«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Понедельник 9 марта 2015

В условиях глобализации и информатизации современного общества в XXI веке к образованию предъявляются новые требования. Человек ежедневно сталкивается с огромным количеством информации на разных языках, а в современном обществе возрастает потребность в людях, умеющих воспринять эту информацию и использовать ее в тех или иных целях. Таким образом, возникает необходимость в более целенаправленном обучении чтению на иностранном языке.

настроение: познавательное

ключевые слова: стратегическое чтение, эффективный метод,
органайзер, текст,
универсальная стратегия, Spotlight

город: Мурманск

Сегодня чтение — это не только источник новых слов и выражений, поступающих в словарный запас учащегося, и не только основа его устной речи на иностранном языке как монологического, так и диалогического характера. Чтение рассматривается как источник получения новой интеллектуальной и эстетической информации, который позволяет обогатить личность учащегося и сделать его конкурентоспособным в современном мире.

Good reading is active reading. Хорошее чтение — это активное (деятельное) чтение. Что мы, учителя, делаем для того, чтобы наши ученики успешно справлялись с заданием по чтению? Каждый день учащиеся сталкиваются с множеством текстов, которые кажутся им трудными или необычными, ставят их в тупик. Ученики не могут определить, что важно в тексте. Они практически сражаются с текстом. В этом случае молодым читателям необходимо научиться отделять главную информацию от второстепенной. Педагоги не вправе требовать от учащихся способности быстро определить, какая информация в тексте важна, если они не знают, как будут использовать эту информацию в дальнейшем. Миссия учителя здесь  заключается в том, чтобы поставить перед учащимися цель чтения. Эта цель может заключаться в том, чтобы задать дополнительные вопросы по ходу чтения, найти запрашиваемую информацию или сформулировать свое собственное мнение после прочтения. Когда ученики знают, что нужно найти в тексте, они читают более эффективно, чем когда всё на странице кажется им одинаково важным.

Сегодня в изучении иностранных языков трудно придумать что-то новое, но современные подходы и технологии позволяют увеличить эффективность уже известных методов. В данной статье пойдет речь о зарубежной стратегии обучения работе с текстом (Reading for Meaning strategy). Авторами стратегии являются два влиятельных американских эксперта в области образования и бывшие педагоги Harvey Silver и Richard Strong. Они разработали различные стратегии и стили обучения и описали их в своих книгах.

Что же такое стратегическое чтение? Прежде всего, необходимо сказать о четырёх принципах[1], на которых базируется данная стратегия:

  • Before you get reading get ready. Этот принцип касается как учителя, так и ученика. Задача педагога заключается в выборе текста, представлении его темы. Ученик должен получить мотивацию на чтение от учителя.
  • Read like you mean it. Это фаза активного чтения, когда учащиеся распознают информацию, которая им нужна.
  • Just because you are done reading does not mean you are done reading. Учащиеся отражают знание содержания текста и обсуждают утверждения, данные им перед чтением, и свои ответы  к этим утверждениям.
  • Put reading to use. Учитель дает задание, в котором учащиеся смогут применить идеи, полученные при чтении текста.

Согласно этим принципам работу с текстом можно разделить на три этапа:

I этап: before-reading (учитель представляет тему разговора и предлагает учащимся поработать с органайзером);
II этап: while-reading (учащиеся читают текст и извлекают факты, позволяющие им подтвердить или опровергнуть утверждения в органайзере);
III этап: post-reading (учащиеся обсуждают доказательства, найденные в тексте, и сравнивают со своими личными убеждениями).

Как успешно применить данную стратегию на уроке? Необходимо соблюсти пять простых правил[2]:

1) Внимательно просмотрите материал для чтения в вашем учебнике и определите, где бы вы могли применить данную стратегию. Лучше всего ее использовать при работе с текстом информативного или познавательного характера. Однако авторы стратегии уверяют, что она применима и на литературных текстах.
2) Определите ключевое слово в названии или самом тексте. Просмотрите текст и найдите слова и утверждения, которые могут привести в замешательство учащихся во время чтения.
3) В органайзере к тексту лучше представить утверждения разных типов:

  • лексические, чтобы отработать слова, относящиеся к определенной области знаний;
  • семантические, чтобы обеспечить практику полного и детального понимания;
  • инициативные, чтобы заставить учащихся делать умозаключения;
  • эмфатические, чтобы помочь учащимся выразить чувства, эмоции, мнения, оценки.

4) Подготовьте вопросы о ключевом слове или выражении, которое вы определили для своего урока.
5) Продумайте задание, при выполнении которого учащиеся смогут синтезировать идеи, полученные из текста, и выразить свое личное отношение к ним.
6) А теперь посмотрим, как можно применить данную стратегию на практике на примере текста из рабочей тетради к УМК «Spotlight» О.В. Афанасьевой, Дж. Дули, И.В. Михеевой и др. для 11 класса (текст «Age and criminal responsibility» на стр. 27, Module 3).

Для начала предложите учащимся подумать о понятии «responsibility». Предоставьте им возможность дать как можно больше определений данному слову и поделиться ими с классом. Здесь надежным помощником выступает англо-английский словарь[3], где вы найдёте все интерпретации данного понятия:
the state or job of being in charge of someone or something and of making sure that what they do or what happens to them is right or satisfactory;
a duty that you have to do because it is part of your job or position;
a moral duty to behave in a particular way;
blame for something that has happened.

Предложите учащимся определить, к какой части речи относится данное слово (если имя существительное, исчисляемое или нет). Затем ученики подбирают синонимы к слову «responsibility». Предложите им свои варианты, например:
Duty — a legal or moral obligation.
Obligation — something that you must do for legal or moral reasons.
Undertaking — a promise or an agreement.
Liability — legal responsibility for causing damage or injury, or for paying something.
Pledge — a serious and public promise to do something.

Затем можно предложить подобрать антоним к данному слову (irresponsibility), составить другие части речи и вспомнить фразы и выражения с ним.

Другие части речи: response, responsive, responsible, responsibly, irresponsible, irresponsibly.

Фразы и выражения со словом «responsibility», например:

to be responsible for;
on one’s own responsibility;
a responsibility to do something;
have a responsibility to (towards);
a sense of responsibility;
to take responsibility for (doing)  something.

Так как слово «responsibility» является ключевым на уроке, над ним необходимо провести тщательную работу.

Следующий этап урока — это работа с органайзером[4].

Look at the statements given in the chart and decide if they are true or false:

Statements Proofs from the text
1. Responsibility is the fact that you
were the person who made something bad happen.

Yes                                   No

2. The word ‘mix’ means “to meet
other people in social situations
and talk to them”.

Yes                                   No

3. Committing is a group of people
who represent a larger group or organization and are chosen
to do a particular job.

Yes                                   No

4. Today, child criminals all over the world can’t be responsible for a crime before 16.

Yes                                   No

5. It’s hard to set an age for criminal responsibility.

Yes                                   No

6. You strongly agree that children must be found guilty of serious crimes.

Yes                                   No

Учащиеся работают с органайзером в течение 3-5 минут. Они читают утверждения и выбирают ответ (согласны с утверждением — “yes”, не согласны — “no”).

Затем учитель предлагает ученикам прочитать текст и найти факты, подтверждающие правдивость или ложность утверждений. Они должны занести их во вторую колонку органайзера.

Age and criminal responsibility[5].

In countries around the world, a child must be above a certain age before he can be charged with a criminal offence. This ‘age of criminal responsibility’ varies considerably. For example, in England, children are considered responsible for all illegal acts once they reach the age of 10. In Belgium, individuals are 18 before they reach the age of criminal responsibility. In the USA, it is up to a judge to decide whether or not a child can be held responsible for a crime.

How is an ‘age of criminal responsibility’ decided? Well, roughly speaking, it is taken to be the age when a child knows the difference between right and wrong. Every country agrees that children are not capable of understanding the difference between right and wrong below a certain age. But they strongly disagree on what this age is.

Pinpointing the age at which children have learnt the difference between right and wrong is difficult. For example, how old are children when they understand that something is seriously wrong as opposed to simply naughty? Moreover, how old are children when they are able to understand the consequences of their actions? This is important because the law states that a person must understand the possible consequences of an action in order to be held responsible for it.

In countries like England where the age of criminal responsibility is low, many people argue that it should be raised. They point out that it does not make sense to say that a child is mature enough to be put into an adult prison at the age of 10, but is not mature enough to drive, marry or vote for another 8 years.

By contrast, people who want the age of criminal responsibility to stay low say that raising the age would lead to higher levels of crime. They also argue that a low age of criminal responsibility makes children realize that committing a crime is a serious offence.

Historically, one of the main reasons for introducing an age of criminal responsibility was that severe penalties were handed out for even the smallest of crimes. In medieval England for instance, a person could be hanged for stealing a sheep. As children were also treated in the same harsh way as adults when they broke the law, it was thought necessary to protect them from inappropriate punishments.

Today, even in countries with a low age of criminal responsibility, it is rare for a child to be tried in an adult court. What is more, a child found guilty of a crime will rarely be sent to an adult prison. Most countries have realized that if a child goes to an adult prison and mixes with adult criminals, not only will he be physically unsafe, but he will likely leave prison with an increased criminal knowledge. And the aim of most countries is to try to turn a child away from a life of crime.

После чтения текста органайзер может быть заполнен следующим образом:

Statements Proofs from the text
1. Responsibility is the fact that you were the person who made something bad happen.

Yes No

— Criminal responsibility.
— Children are considered responsible for all illegal acts once they reach the age of 10.
2. The word ‘mix’ means “to meet other people in social situations and talk to them”.

Yes No

— If a child goes to an adult prison and mixes with adult criminals, not only will he be physically unsafe, but he will likely leave prison with an increased criminal knowledge.
3. Committing is a group of people who represent a larger group or organization and are chosen to do a particular job.

Yes                                     No

— Committing a crime is a serious offence.
4. Today, child criminals all over the world can’t be responsible for a crime before 16.

Yes                                     No

— In England, children are considered responsible for all illegal acts once they reach the age of 10.
— In the USA, it is up to a judge to decide whether or not a child can be held responsible for a crime.
5. It’s hard to set an age for criminal responsibility.

Yes No

— Every country agrees that children are not capable of understanding the difference between right and wrong below a certain age. But they strongly disagree on what this age is.
6. You strongly agree that children must be found guilty of serious crimes.

Yes No

Собственное мнение учащегося.

Последний этап урока — это сравнение содержания текста с личными взглядами на проблему, сопоставление прочитанного с внутренними убеждениями учащегося. В колонку для доказательств каждый выбирает из текста факт, убеждающий в правильности данного утверждения или своего личного ответа. Таким образом, учащиеся разворачивают дискуссию.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам написать небольшую статью о том, что они узнали и выразить свою точку зрения по проблеме, затронутой в тексте.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что Reading for Meaning — это универсальная стратегия[6]. Ее можно применять не только на уроках английского языка, но и математики, литературы, химии, истории, физики и др. Эта стратегия помогает развивать у учащихся такие универсальные учебные действия, как постановка цели, планирование, выдвижение гипотезы, анализ, сравнение и т.д. Учащиеся учатся контролировать, корректировать и оценивать свои действия, т.е. регулировать их.

Для более эффективного обучения учитель должен постоянно обновлять набор стратегий, методов и подходов, используемых в работе, помогать своим ученикам стать хорошими читателями, мыслителями и собеседниками. Американский учитель Nancy Spaniak высказалась о стратегии так: «Reading for Meaning helps students learn from their textbooks while it prepares them to learn for life».

[links&resources]

[1] Teaching Styles & Strategies. Silver H., Strong R. — Thoughtful Education Press, 2003.
[2] Reading for Meaning. Thoughtful classroom portfolio series. — Silver Strong & Associates. — Thoughtful Education Press, 2005.
[3] English dictionary for advanced learners. — Macmillan, 2011
[4] Sample lessons: Reading for Meaning. — Thoughtful Education Press, 2006.
[5] Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В.  и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Spotlight–11». — М.: Просвещение, 2009.
[6] www.thoughtfuled.com

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.