ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Автор: Марина ШИРИНЯН | Рубрика: ИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ, НОВЫЕ УМК Среда 14 января 2015В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы по формированию мотивации и развитию профессиональных компетенций у студентов медицинских специальностей. Использование на занятиях учебных пособий издательства Express Publishing из серии Career Paths: Medical и Career Paths: Nursing позволяет повысить внутреннюю мотивацию студентов неязыкового вуза в изучении иностранного языка, создать креативную атмосферу в аудитории. В статье приводятся данные опроса, проведённого среди студентов с целью выявления субъективной оценки студентами мотивации обучения иностранному языку в медицинском вузе.
настроение: практическое
ключевые слова: ФГОС, мотивация, познавательная активность, иноязычное профессиональное общение, английский для специальных целей, электронные приложения, анкетирование
город: Москва
Расширение торгово-экономических связей с зарубежными странами, большое количество специальной литературы на иностранных языках (ИЯ), возможность получения профессионально значимой информации в сети Интернет, международный обмен студентами и специалистами, получение или продолжение образования в зарубежных вузах — всё это требует от современного специалиста компетентного владения ИЯ для иноязычного профессионального общения. Есть один не менее важный фактор, который заставляет большинство медиков возобновлять обучение ИЯ, — отсутствие нужной информации на родном языке. Несмотря на рост развития медицины, в России отсутствуют многие рекомендации по лечению и диагностике, что вынуждает многих специалистов обращаться за помощью к иностранным источникам.
Но как заинтересовать студентов неязыковых вузов в изучении ИЯ? Ведь многие студенты относятся к изучению ИЯ индифферентно, считая, что данная дисциплина не является основной на их факультете, и не осознают необходимость совершенствовать свои знания с целью подготовки к успешной профессиональной деятельности.
И здесь понятие мотивации выходит на первый план. Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
На формирование мотивации у студентов оказывают следующие факторы:
- личное отношение преподавателя к предмету обучения;
- правильная организация процесса обучения;
- методы обучения;
- компетентность преподавателя;
Поскольку одним из главных мотивов является познавательный интерес, преподавателям следует учитывать этот фактор в своей работе. Интерес как черта личности развивается в деятельности, поэтому граммотной организацией занятия его можно усилить, организовав интенсивную работу с учебным матриалом, используя видео, Интернет, интересную тематику, создавая тем самым позитивную атмосферу на занятии.
В работе со студентами ПМГМУ им. И.М. Сеченова я с целью повышения познавательного интереса широко использую подбор учебной литературы, видео- и аудиоматериалов, статей, соответствующих возрастным особенностям и специальностям обучающихся.
Согласно требованиям ФГОС одной из ключевых целей подготовки конкурентоспособного выпускника является развитие у него иноязычной компетентности в выбранной профессиональной деятельности. Учитывая данное требование и условия современной реальности, неязыковые вузы уделяют особое внимание профессиональной стороне иноязычной подготовки[1].
В настоящее время по курсу «Английский для специальных целей» представлено большое количество литературы, и наши преподаватели иногда теряются в выборе. Разработка соответствующих методических материалов и пособий требует больших усилий не только методистов, но и лингвистов, поскольку сфера преподавания английского языка в специальных целях оказывается недостаточно разработанной, прежде всего, в лингвистическом отношении. Преподаватели столкнулись с проблемой отбора соответствующих терминов, характерных для узких специальных областей, выявления типичной для профессиональных сфер грамматики, лексических коллокаций (словосочетаний), фразовых глаголов и идиом, анализа видов речевой деятельности в специальных целях, жанров и регистров устных и письменных высказываний, профессионального жаргона и сленга.
Свой выбор я остановила на новой, уникальной серии учебников для учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования «English for specific purposes» издательства Express Publishing: Career Paths: Medical и Career Paths: Nursing.
Издания серии “Career Paths” будут полезны и интересны не только студентам вузов, но и всем профессионалам, которые хотели бы изучать английский язык с учетом специфики своей отрасли. Авторы учебных пособий “Career Paths” ориентировались именно на удобство использование пособий преподавателями и студентами, на учет базового уровня владения языком, на интерес и актуальность материала и проблем для обсуждения. Своей целью по окончании курса данная серия книг ставит, в частности, умение понимать профессиональную терминологию, грамотно писать на английском языке. Например, обучающиеся должны уметь писать справки, рецепты, служебные записки, сообщения по электронной почте и многое другое. Данные серии книг состоят из учебника с электронным приложением, книги для учителя, диска с аудиоматериалом.
Привлекает и структура учебного пособия, которое включает в себя целых три уровня сложности (A1–B1).
Учебные пособия Career Paths: Medical и Career Paths: Nursing — это новые образовательные ресурсы для студентов медицинских специальностей, которые хотят улучшить свои знания английского языка. Каждый блок в данных сериях включает в себя разнообразные тематические диалоги, в том числе с лексикой по профессиональной теме. Разнообразно организуется проверка понимания прочитанного, полный глоссарий терминов и фраз обеспечивает качественный рост словарного запаса. А пошаговые инструкции помогают учащимся в освоении всех четырех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма.
Учебные пособия Career Paths: Medical и Career Paths: Nursing затрагивают следующие темы: рабочий персонал больницы, части человеческого тела, распространённые заболевания, отделения больницы, больничный инвентарь, части тела, системы организма, первая помощь, основные аббревиатуры, рецепты, поддержание гигиены, оценка физического состояния пациента, боли, лечения, медсестра, закончившая школу практического ухода, практикующая медсестра и многое другое.
Структура учебника представляется очень удобной для планирования занятий. Каждый разворот учебника содержит материал для одного урока. Каждый урок предполагает работу с аудиозаписями. Каждый урок соответствует определённой теме. Уроки состоят из следующих разделов (по видам речевой деятельности):
- Get ready! — вводное задание. В нём содержатся два вопроса по основной теме урока, которые помогают учащимся ознакомиться с новой темой, принять участие в обсуждении или дискуссии, высказать свою точку зрения на затрагиваемые проблемы, поделиться собственным опытом с одноклассниками. Учителю данный раздел даёт информацию о фоновых знаниях, имеющихся у учащихся, и позволяет мотивировать учащихся.
- Reading — развитие умений чтения с разными стратегиями. Задания под этой рубрикой предполагают работу с основным текстом урока на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах. Каждый текст учебника озвучен, что позволяет учащимся развивать умения в аудировании и при необходимости может служить опорой.
- Vocabulary (+ рубрика Word Bank). Данный раздел предполагает работу с новым лексическим материалом по теме урока. В рубрике Word Bank выделены активные лексические единицы и предлагаются упражнения на их тренировку, активизацию и закрепление в речи.
- Listening. В разделе «Аудирование» предлагаются в основном диалоги, записанные носителями языка в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Они позволяют учащимся услышать живую речь с различным звуковым сопровождением и фоновыми шумами, что развивает у учащихся умение различать и понимать английскую речь на слух.
- Speaking. Раздел «Говорение» предназначен для работы в парах, когда учащимся предлагается разыграть диалог на основе прослушанного и изобразить ситуацию максимально реалистично. Одновременно с этим тренируется активная лексика урока и развиваются умения говорения. В данном разделе используется метод кейсов (Case—study), целью которого является анализ ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработка практического решения.
- Writing. Раздел «Письмо» содержит задания по теме урока и предлагает учащимся заполнить анкету, запрос, написать отзыв, письмо в компанию и т. п. Письмо (Writing) завершает урок, предлагает выполнить задание коммуникативного характера. Задание можно использовать как домашнюю или проверочную работу.
- Каждая часть учебника заканчивается англо-английским словарем, в котором выделена активная лексика с указанием номера урока.
В книге для учителя содержатся ключи к заданиям учебника и аудиоскрипты. Книга для учителя очень важна при обучении той или иной специальности, поскольку нередко она компенсирует недостаток или отсутствие специальных медицинских знаний у преподавателя ИЯ, необходимых для успешной работы по предложенным темам.
Уникальной чертой данной серии книг является возможность использования электронного приложения в учебном процессе. Электронное приложение содержит задания на все виды речевой деятельности, тесты, словарь профессиональной лексики, видеоматериалы по заданной тематике.
В начале учебного года среди студентов 1 курса всех факультетов было проведено анкетирование с целью выявления субъективной оценки студентами мотивации обучения иностранному языку в медицинском вузе. По результатам опроса получены следующие данные, представленные в диаграммах.
По результатам опросов среди студентов у большинства опрошенных формально хорошая мотивация к изучению ИЯ. Анализ результатов проведенного анкетирования позволяет определить мотивы специалистов-медиков, их цели в изучении иностранного языка, осознание ими роли иностранного языка в профессиональной информированности. Следует констатировать тот факт, что студенты высоко оценили значимость ИЯ для своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности и, самое важное, что большинство респондентов готовы совершенствовать степень владения ИЯ.
В конце семестра, получив на занятиях по иностранному языку дополнительную информацию по своей специальности, они смогли применить её при написании докладов, на семинарских и практических занятиях по специальным дисциплинам. В то же время знания, усвоенные на занятиях, позволили использовать их при выполнении творческих работ (презентации, стендовые доклады) для выступления на мастер-классах и конференциях, проводимых в рамках университета.
Таким образом, в условиях искусственной среды учебного процесса именно преподавателю отводится большая роль в развитии мотивации, что очень важно для создания креативной позитивной атмосферы в аудитории и для успешности лингвистического образования студентов.
[links&resources]
[1] Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (третий уровень высшего профессионального образования). Приложение к приказу Минобразования России от 4 июля 1997 г. № 1435.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2004.
3. Маслыко Е.А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранным языком // Мотивационные аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в вузе. — Пермь: Изд-во ПНИ, 1990.
4. Учебник В. Эванс, Дж. Дули, Трэнг М. Трэн. Английский язык для медицинских работников. Экспресс Паблишинг, 2012. (С аудиоприложением) Virginia Evans, Jenny Dooley, Trang M. Tran. Medical. Express Publishing, 2011 (with CDs).
5. Книга для учителя В. Эванс, Дж. Дули, Трэнг М. Трэн. Английский язык для медицинских работников. Экспресс Паблишинг, 2012.
6. Микросайт: URL: http://www.careerpaths-esp.com/
7. Лифлет: URL: http://expresspublishing.co.uk/leaflets/esp_career_paths_leaflet/esp_career_paths_leaflet.html
8. Рабочие программы: URL: http://expresspublishing.ru/info.aspx?ob_no=39341
9. Вебинары: URL: http://expresspublishing.ru/info.aspx?ob_no=41665
10. Публикации: URL: Рубрика ИЯ в системе профобразования