Я ИДУ НА УРОК
С «АНГЛИЙСКИМ В ФОКУСЕ»:
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Автор: Ольга ТУМИНА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Среда 10 декабря 2014
Что главное в современном уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет своё, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих — объяснение, для четвертых — опрос и т. д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно уходит.
настроение: позитивное
ключевые слова:
современный урок, урок нового типа, современные технологии, системно-деятельностный подход, проблемный диалог, творческие проекты, Spotlight
город: с. Кривандино, Шатурский р-н, Московская обл.
Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок —как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный.
Моделируя современный урок, учителю следует придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Продумать форму подведения итогов урока: рефлексия освоенного материала и способов действия, эмоционального состояния детей
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.
При проектировании и проведении уроков я использую различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которыми хотела бы поделиться с коллегами.
1. Объявление темы урока. Сообщение целей и задач
Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога: необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания — незнания. Я ввожу проблемный диалог при изучении в начальных классах разных временных форм: Present Simple, Present Continuous, Past Simple. Например, в 3 классе по теме «Настоящее продолженное время (Present Continuous Tense): отрицательная и вопросительная формы» (это второй урок в модуле 7 «Выходной день», первый урок «Настоящее продолженное время: утвердительная форма») в начале урока я пишу учащимся предложение “She is watching TV now” (Она смотрит телевизор сейчас). Задание — образовать отрицательную, а затем вопросительную форму данного предложения. Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания предложения (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее — не всё знаем о настоящем продолженном времени. «Какова же цель нашей работы на уроке?» — обращаюсь к детям («Узнать больше о данном времени»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно образовывать отрицательную и вопросительную формы Present Continuous».) Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали сами тему и цель урока.
2. Планирование работы на уроке
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже во втором классе. Так, я организую работу с помощью интерактивного плаката (в программе PowerPoint). В начале урока рассматриваем с ребятами интерактивный плакат (см. иллюстрацию перед статьёй), материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы.
Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, я только предполагаю, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
3. Практическая деятельность учащихся
Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.
Задания следующего типа: “Chit-chat. Work in pairs. Ask and answer. Look at the picture, now talk with your friends. Find someone who… Look at the picture, then close your book and talk with your friends” предполагают организацию работы в парах. Работа в парах необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. С первых уроков были сформулированы основные правила работы в паре. Правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
На этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний работа может быть организована в форме творческого проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Так, при изучении во 2 классе модуля 5 “My holidays” (данный модуль включает две темы «Погода» и «Одежда») учащиеся вырезают бумажных кукол главных героев Ларри и Лулу, их одежду. По команде ребята одевают кукол в зависимости от предложенной погоды. При дальнейшем изучении темы «Одежда» учащиеся с большим интересом создают героям свою собственную одежду для разной погоды. Тем самым происходит развитие предметных и метапредметных умений и навыков: исследовательские, рефлексивные, оценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности.
В 3 классе проект “My dream bedroom!” имеет большой интерес среди учащихся, поскольку они играют роль дизайнеров.
Подготовка начинается с первого урока, когда дети знакомятся с названиями предметов мебели, игрушек. Они выбирают, какая будет их комната, мебель, обстановка. Параллельно идет отработка грамматических конструкций, предлогов места. Затем пример рассказа на языке. В результате каждый из учащихся представляет свою комнату мечты в виде презентации, рисунка, плаката.
В 4 классе в конце изучения модуля “Tasty treats” (Еда) учащиеся выполняют проект-исследование “What’s on the Menu?”. Сначала учащиеся составляют анкету-опрос. Можно составить вопросы вместе на уроке, можно предложить в качестве домашнего задания, на следующем уроке обсудить и составить анкету. Например: What is your name?, How old are you?, What class are you in?, What is your favourite food? Do you like…? Далее учащиеся самостоятельно проводят опрос (можно также задействовать учащихся других классов и учителей). Далее составляется рейтинг любимых продуктов, популярных блюд. В результате учащиеся составляют свое собственное меню для школьной столовой/кафе. Определённо данное исследование должно быть обнародовано, то есть необходимо представить результаты исследования другим учащимся и учителям в виде стенгазеты, плаката и др.
Проект “Amazing creatures” — один из любимых проектов учащихся. Работа над данным проектом предполагает многоаспектное творчество, так как необходимо создать несуществующее животное/странное существо для нового мультфильма. Персонажей можно нарисовать, изготовить самим. Описать своё любимое животное — это хорошо, но немного однообразно, даже скучно, на мой взгляд. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, я предлагаю им выступить в роли мультипликатора. Учащиеся рисуют своих выдуманных мультипликационных персонажей, описывают их, придумывают им странные имена.
Доказано педагогической наукой и практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. При проектировании урока я отдаю предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. На уроке можно провести ролевую игру. На уроках я использую игру “Radio”. Например, при работе по теме: “Animals. At the zoo” (Животные. В зоопарке) в 4 классе . Выбирается/назначается один главный радиоведущий (более сильный ученик) и гости на радио. Задача радиоведущего — составить приветственную речь (приветствие, объявление темы, представление гостей радио), задача подгрупп — составить несколько правил для радиослушателей о том, как вести себя в зоопарке:
— Hello my dear friends! It is Lena and your favourite radio TeenagersFM! Today we will have a talk about zoo rules: what you must/mustn’t do there. Now listen to my guests Kate, Olga and Alex. They know everything about it!
— You mustn’t feed animals/ You mustn’t run and ride a bike there/ You must put your rubbish in the bin/ You must leave your pets at home.
4. Осуществление контроля. Оценивание учащихся
Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо начиная с 2 класса. Наряду с пятибалльной оценкой работы я ввела в практику своей работы «оценочные отрезки». Например, перед написанием словарного диктанта прошу детей предположить, как они справятся с этим видом работы, и отметить на отрезке уровень грамотности. По окончании работы учащиеся имеют возможность после самопроверки увидеть «пробелы» в знаниях.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первых уроков. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко — тихо, с запинками — без запинок, выразительно — нет, понравилось — нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий (I like/don’t like it. You have some/no mistakes). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
5. Итог урока
Этап рефлексии на уроке способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего вешают/размещают листочки разного цвета на доске при помощи магнитов, и таким образом можно наглядно увидеть уровень личных достижений.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.