«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДНОЯЗЫЧНЫМИ СЛОВАРЯМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Пятница 23 января 2015

Основная задача учителя на уроке — расширение словарного запаса учащихся, поскольку без лексического запаса невозможна эффективная коммуникация. Роль лексики для овладения иностранным языком никак не менее значительна, чем грамматики. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Все учителя по-своему решают эти проблемы на этапе формирования лексических навыков.

настроение: креативное

ключевые слова: введение и отработка лексики, одноязычные словари, кроссворды

город: п. Кедровый, Челябинская обл.

В УМК «English» (авторский коллектив В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и другие) содержится большое количество заданий, предполагающих использование всех видов логических действий для решения речемыслительных задач. Но чем старше становится ученик, тем сложнее объяснить значение слова, так как среди новых слов много абстрактных существительных, сложных слов, прилагательных и глаголов разного типа.

В методической литературе рекомендуется семантизация лексики без перевода: «Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:

  1. запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;
  2. формирование сочетаний слов смыслового характера»[1].

Такой способ освоения иностранных слов готовит учащихся к общению с носителями языка в реальной жизни. Представьте себе ситуацию: вы общаетесь с носителем языка и не понимаете какое-то слово; естественно, этот человек постарается объяснить вам значение слова или назовет его синоним. Подобные упражнения можно смоделировать при помощи одноязычных учебных словарей, которые помогают формированию навыков устной и письменной речи и показывают на примерах, как известное слово может использоваться в соответствующем контексте. Работа с одноязычными словарями способствует развитию компенсаторных умений, например, умения выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств за счет использования контекстуальной догадки.

Учащиеся, работающие по УМК «English», уже имеют опыт работы с лингвострановедческими справочниками, которые содержат различную информацию страноведческого характера на иностранном языке. Есть также упражнения на семантизацию лексики по дефиниции[2].

В данной работе приводится несколько дополнительных приемов работы с одноязычными словарями на примере темы “What helps you to enjoy yourself?” Лексика, отрабатываемая в рамках этой темы, имеет международный характер, поэтому для учащихся не составит труда подобрать дефиницию[3] к словами и догадаться о их значении.

Второй вариант работы — восприятие определений на слух, учащиеся прослушивают определения различных слов и называют понятие, например:

  1. A film or TV programme that deals with real people and events (Documentary)
  2. A film of standard length (Feature film)
  3. A type of play performed by singers and an orchestra (Opera)
  4. A type of dancing used for telling a story, with complicated movements that need great skills and a lot of training (Ballet)

Третий тип задания — когда учащимся предлагается образец описания определенного жанра, на основе которого они должны составить своё описание, например:

Thriller is a book, play, or film that tells us an exciting story, especially about something dangerous like a crime.

Учащиеся самостоятельно составляют предложения со словами: tragedy, action, horror film, detective film, cаrtoon. При этом учащимся со слабой подготовкой можно предложить карточки, где обозначены установки и опорные слова для описания каждого жанра, которые нужно поставить в нужном порядке, например:

Tragedy (a, very, that, people, causes, to suffer, sad, or, die, event).
Tragedy is a very sad event that causes people to suffer or die.

Такая работа очень полезна, поскольку «самостоятельная группировка слов — это фактически работа над опорами для будущего высказывания, во время которой учащиеся учатся управлять семантикой своего высказывания. Эта работа связана с подготовленной формой речи»[1].

Одноязычные словари можно также использовать в работе с многозначными словами, например, подобрать правильный вариант дефиниции этого слова. Такие упражнения помогают сконцентрировать внимание, учат овладевать связями слова и образованием на их основе словосочетаний.

  1. The first colour, Gone with the Wind, film was shot in 1939[4].
  2. The hunter shot a duck.
  3. He is a great player, he shot the ball straight at the goalkeeper.

a. to fire a gun
b. to hit someone with a bullet from a gunv
c. to hunt animals using gunsv
d. in sport to throw or kick a ball in a attempt to score pointsv
e. to play a particular sport

  1. In 1911 first studio[4].
  2. The band spent six months in the studio working on their new album.
  3. An artist should have a good studio.

a. a place in a company where new products are designed
b. a cinema company that produces films
c. a room or rooms where music or a film, television show, or radioshow is recorded

  1. In the most recent and most expensive (50 million) adaptation of Hawthorne’s classic novel Moore stars as Miss Scarlet[5].
  2. The adaptation of the camel to the desert is remarkable.
  3. They specialize in the adaptation of industrial buildings for housing.

a. the process of changing something so that it can be used for a different purpose
b. adaptation of a film, TV programme that has been made from a book or play
c. the ability that animals and plants have to change and make themselves especially suitable for living in a particular environment

При работе с прилагательными учащимся предлагается составить синонимичные ряды, используя словарь, — при этом расширяется словарный запас. Кроме того на примере ряда синонимов можно наглядно показать учащимся употребление наречий меры и степени:

a. astonishing — very surprising
b. surprising — unusual, or unexpected
c. unusual — not normal, common, or ordinary

Учащиеся также могут составить предложения с наречиями меры и степени, усиливая значение выбранных прилагательных, использовать при работе над восклицательными предложениями (exclamatory sentences).

The play is astonishing.
The play is very surprising.
The play is absolutely unusual.

Работу над лексикой, обозначающей профессии, учащиеся начинают с определения значения двух слов, вошедших в русский язык, анализируют различие в их употреблении в русском и английском языке.

Director (art, creative general, musical managing) — someone who is in charge of making a film or programme, or getting a play ready for perfomance, especially by telling the actors and technical stuff what to do

Producer — someone whose job is to manage all or a part of a company, organisation, or institution

Далее учащиеся составляют определения других профессий, связанных с кино и театром, используя лексику упражнения № 2[6]. Используя готовые фразы, можно провести ролевую игру «Готовимся снимать фильм». Учащиеся получают карточку с названием профессии и объясняют режиссеру, чем они будут заниматься, режиссер должен определить, кто они по профессии. В ходе игры ученики меняются ролями.

Большую помощь оказывают одноязычные словари при составлении кроссвордов. Вот некоторые образцы составленных кроссвордов.

Across:

  1. relating to illegal acts
  2. a particular style used in cinema, writing or art, which can be recognised by certain features
  3. bad or unpleasent
  4. a series of related events that make up the main story in a book, film.
  5. something you remember with pleasure
  6. to pull something or someone along with difficulty, for example because they are heavy
  7. a drop of liquid that comes from your eye when you cry
  8. very lively and enthusiastic, with a lot of energy and determination
  9. the part of a theatre where the actors or musicians perform

Down:

  1. a story, or a play, or a film in which the characters behave in an extreme emotional way, with the bad characters being very bad, the good characters being very good


Down:

  1. a particular style used in cinema, writing or art, which can be recognised by certain features
  2. a series of related events that make up the main story in a book, film
  3. of a low quality, standard, or ability
  4. a particular point in time during a process or set of events
  5. a room or rooms where music or a film, television show, or radioshow is recorded

Across:

  1. something nice that you put on or in something else to make it look more attractive
  2. synonym for completely
  3. a man whose job is to perform dangerous actions in a film
  4. to take photographs, or to make a film or video

Составленные кроссворды можно использовать для контроля усвоения лексики по теме, поскольку такая работа очень нравится учащимся.

Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Почти на каждом втором уроке происходит знакомство с новой лексикой. В мировой практике уже существует много примеров одноязычных учебных словарей (monolingual learners dictionaries) английского языка. Среди самых известных и наиболее распространённых стоит назвать созданные на основе корпусов словари издательств Cambridge University Press, Oxford University Press, Longman, Cassel, HarperCollins, Penguin. Я в своей работе пользуюсь словарем MacMillan, который имеет электронную и интернет-версии, что делает его привлекательным для учащихся.

[links&resources]

[1] Рогова  Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991.
[2] Кузовлев В.П. и др. Английский язык. 10–11 кл. — М.: Просвещение, 2011. — С. 12.
[3] СD Macmillan English Dictionary. New Edition (все определения в работе использованы из данного словаря).
[4] Кузовлев В.П. и др. Английский язык. 10–11 кл.— М.: Просвещение, 2011. — С. 184.
[5] Кузовлев В.П. и др.Английский язык. Reader. 10–11 кл. — М.: Просвещение, 2008.— С. 66.
[6] Кузовлев В.П. и др. Английский язык. Activity book .10–11 кл.— М.: Просвещение, 2011. — С. 62.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.