ЧАКАНОВА | Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ Пятница 5 декабря 2014Изучение языка, как и любого другого механизма, можно осуществлять с двух сторон: как и из чего он состоит и действует и как им практически пользоваться. Если первый подход означает знакомство с языком как системой, определенной совокупностью правил, схем, моделей, то второй подход — освоение языка как орудие общения и выражения мысли.
настроение: методическое
ключевые слова: интонационный этап, коммуникация, методика, навыки, речевая адаптация, умения
город: Туркестан, Республика Казахстан
Основной целью обучения русскому языку как иностранному является не формирование знаний о языке, а овладение языком. А последнее реализуется только коммуникативной организацией учебного процесса. В.Г.Костомаров и О.Д.Митрофанова справедливо утверждают, что без коммуникативности «нет современной методики обучения языку»[1].
Центральным понятием в коммуникативно ориентированном обучении является категория коммуникации — общение. Основным средством коммуникации выступает язык, а также такие средства, как жесты и мимика, играют дополнительную роль.
Таким образом, коммуникативность предполагает представление системы языка в речевых актах для выполнения коммуникативных задач, что обусловлено теорией речевой деятельности, согласно которой при конструировании высказывания индивид идет не от формы к содержанию, а наоборот — от содержания к форме. Коммуникативность ориентирует на включение иностранных учащихся в непосредственный акт общения между собеседниками, нацеливает на активное использование языка в процессе обучения в целях устного и письменного обмена информацией. Данная категория определяет содержание, методы и организацию обучения и характеризует по-иному традиционные принципы общей дидактики и методики.
После изучения вводно-фонетического курса студенты-иностранцы умеют произносить и адекватно воспринимать русские звуки, слова, целые предложения, читать и писать их в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Нами приводятся фрагменты практических занятий по русскому языку, проведенных с турецкими студентами в группах подготовительного отделения Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави.
Согласно программе учебно-языковой материал распределен по трем этапам, включающим курс речевой адаптации, начальный и основной. Курс речевой адаптации рассчитан на первые два месяца. На данной стадии предусматривается формирование умений и навыков аудирования и говорения в рамках учебной и социально-бытовой сфер языковой коммуникации. Так, студенты-иностранцы знакомятся с фонетическим строем русского языка, с классификацией звуков и нормированным произношением гласных, согласных и различных звукосочетаний, приобретают артикуляционные навыки. Коммуникативное содержание занятий по русскому языку базируется на единой лексической основе и ориентировано на темы «Знакомство. О себе. Имя, профессия. Мой друг», «Режим дня студента», «Моя семья. Члены семьи», «Погода и климат. Спорт в нашей жизни. Здоровье. Части тела человека», «Мой родной город», «Магазин», «Одежда» и др.
Ниже предлагаются структурно-содержательные компоненты занятий по курсу речевой адаптации и начальному интонационному этапу обучения русскому языку. В структуру занятия входят такие компоненты, как перечень опорных слов из лексического минимума; так называемый глагольный минимум, представляющий собой перечень глаголов для активного усвоения на данном занятии; фонетический минимум; грамматический минимум; коммуникативный минимум.
Фрагменты уроков
Опорные слова: дядя, пол, учебник, словарь, разговорник, друг.
Глагольный минимум: дать, посмотреть, читать, писать, повторять, слушать, писать, смотреть.
Фонетический минимум: Твердые и мягкие согласные. Мягкий знак после согласных. Всегда твердые (ж, ш, ц) и всегда мягкие (ч, щ, й).
Грамматический минимум: Род имен существительных. Притяжательные местоимения: мой, моя, мое, твой. Личные местоимения: он, она, оно, я, ты. Вопросительные предложения. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.
Коммуникативный минимум: Доброе утро! До свидания. Возьмите, пожалуйста. Как тебя зовут? Меня зовут ……………. .
1. Восстановите вопрос:
— ………….. …………….? .
— Это учебник.
— ………….. …………….? .
— Нет, это разговорник.
— ………….. …………….? .
— Это мой друг Артур.
2. Словарный диктант. Жизнь, ужин, борщ, чайник, мыло, рис, Нюра, Вера, альбом, дядя.
3. Игра «Словарь».
Правила игры: надо приготовить несколько карточек (например Ж, Ш, Ц, Ч), преподаватель раздает карточки, студенты называют слова с этими буквами.
4. Немой диктант: преподаватель показывает картинки, студенты записывают названия предметов, изображенных на них.
5. Устная работа: преподаватель задает вопросы, студенты дают отрицательные ответы.
6. Алфавитная игра.
Правила игры: преподаватель показывает буквы в алфавитном порядке, студенты называют слова, начинающиеся с этой буквы.
7. Тестовые задания:
7.1. Найдите обобщающее слово:
а) шкаф, окно, дверь, стол………………………………….1) библиотека
б) парта, доска, мел, стул…………………………………..2) еда
в) борщ, молоко, чай, вода…………………………………3) аудитория
г) книга, учебник, словарь, разговорник………..4) комната
7.2. Отметьте ряд слов женского рода:
а) дом, врач, стол, стакан, карандаш, борщ
б) река, знакомая, машина, газета, тётя, подруга
в) молоко, масло, окно, платьег) папа, тётя, дядя, студентка, мама
7.3. Напишите местоимения.
1. Это папа. … дома.
а) они б) оно в) он г) она
2. Это мама. … дома.
а) он б) она в) оно г) они
3. Яблоко там. Вон … .
а) они б) она в) оно г) он
4. Это Роман. … мой друг.
а) они б) она в) оно г) он
5. Тут моя сестра. … справа.
а) они б) оно в) он г) она
КОТОРЫЙ ЧАС?
1. Опорные слова: Часы, который час, время, сколько времени, минута, без, начинаться, занятие, вставать.
2. Читаем. Слушаем.
Я встаю в 7.00 часов. Потом завтракаю. В 8.00 часов иду в университет. Занятия начинаются в 8.30 часов.
3. Пишем.
— Который час? — 3 (три) часа.
— Сколько сейчас времени? — Сейчас 10 (десять) часов.
4. Работаем по картинке.
Который час?
5. Давайте подумаем! Расскажите.
Когда в Алматы 15.00 часов дня, то в Москве — …….., в Актау — …….., в Астане — ……… А у вас? — У нас …….. .
6. Читаем диалог.
— Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени.
— 5 часов 20 минут.
— Спасибо.
— Извините, вы не знаете, который час?
— 9 часов.
— Благодарю.
7. Давайте поговорим.
— Простите, вы не скажете, который час?
— У меня нет часов.
— Извините.
— Молодой человек, сколько сейчас времени?
— 6 (шесть) часов 25 минут.
— Скажите, пожалуйста, который час?
— Без 5 (пяти) 9 (девять.)
— Вы не знаете, сколько сейчас времени?
— Не знаю.
— Скажите, пожалуйста, который час?
— 10 (десять) 30 (тридцать) или половина 11 oдиннадцатого).
— Благодарю.
8. Так говорят:
Скажите, пожалуйста, …
Молодой человек, …
Простите, …
Вы не скажете, …?
9. Проверьте себя.
1. Скажите, пожалуйста, который час?
11.15 — ……………….. 03.40 — ………………..
8.30 — ………………….. 06.37 — ………………..
12.20 — ………………… 10.10 — ………………..
2. Ответьте на вопросы.
Когда начинается первая пара?
Когда заканчивается вторая пара?
10. Грамматика.
11.20 — двадцать (минут) двенадцатого
11.50 — без десяти одиннадцать
11. Домашнее задание. Напишите, который час.
11.00 — ………. 02.50 — ……….
01.23 — ………. 19.43 — ……….
04.18 — ………. 10.36 — ……….
06.13 — ………. 11.30 — ……….
12. Тест.
1. Закончите предложение. Урок начинается в ….. часов.
а) два в) девять с) четыре д) три
2. Допишите окончания.
08.20 — двадцать (минут) девят…. .
07.45 — без пятнадцат…. (минут) восемь.
а) -ое в) -и с) -ая д) -ого
3. Восстановите текст.
Я …….. в 7.30. Потом …….. в столовой. …….. в университет. Занятия …….. в 8.30.
а) иду в) встаю с) начинаются д) завтракаю
13. Факультатив.
Начинаться заканчиваться
14. Давайте поиграем!
Скажите, сколько сейчас времени? (изображение на часах)
Сколько сейчас времени в ваших городах?
15. Повторяем!
— Скажите, пожалуйста, который час?
04.16 — ……………….. 12.30 — ………………..
8.27 — ……………….. 01.48 — ………………..
11.12 — ……………….. 03.33 — ………………..
[links&resources]
[1] Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. — М., 1988. — 157 с.
2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991.
3. Чаканова С.Ж. Русский язык. Начальный курс для иностранных студентов. — Туркестан: Туран, 2010. — 282 с.