ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ENGLISH THROUGH READING: ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Автор: Ольга ЧУРАКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Понедельник 9 февраля 2015Предложенный курс нацелен на развитие учебно-познавательной компетенции ученика, то есть на освоение подростками таких приёмов и видов учебной деятельности, которые обеспечивали бы их способность к самостоятельному обучению и формированию коммуникативной компетентности. Сформированные в течение курса умения могут быть перенесены на любую сферу образовательной деятельности.
настроение: вдохновенное
ключевые слова: творческая работа с текстами, ситуация успеха, сочетание различных видов деятельности, эффективное восприятие информации, режим сотрудничества
город: Ижевск
Reading is the key skill to learning!
Образовательная компетентность в данном курсе рассматривается как интегративный личностный комплекс, представляющий собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению образовательной деятельности.
Цель предлагаемого элективного курса (как послеурочного события по развитию УУД) — формирование способности и готовности использовать усвоенные на занятиях умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Задачи:
- Развивать понимание важности изучения АЯ в современном мире.
- Развивать потребность в использовании АЯ.
- Помогать учащимся в осознании возможности изучения языка через его практическое использование.
- Развивать индивидуальность ребёнка на основе его познавательных интересов.
- Способствовать самостоятельным поискам путей для достижения конкретного результата.
- Развивать творческие способности учеников.
- Формировать способность накапливать собственный языковой багаж.
- Развивать способность воспринимать англоязычную речь.
- Развивать способность использовать компенсаторные стратегии, в том числе при работе с текстами различных жанров.
- Помочь учащимся осознать, насколько грамматическая, лексическая и фонологическая правильность речи влияет на результат коммуникативного действия.
Цель обучения английскому языку в рамках курса (языковая составляющая) — обучение коммуникативному чтению (communicative reading).
Задачи:
- развивать различные техники чтения;
- формировать слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки;
- при работе над пониманием текста учить отделять главное от второстепенного;
- развивать умения догадываться о значении слов по словообразовательным элементам;
- развивать умения догадываться о значении слов по контексту;
- развивать умения правильно интерпретировать международные слова, которые известны из родного языка;
- совершенствовать умение анализировать текст (выборочно);
- развивать умение точно понимать текст на уровне значения и смысл;
- развитие умений раскрывать причинно-следственные связи в тексте;
- развитие умений формировать своё отношение к прочитанному;
- совершенствовать умение работать со словарями: двуязычными, толковыми моноязычными.
Чтение является ведущим видом речевой деятельность в данном курсе, но мы всегда осознаём, что чтение не может существовать изолированно от аудирования, говорения, письма. Ситуации коммуникативного общения требуют сочетания разных видов речевой деятельности в различных комбинациях и последовательности.
В представленном курсе через область английского языка прослеживаются следующие составляющие:
Всё это происходит через творческую работу над текстами на каждом занятии, через коммуникацию по прочитанному материалу, через подготовку к финальной драматизации.
Основу предложенного курса по чтению характеризуют следующие аспекты:
С учетом возрастных особенностей подростков преобладает работа в режиме сотрудничества: парная и групповая работа. Это развивает чувство ответственности
за свою работу,
учит слушать друг друга, ценить мнение другого человека, позволяет подготовиться к сотрудничеству в реальной жизни.
При выполнении заданий в группе существует система распределения ролей:
- Leader — систематизирует всю работу в группе.
- Time-keeper— следит за временем.
- Decorator — оформляет записи, декорирует.
- Cheer leader — подбадривает.
- Organizer — обеспечивает группу необходимыми материалами: бумага, клей, фломастеры, карандаши и др.
- Creator /checker (по необходимости).
Данный курс формирует у школьников учебно-организационные умения, то есть способность работать в различных режимах: «ученик — ученик», «ученик — группа», «ученик — класс», «группа — группа», «группа — учитель».
Чтобы взаимодействие учителя и ученика было позитивным и эффективным как в психологическом, так и языковом плане, необходимо создать ситуацию успеха на занятиях. Основные пути для этого представлены в схеме:
В рамках компетентностного подхода основной задачей образования в области изучения английского языка является развитие ключевой компетентности учащихся — образовательной. Образовательная компетентность в данном курсе рассматривается как интегративный личностный комплекс, представляющий собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению образовательной деятельности. ЗУН, полученные учащимися во время курса “English through reading”, переносятся учащимися на собственную деятельность посредством различных технологий (указанных далее). Более того, данный компонент обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к использованию языка в других областях знаний.
Курс “English through reading” подразумевает развитие основных видов чтения, заложенных ФГОС:
- Skimming (ознакомительное чтение) — чтение с целью понимания основного содержания текстов;
- Reading for detailed comprehension (изучающее чтение) — чтение с целью полного и точного понимания информации, содержащейся в текстах;
- Scanning (просмотровое/поисковое чтение) — чтение с целью понимания необходимой /интересующей информации из текста.
На каждом занятии желательно придерживаться следующей структуры урока:
Этапы | Вид деятельности |
Организационный момент | Проговаривание цели занятия. Называем творческое задание, которое будет выполняться во второй половине урока (после работы с основным тексом). Это интригует и подталкивает ребят работать на высоком темпе, ожидая творческий результат к концу урока. |
Речевая зарядка | Questioning, Prediction, Interview. Некоторые приёмы работы по ТРКМ. |
Работа с текстами | Выполнение заданий “Before reading”, “While reading”, “After reading”. Приёмы работы по ТРКМ. |
Творческие задания с новой лексикой, грамматикой и т.д. | Приёмы работы по ТРКМ.
Смотреть в примерах заданий (упражнений), нацеленных на развитие лингвистической и речевой компетентности через работу с текстами. |
Объяснение домашнего задания | Обязательно творческого характера.
Варианты домашнего задания (оно должно быть в удовольствие, небольшое по объёму и неосложнённое):
|
Рефлексия, итог | Что больше всего запомнилось? Почему? Чему научился? Нужно ли повторить такое занятие? Проявили ли вы себя сегодня максимально?
Подберите слова, характеризующие вашу работу сегодня (глагол, существительное, прилагательное). |
Фото страниц с примерами выполнения заданий, указанных выше в таблице «Этапы работы занятия»:
- подписать 5 (и более) слов на картинке:
- подрисовать недостающие предметы (заглянув в текст); подрисовать “Bubble” «пузырь» с фразами, как в комиксе:
Каждый учитель может наполнить свои занятия разными приёмами и технологиями, которые предлагаются далее:
1. Приёмы работы с текстом и над развитием умений устной речи по ТРКМ (технологии развития критического мышления), некоторые приёмы лучше проигрывать в групповой/парной форме:
- прогнозирование содержания текста по названию, иллюстрации, ключевым словам;
- дерево предсказаний;
- перепутанные логические цепочки;
- верные и неверные утверждения;
- вводные вопросы;
- вопросительные слова;
- знаю — хочу узнать — узнал (know — want to know — learned);
- использование фразы проблемного характера и вопросов к ней;
- создание кластера;
- заполнение таблицы «положительный факт — отрицательный — необычный» — “positive — negative — interesting”;
- чтение с пометками, остановки на беседу;
- интервью с героем сюжета;
- синквейн о героях, произошедшем событии ;
- заполнение таблицы “positive — negative — interesting”.
2. Приёмы драматизации: использование драматизации не только позволяет представить саму постановку как результат совместной деятельности учителя и учащихся, но и является важной технологией обучения английскому языку, которая позволяет учащимся овладеть разнообразными фразами в связной речи, развивая при этом индивидуальные особенности учащихся.
Далее указаны примеры творческих заданий на занятиях, нацеленные на развитие лингвистической и речевой компетентности через работу с текстами:
- Questioning — вопросно-ответная работа: обмен вопросами и ответами между самими учениками (не с учителем). Такие вопросы стимулируют речемыслительную деятельность, вызывая познавательные затруднения, осознание недостаточности информации, что очень эффективно вовлекает учащихся в речевое общение. Единственное требование здесь — чтобы дети не переходили на русский язык и пытались задать вопрос и ответить даже при ограниченности лексических и грамматических навыков. Партнёра для вопроса ученик выбирает сам, их диалог слушают все.
- Completion — упражнение на дополнение. Работа с незавершёнными предложениями. Нужно закончить предложение с связи с прочитанными или найти продолжение (окончание) предложения. Ученики составляют такие задания друг для друга (то есть выписывают или сами составляют начало предложения из прочитанного текста), затем обмениваются для выполнения упражнения (подбор или собственное окончание), а затем снова меняются, но уже с другим партнёром для проверки.
- Drill — выполнение упражнений на отработку действия, многократное воспроизведение и выполнение аналогичных действий с целью запоминания и автоматизации навыка. Здесь используем фонетические, лексические и грамматические игры. Например «снежный ком».
- Expansion — расширение речевого материала. Предлагается новое слово/словосочетание, каждому ученику нужно расширить высказывание за счёт детализации, уточнения, включения элементов описания, раскрытия причинно-следственных связей и др. Сначала в соответствии с прочитанным текстом, а затем перенося новый материал на реальную собственную ситуацию — personalization.
- Gap—filling — в основе лежит дополнение или восстановление прочитанного связного текста. Каждый ученик готовит карточку для партнёра, работая с текстами из книги для чтения, выписывая интересные предложения (из прочитанной части), оставляя пропуски на месте тех слов, которые он сам сочтёт нужным. Затем меняются карточками, заполняют пробелы. Проверяет карточку третий партнёр. Таким образом, ребята увидят работу нескольких одноклассников, поработают с разными текстами, будут вставлять разную лексику, адекватно оценят знания языковые навыки друзей.
- Matching — упражнение на подбор соответствий. Сначала организуется работа с лексикой из текста, затем следует перенос этих же лексических единиц на свой собственный опыт. Ученикам нужно создать карточку с двумя столбиками для партнёра. 1-й столбик — слова/словосочетания из прочитанного текста, 2-й — изобразительный/графический элемент. В этом задании могут себя проявить дети, которые умеют рисовать или умеют трансформировать информацию в схемы. Затем учащиеся меняются карточками для подбора соответствий, а после для взаимопроверки.
- Prediction — прогнозирование содержания текста. Обычно это предтекстовое задание на основе картинки, заголовка, созданных самими же учениками диаграмм, графиков, карт, таблиц и др.
- Brainstorming — «мозговой штурм»— самостоятельная разработка семантического поля новых лексических единиц. У каждого ребёнка свои ассоциации к предложенным словам. Сначала подбираются слова и фразы, связанные с прочитанным текстом, затем связанные с предложенными учителем темами (например, связанные со школой, магазинами, курортами и др.), а после с личными ассоциациями. Здесь необходимо, чтобы учащиеся свободно высказывали мнение, идеи и фиксировали их неупорядоченно. Далее это может быть полезно для монологических высказываний в устной и письменной форме.
- Mapping/mind—mapping — как и в «мозговом штурме», составляются семантические ассоциации. При составлении семантической карты в центре смыслового комплекса находится главное понятие — ключевое слово/фраза, к которому подбирается лексико-семантическое и функционально-грамматическое поля. Каждый ребёнок составляет такую карту и передаёт по часовой стрелке в группе, следующий ученик добавляет слова/фразы, которые у него возникли при чтении «чужой» схемы. Таким образом, побывав в «нескольких руках», карта увеличивается. У каждого ученика возникает новое, «свежее» семантическое поле при работе с ассоциациями его друзей.
- Role play — разыгрывание сюжетов (диалогов) из прочитанного текста. В книгах для чтения предостаточно диалогов для работы с ними. Исполняя роли, ученики осваивают навыки общения. Сначала проигрываются готовые диалоги из прочитанных текстов, затем на их основе учащиеся составляют свои, передавая свой опыт в рамках предложенной тематики и опираясь на готовую грамматику.
- Interview — упражнение, направленное на развитие экспрессивной устной речи. Один учащийся «перевоплощается» в героя прочитанного эпизода, остальные ребята в группе задают вопросы сначала по прочитанному сюжету, затем любые интересующие их лично вопросы к данному герою. В роли интервьюируемого могут быть все ученики по очереди, примеряя на себя разные роли из текстов.
- “Choose a job” — подобрать профессию/работу каждому герою, объяснить выбор.
- Nominate — номинировать героев по разным критериям: the most positive/negative, the most beautiful/ugliest, kindest/angriest, the slimmest/fattest, the most talented, the most unpredictable, the cutest smile etc.
- Make a newspaper — написать статью в газету о прочитанном эпизоде или о самом запоминающемся моменте, но каждый ученик пишет в своём стиле: в форме рекламы, как прогноз погоды, письмо психолога, советы красоты, «в стиле ужастиков» и т.д.
- Make a collage — используя фото из журналов, сделать коллаж о прочитанном.
- Draw a comic — нарисовать комикс с английской речью о прочитанной/любимой сцене.
- Make a “wanted” poster — нарисовать плакат в формате «разыскивается» для героев или для предметов, играющие важную роль в тексте.
- Make a map — оформить карту, где указывается путь героя, его остановки, встречи и т. д. в правильной последовательности.
- “What a gift!” — придумать подарок героям произведения, обосновать выбор.
- “Upside down” — выписать загаданные учителем фразы со страницы, но книгу для чтения держим «вверх тормашками». Учителю хорошо видно, кто поворачивает голову и пытается найти в тексте, а кто пишет самостоятельно.
- Подчеркнуть такую фразу/предложение о герое, по которому можно будет отгадать героя.
- Прописывание левой рукой.
- «Кастинг» — подбор ролей.
Некоторые задания эффективнее выполнять в группах, так как необходимо обсуждать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, приходить к общему решению и многое другое, то есть учиться коммуникации.
Чтение — один из основных каналов получения информации, поэтому говоря об успешно реализованном курсе “English through reading”, можно говорить о научении ребят эффективно воспринимать информацию и об адекватном использовании ими полученных умений в реальной жизни.
При оценке учебно-познавательной компетентности учащихся в первую очередь оценивается их способность к самостоятельной работе. Под эффективной самостоятельностью понимается умение без системного контроля, помощи и стимуляции со стороны учителя самостоятельно работать над овладением английского языка. В результате этого курса мы можем сказать, что ученики получили стимул, «толчок» и основные/базовые умения для успешной самостоятельной работы, что говорит о достижении поставленной цели.