ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Автор: Марина БАЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Понедельник 30 марта 2015Проведение интерактивных занятий, экскурсий, музейных уроков-праздников, уроков Мужества в Дни Воинской Славы, проектно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся возможности для решения практико-ориентированных задач любого уровня сложности. Это именно те навыки, которые помогут в решении задач личностного развития и воспитания школьников.
настроение: деловое
ключевые слова: интерактивный урок, школьный музей, музейные технологии, навыки научно-исследовательской работы
город: Москва
Урок в музее школы помогает учителю создавать дополнительные условия для использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа и обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагога.
Он также дает возможность организовать и провести интерактивные занятия на основе системно-деятельностного подхода к образованию.
Урок в музее школы дает возможность использовать образовательные и воспитательные ресурсы школьного музея, сформировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений. Школьный музей, выполняя дидактическую и воспитательную функции, должен являться итогом коллективных усилий учащихся, родителей и учителей, местом интеграции сведений по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, биологии, краеведению и других предметов. Музей помогает решать задачи комплексного подхода к изучению материалов в условиях реализации интегрированных курсов, через изучение культур, краеведение, правоведение, научно обоснованных аналогий и параллелей. Методы обучения школьников в музее должны служить главному: помочь познать окружающий мир через ценностное отношение к культурному наследию.
Различные музейные технологии дают следующие педагогические возможности для формирования личности:
- Повышение интереса у школьников в целом и к историческим и культурным процессам в частности.
- Приобретение школьниками практических навыков научно-исследовательской работы и опыта экскурсионной работы.
- Повышение познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет им получать большее количество информации, основанной на их реальной деятельности.
Педагог, использующий и организующий образование детей и школьников с применением различных форм музейной технологии, имеет возможность:
а) прибрести новый профессиональный опыт;
б) применить новые методики преподавания, позволяющие пересмотреть свои возможности;
в) глубже и всесторонне вести диагностику обучающихся, что позволяет корректировать индивидуальные и возрастные особенности школьников в реальных условиях.
Все это способствует формированию у детей таких качеств, как социальная активность, высокая ответственность за судьбу Отечества, нравственность, духовность, формирование культуры сохранения и изучения исторического наследия.
Основной целью и содержанием музейных уроков является:
- расширение рамок предметного содержания,
- формирование культуры проектно-исследовательской деятельности,
- привлечение родителей к более активному участию в образовательном процессе,
- сохранение исторического наследия.
Задачи, которые реально и эффективно решаются на уроке иностранного языка в нашем школьном музее «Мы — славяне»:
- Обучающие:
- организация проектной деятельности;
- систематизация языкового материала;
- формирование метапредметных умений;
- развитие коммуникативной компетенции.
- Развивающие:
- развитие познавательной компетенции;
- развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся,
- формирование культуры сохранения исторического наследия славянских народов.
- Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к слову;
- мотивация к учению;
- развитие навыков сотрудничества;
- воспитание ответственного отношения к памятникам народной культуры;
- обмен опытом работы и творческими достижениями учащихся, педагогов и жителей микрорайона на английском языке.
Особое значение в создании и проведении музейных уроков на имеющейся базе имеет их построение с учетом основных идей и принципов музейной педагогики. Это:
- высокий уровень интеграции содержания деятельности музея и школы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
- комплексность в изучении и рассмотрении различных тем;
- личностно ориентированный характер деятельности;
- гуманистическая направленность;
- педагогическая целесообразность.
Как таковой музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса предмета — английский язык — непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в школьный музей.
Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи».
Таким образом, основными направлениями деятельности могут быть:
1) работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
2) развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
3) воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности;
4) создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно;
5) использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.
Основные направления построения музейного урока: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение.
- Информирование — это первая ступень освоения музейной информации, то есть получение первоначальной информации о музее в целом, части его музейной экспозиции по теме урока.
- Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях.
- Развитие творческих начал. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них — возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого кубанского народа.
- Общение — установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются.
Результативность опыта:
- количественный охват субъектов образовательного процесса, участвующих в проведении музейных уроков;
- возросшая мотивация учащихся к предмету «Английский язык»;
- повышение качества знаний учащихся при изучении тем с использованием технологии личностно ориентированной и музейной педагогики;
- рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию традиций родной школы, города.
Можно привести немало конкретных примеров разнообразных форм проектно-исследовательской деятельности учащихся, организованных на базе материалов школьного музея, выполненных учащимися разных ступеней школьного обучения. Например:
Экскурсия в музее школы, описание структуры музея школы на английском языке Дианой Ханиневой, 10 класс. (фото № 1, 2)
«Лучший творец искусства — простой народ», Диана Ханинева, 10 класс.
«Выпускники школы», Кристина Кутина, 3 класс.
«Биатлон заставляет биться мое сердце все сильнее и сильнее» (Об Ольге Зайцевой), Александр Немов, 5 класс.
«Россия начиналась не с меча — она с сохи и плуга начиналась», Андрей Рыжак, 7 класс. (фото № 3, 4)
На конференциях различного уровня выступления наших учащихся не раз получали высокую оценку.
Ученица 11 класса Ханинева Диана. Диплом 3 степени. 2015 г. (фото № 5)
Что же представляет собой музей школы «Мы — славяне» для меня как учителя и для моих учеников?
Музей школы — это огромный и эффективный образовательный ресурс, который можно и нужно задействовать в учебно-педагогической деятельности. Это возможность практико-ориентированных интерактивных и инновационных занятий. Это возможность организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. И все это приносит удовлетворение в применении полученных на уроках английского языка знаний, обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования — в соответствии с требованиями ФГОС.