РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
В ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ФОРМАТА ГИА И ЕГЭ
Автор: Екатерина МУСИХИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Пятница 13 февраля 2015
Наши школьные учебники содержат недостаточное количество упражнений для развития лексико-грамматических навыков, которые необходимы при к выполнении части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГЭ. В связи с этим возникла необходимость разработать тренировочные задания разного типа по лексике и грамматике, которые помогут сформировать и развить необходимые навыки. Эти упражнения можно использовать при подготовке к выполнению части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГЭ и в процессе обучения в средней и старшей школе.
настроение: творческое
ключевые слова: подготовка к выполнению задания, лексика и грамматика, стратегия выполнения заданий, способы словообразования, три уровня сложности заданий, технология обучения навыкам
город: Кирово-Чепецк, Кировская обл.
С 2003 года выпускники российских школ сдают ЕГЭ по английскому языку. Ученики нашей гимназии сдают этот экзамен в основном успешно. Но десятилетний опыт работы по подготовке к ЕГЭ показывает, что хуже всего ученики справляются с частью «Лексика и грамматика». Меня заинтересовала эта проблема, и я решила проанализировать причины и найти решение.
Просмотрев учебные пособия FCE, Upstream, Spotlight, Starlight, я обнаружила, что упражнений на словообразование в них недостаточно для формирования навыков. Кроме того, нет объяснений, как происходит словообразование в английском языке, мало сводных словообразовательных таблиц, полезных для повторения и обобщения. Так возникла необходимость найти таблицы по словообразованию, составить и подобрать упражнения от простых до сложных и типовых заданий в ГИА и ЕГЭ.
В нашей работе мы рассмотрим способы словообразования в английском языке и предложим методику подготовки к заданиям по словообразованию (В11–В16).
Вот некоторые из таблиц, собранные автором.
1. Образование существительных с помощью суффиксов
От основы глагола
Суффиксы | Исходное слово | Производное существительное |
-er/or | Teach, work, mix | Teacher, worker, runner, player, mixer |
-er/ee | employ | Employer, employee |
-ation, -ition | Invite, revolt | Invitation, revolution |
-ing | Build, dance, swim | Building, dancing, swimming |
-ment | Agree, develop | Agreement, development |
-ion, -tion, -sion |
Discuss, produce | Discussion, production |
-ent, -ant | Assist, study | Assistant, student |
-ence, -ance | Perform, depend | Performance, dependence |
От основы существительного
Суффиксы | Исходное слово | Производное существительное |
-ist | Science, tour | Scientist, tourist |
-an, -ian | Republic, America | Republican, American |
-ation, -ition | Invite, revolt | Invitation, revolution |
-ing | Build, dance, swim | Building, dancing, swimming |
-ment | Agree, develop | Agreement, development |
-ship | friend | Friendship, partnership |
-hood | brother | Brotherhood, childhood, motherhood |
-ese | China, Japan | Chinese, Japanese |
-ess | Actor, lion | Actress, lioness |
От основы прилагательного или наречия
Суффиксы | Исходное слово | Производное существительное |
-ness | Happy, midly | Happiness, mildliness |
-ty, -ity | Certain, safe, secure | Certainty, safety, security |
2. Образование прилагательных с помощью суффиксов
От основы существительного
Суффиксы | Исходное слово | Производное прилагательное |
-ful | beauty | beautiful |
-less | water | waterless |
-able | comfort | comfortable |
-al | form | formal |
-ic | history | historic |
-y | Mud, rain | Muddy, rainy |
От основы глагола
Суффиксы | Исходное слово | Производное прилагательное |
-ive | Act, effect | Active, effective |
-ant | observe | observant |
-ible | access | accessible |
-able | drink | drinkable |
-ent | persist | persistent |
-ing | excite | exciting |
Составные прилагательные
Существительное + прилагательное | Snow-white |
Прилагательное + прилагательное | Dark-blue |
Наречие +причастие | Well-built |
Прилагательное + существительное (+ суффикс) | Barefooted, bareheaded, black-haired, middle-aged |
3. Образование слов с помощью приставок
Отрицательные приставки
Приставка | Значение, особенности | Производное прилагательное |
Un- | Наиболее употребительная | Unable, untidy, unpleasant, unfriendly |
Im- | Перед буквами m, p | Impossible, immoral, impatient, important |
Il- | Перед буквой l | Illiterate, illegal |
Ir- | Перед буквой r | Irritated, irresponsible, irrational |
In- | очень редко | Inactive, inaccurate, invisible |
Dis- | лишение | Disable, disappointed |
Non- | лишение | Non-profitable |
Mis- | лишение | mistaken |
Другие приставки
Приставка | Значение | Производное слово |
Re- | повтор | Replay, repeat, remake |
Pre- | до | Pre-war, precaution |
Post- | после | Post-war |
ex- | бывший | Ex-wife, ex-president |
En- | Глаголы от существительных | Endanger, enchain |
Over- | Сверх меры | Overcharge, overweight |
Under- | недостаточно | Underpay, underestimate |
sub- | под | Submarine, subdue |
4. Использование латинских и греческих приставок и суффиксов для словообразования
Некоторые латинские и греческие приставки дают нам слова с числами:
Приставка | Значение | Пример |
mono- , uni- | один, единственный | monopoly, unison |
bi-, di-, duo- | два, дважды | bilingual, diagonal, duet |
tri- | три | triangle |
quad-, tetra- | четыре | quadruped, tetrameter |
quin- | пять | quintuplet |
hexa-, sex- | шесть | hexagon, sextet |
sept- | семь | septennial |
oct-, octa-, octo- | восемь | octave, octopus |
nona- | девять | nonagenarian |
dec-, deci- | десять | decimal |
cent-, hec- , hecta- | сто | century, hectare |
kilo- , mil- | тысяча | kilometre, millimetre |
giga- | биллион | gigawatt |
Другие латинские и греческие приставки обозначают количество, размер или градацию:
Приставка | Значение | Пример |
micro-, mini- | маленький | microscope, miniature |
maxi-, mega- | большой, огромный | maximum, megalomaniac |
hyper-, super- | сверх, превыше | hyperbole, superhuman |
sub- | под, меньше | submarine |
ultra- | за, по ту сторону | ultrasound, ultraviolet |
Приставка | Значение | Пример |
ad-, pro- | к, по направлению к | advance, proceed |
retro- | назад | retrospect, retro-rocket |
intra- | внутри | intravenous |
inter- | между, среди | international, intermingle |
extra- | снаружи | extraterrestrial |
equi-, iso- |
одинаковый, равный | equilibrium, isobar |
auto- | сам, без посторонней помощи | autobiography |
homo- | такой же | homonym, homosexual |
hetero- | различный, другой | heterodox, heterosexual |
dia-, per-, trans- |
через, сквозь | diameter, percolate, transport |
pan- | все | panorama |
para- | рядом, бок о бок | parallel, para-medical |
cata- | вниз, прочь | catacomb |
ante-, pre- |
прежде | antenatal, premeditated |
post- | после | posthumous |
tele-, telos- | далеко | telescope |
Следующие латинские и греческие приставки обозначают специфические области человеческой деятельности. Из некоторых примеров видно, что два этих языка до сих пор остаются источниками образования новых понятий в науке, медицине и технологии:
Приставка | Значение | Пример |
аеrо- | воздух | aerodynamic, aerosol |
anthropo- | человек | anthropology |
bio- | жизнь | biology, biography |
eco- | естественная среда | ecology |
electro- | электричество | electronics |
fluor-, fluo- | поток, течение | fluorescent, fluoride |
haemo-, hemo- | кровь | haemorrhage |
neuro- | нерв | neurotic |
optic-, opto- | зрение | optician |
phil- | любовь к | philanthropy |
proto- | первый | prototype |
psycho- | разум | psychology |
pyro- | огонь | pyrotechnics |
socio- | общество | social |
spectro- | взгляд, образ | spectrograph |
techno- | искусство, ремесло | technical, technology |
therm-, thermo- | теплота, жара | thermometer |
Технология развития навыков словообразования
В настоящее время практически все учебные пособия по английскому языку для школы (например, линия учебных пособий с 3-часовой программой ”Spotlight”, линия учебных пособий для школ с 6-часовой программой “Starlight”) содержат упражнения на словообразование. Но их мало, и к упражнениям нет комментариев по технологии выполнения данных заданий. Чаще всего формулировка заданий к упражнениям следующая: образуйте правильную форму слова (глагола) и заполните пропуски. А как это делать, как думать, ничего не сказано.
Нужна разработка целой системы подобных заданий и их включение в учебные пособия. Мы предлагаем следующую технологию обучения навыкам словообразования с целью подготовки к ЕГЭ.
- Учащимся должны быть предложены таблицы с суффиксами и приставками в английском языке.
- Необходимо обратить внимание на то, что определенные суффиксы используются для разных частей речи.
- Рассмотрев приставки, указать, что они имеют различные значения.
- Дать задание на распознавание частей речи (упр. 1, 2 в приложении).
- Рассмотреть группы однокоренных слов и вставить их в пропуски в соответствии с требуемой частью речи (упр. 3, 4, 5).
- Образовать различные слова с помощью приставок, суффиксов, словосложением от основы и вставить в пропуски (упр. 1–11).
- Выполнить задания на словообразование в формате ЕГЭ (упр. 1–6)
- Далее можно переходить к выполнению заданий ЕГЭ.
При выполнении любых заданий на словообразование предлагается следующий путь решения:
- Прочитайте и переведите предложение.
- Подумайте, какое слово пропущено, какая часть речи. Это можно определить по месту в предложении, словам и предлогам, стоящим рядом.
- Если это существительное, то нужно вспомнить суффиксы существительных, единственное или множественное число.
- Если это прилагательное — соответствующие суффиксы, приставки, возможно, отрицательные.
- Если это наречие — суффиксы и приставки.
- Если это глагол — суффиксы глаголов, временные формы, окончания.
- Поставить образованное слово в пропуск и снова прочитать предложение.
Задания на образование разных частей речи с помощью приставки или суффикса
Упр. 1. К какой части речи принадлежат следующие слова ипо каким признакам это можно определить?
Sleepy, photographer, forgetful, argument, thankful, carelessness, classify, modernize, coolness, lifeless, tasteful, formality, speculate, payable, slowness, thoughtfully, federative, entrance, appearance.
Упр. 2. К какой части речи принадлежат следующие слова, и по каким признакам это можно определить?
Correctness, specialize, formality, speculate, monotonous, boyish, brilliance, mysterious, fasten, ceremonious, attendance, instructive, speechless, really, business, incorrect, unfruitful, illness, ninth, television, re-enter, unusual.
Упр. 3. Проанализируйте слова, данные «семьями», и подберите необходимое слово в пропуски.
include, including, included, inclusion, inclusive
1. We were seven … Dan and Patsy.
2. Everyone must follow these rules, you … .
3. Megan’s … in the project helped a lot.
4. Did you … the flight expenses?
5. Our seats are 2-7 … .
Упр. 4. Выберите нужную форму и заполните пропуски.
Travel — travelled, have travelled, will travel, traveler, travelling
- We like … to the southern countries.
- We … to the USA.
- Columbus is a famous … .
- Next summer we … to Bulgaria.
Perform, performing, performer, performance
- It was a wonderful … !
- I never saw Ann … in this play.
- The actors … a wonderful play.
- Mark is a brilliant … .
Adventure(s), adventurous
- We had many … in our trip to Moscow.
- He is a very … person.
Exciting, excitement, excited
- The film was very … .
- We are very … by our future trip.
- I got great … from this film.
Упр. 5. Образуйте с помощью суффиксов и приставок нужные слова и вставьте в пропуски
- Strong — 1. I … recommend you to come. 2. He showed me his …3. I become … every day.
- Fortune — 1. I was … this day. 2. …, we missed the train.
- Attract — 1. She was a very … girl. 2. The place was dirty and …3. I like this popular … .
- Child — 1. I was unhappy in my … . 2. Many … play in the ground. 3. She was very … .
- Act — 1. Reading is an … 3. Many … were taken to improve the situation. 4. She is a great … . 5. Children were … at the lesson. 6. She was lazy and … .
- Participate — 1. We are … of the competitions. 2. … in this concert made me famous.
- Athlete — 1. I like … . 2. He is very … strong.
Задания на образование разных частей речи (развитие навыков словообразования)
Упр. 1. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.
1. Herald Tribune has got a lot of (read).
2. Jim was (help), no one could help him.
3. Ron had a very (pleasant) talk with Mr. Willson, he looked very sad.
4. BBC and CNN work (professional).
5. Comics is a (fun) reading.
6. The flower smells (wonder).
7. I do grammar exercises (regular).
8. Columbus was a great (travel).
Упр. 2. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.
1.(Fortunate) he lost all his money.
2. I stay away from (cruelty) people.
3. I feel (depress) when I am very busy.
4. John is a drug (addiction). He has had this (addict) for several years.
5. Sandra has never felt such (humiliate).
6. What a (fail)! Evidently our team is losing the game.
7. What room (serve) can you offer?
8. It’s often said in newspapers that all people are (equality).
9. I’m talking (serious), stop laughing now!
10. What a wonderful (image) Jane has got! Her story is really beautiful and touching.
11. I’m sorry for (interrupt), but I must deliver this important information.
12. This program is really (entertain).
13. Did he (threat) you? — Oh, no. He just warned me.
14. It was an (forget) concert. The music was live, we enjoyed it a lot.
Упр. 3. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.
1. The kids played (cheer) in the yard.
2. It’s the first time I have been to London, I am a (strange) here.
3. He tried to (concentration), but in vain, the headache was splitting.
4. The Hermitage is a real (treasure) of Russian art.
5. The (quiet) of the house was very unusual, so they decided to enter. At the (enter) they were stopped by an old man.
6. It’s a strange (feel) as if I have been there before.
7. It’s a little (peace) village situated far from the city.
8. Matilda had never had the feeling of (lonely), how could she be lonely if she had lots of books around her.
9. I like Christmas (cheerful).
10. The baby was sleeping (peace) in his crib.
11. Amanda has never spoken a word of (wise), I have never seen such a stupid girl.
Упр. 4. Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.
1. People have made a lot of (discover).
2. Ron is (skill), he can’t do anything.
3. Edwards is a famous (production).
4. Space (explorer) is very important for any country.
5. Americans were the first to (flight) to the Moon.
6. Mary has a very good (memorable), she can learn any poem in 5 minutes.
7. (whole), I understand the topic rather well.
8. (Create) of a spaceship is a very difficult process.
9. We had a very long (argue) about the terms of the experiment.
10. Alice has a deep (know) of Chemistry.
11. The tool was (use) for us, you needn’t have brought it.
12. How did you (achievement) such results?
13. Japan is a (lead) country in developing new technologies.
Задания на словообразование из разных вариантов ЕГЭ
Упр. 1. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.
Greener cars for a greener future
Can you imagine the day when you won’t need to stop for fuel at petrol stations? Or how about 1 … in your own car? Let’s see what Dr Stephen Green, director of Cars of the Future International says. “Well, our job is to design and test cars that don’t cause the environment 2 … . Scientists from all over the world work for the company. These cars don’t run on petrol. They use alternative sources of 3… such as solar power, 4 … or 5 … gas. Of course, they can be very expensive, but we are not the 6… . Last year we presented the results of 7… of our solar car at the conference in Tokyo. We are going soon to start work on a flying car. No more traffic jams, can you imagine it? |
1 FLY
2 POLLUTE 3 ENERGETIC 4 ELECTRICIAN 5 NATURE 6 BEGIN 7 TEST |
Упр. 2. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.
Leo da Vinci
1____ you have already read The Da Vinci Code or seen the film. But who 2____ was Leonardo da Vinci? Well, he was born in 1452 in Italy. He is 3____ for his painting, the Mona Lisa. Da Vinci was also an 4 ____ who designed a helicopter and a submarine before they were invented. Leonardo thought that by 5_______ how each part of a machine worked, he could change them and then put them together in 6 _____ ways. In this way he could improve existing machines or create new ones. He drew his ideas so well that 500 years later his sketches were used for 7_____ perfect working models. |
1 RPOBABLE
2 EXACT 3 FAME 4 INVENT 5 UNDERSTAND 6 DIFFER 7 MAKE |
Упр. 3. Прочитайте связный текст и измените слово в соответствии с контекстом.
Packaging
Products in supermarkets are 1 ___ presented in plastic bags, boxes or trays. People use 2____packaging. But ask yourself what is more important-content or the wrapping? Yes, we do need packaging. It preserves goods, protects them from damages and makes them look presentable for 3____. Most packaging is not 4____. It is dumped in landfills or burnt. This results in more 5____. But supermarkets are now working to cut back — packages become smaller, so 6_____ use less energy to transport them. All this got to do with you, consumer. Choose products that use minimum packaging, it can be 7 ____ You can use glass jars for storing things. 8_____ a lot of people in Europe started sorting rubbish, which reduces the number of landfills as the rubbish is taken to the 9____ factory and a lot of new goods are produced of the recycled materials. |
1 BEAUTIFUL
2 EXCESS 3 CONSUME 4 RECYCLE 5 POLLUTE 6 MANUFACTURE 7 REUSE 8 HOPEFUL 9 RECYCLE |
[links&resources]
1. Каталог образовательных интернет-ресурсов. URL: http://window.edu.ru/
2. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. URL: http://ege.edu.ru/
3. Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы министерства, стандарты, информацию о проведении экзамена. URL: http://www.edu.ru
4. Словообразование в английском языке: суффиксы. URL: http://engood.ru/wordform/angliyskie-suffiksy
5. Уроки английского языка онлайн с «нуля» по темам бесплатно. URL: http://www.homeenglish.ru/uroki_online21.htm
6. Приставки и суффиксы в английском языке. URL: http://engblog.ru/prefixes-and-suffixes