ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Автор: Светлана РЯБЧИНСКАЯ | Рубрика: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ Вторник 21 июля 2015
В настоящее время много говорится о необходимости четкого определения основных направлений развития общего образования, основанных на Стандарты II поколения. Современное общество предъявляет системе образования определенные требования, которые касаются различных аспектов жизни: социально-экономических, нравственных и духовных.
В связи с этим разрабатываются различные программы, в основе которых одним из главных направлений является развитие системы поддержки одаренных, талантливых детей.
Currently, a lot of talk about the need for a clear definition of the basic directions of development of education, standards-based II generation.
Modern society imposes certain requirements of the education system, which relate to various aspects of life: social, economic, moral and spiritual.
In this regard, it developed a variety of programs based one of the main areas is the development of support for gifted and talented children.
настроение: позитивное
ключевые слова: одаренный, талантливый, исследование, проект, урок
город: Москва
В настоящее время много говорится о необходимости четкого определения основных направлений развития общего образования, основанных на Стандарты второго поколения. Современное общество предъявляет системе образования определенные требования, которые касаются различных аспектов жизни: социально-экономических, нравственных и духовных.
В связи с этим разрабатываются различные программы, одним из главных направлений которых является развитие системы поддержки одаренных, талантливых детей.
Одаренный ребенок — это ребенок, который отличается своими яркими, выдающимися способностями в различных областях знаний, в том числе и в изучении иностранного языка. Задачей учителя становится выявление таких детей. Этому способствуют различные диагностики, дифференцированные задания. Немаловажной задачей является организация работы по развитию предметных и метапредметных умений ученика как на самом уроке, так и вне его. Именно учитель должен создать все условия для оптимального развития ребенка, поддерживать его и способствовать дальнейшему развитию его таланта.
В настоящее время к выпускникам выдвигаются очень высокие требования: они должны не только владеть определенным багажом знаний, но и уметь самостоятельно ставить и достигать определенные цели. Учитель должен показать школьникам, как искать пути для достижения поставленных целей, прогнозировать и предупреждать возможные ошибки в процессе своей деятельности. Выпускник должен уметь адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, а также на изменения в окружающем мире, используя полученные в процессе обучения знания и опыт.
Выявлению и поддержке одаренных детей способствует приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности по иностранному языку. Этот вид деятельности помогает развивать индивидуальные способности ученика, формировать у него прочные знания и умения, способствует развитию межличностных и социальных отношений.
Исследовательская деятельность возможна как в коллективе, так и индивидуально. Во время урока можно предложить детям принять участие в краткосрочных проектах. При этом надо учитывать, что главное для успешного исследования — это умение четко сформулировать задачи (поиск информации по теме исследования, анализ, выбор пути исследования и т. д.). Как правило, ученики с большим удовольствием включаются в такую игру. Такие мини-проекты мотивируют учащихся, развивают интерес к предмету, развивают умение планировать, прогнозировать, корректировать, работать в группе, способствуют овладению познавательными учебными действиями. Предполагается, что в дальнейшем учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблемы, определять способы их решения. Для укрепления интереса к мини-проектам можно использовать такой прием: ученики получают не всю информацию (в тайне остаются, например, какие-то исключения из правил). Учащиеся должны их обнаружить при сопоставлении своих результатов с теоретическими сведениями учебника, что будет, в свою очередь, способствовать не только умению анализировать и сопоставлять, но и развивать навыки поиска и отбора необходимой информации. Через мини-проекты есть возможность выйти на более широкие темы.
Очень широко используется исследовательская работа во внеурочной деятельности, когда, вовлекая учеников в эту работу, учитель старается помочь им реализовать свой талант.
Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность допускает работу творческих группах (4–5 человек). При этом создаются следующие группы:
- техническая: занимается набором текстов на компьютере, сканированием, пересылкой материалов по e-mail;
- информационная: занимается поиском и представлением необходимой информации;
- творческая: оформляет материал в нужной форме.
Всю работу ученики собирают в электронный альбом, который используют на уроке.
Чтобы достигнуть хороших результатов, необходимо проводить работу по следующим этапам:
- Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта.
- Выдвижение гипотез по решению проблемы и планирование деятельности по реализации проекта.
- Сбор информации, оформление проекта.
- Изготовление и оформление продукта.
- Выбор формы презентации, ее подготовка.
- Презентация.
- Рефлексия.
Также необходимо подчеркнуть, что одним из важных моментов в работе над проектом является четкое определение срока их выполнения.
Опыт показывает, что описанный тип работы с одаренными, талантливыми детьми очень эффективен, вызывает много положительных эмоций у ребят, способствует развитию их творческого потенциала. У учеников появляется возможность защищать свой проект на разных уровнях: в классе на уроке, на общешкольной конференции, принимать участие в различных конкурсах проектно-исследовательских работ окружного, регионального, всероссийского и международного масштаба.
А это значит, что учащимся придется выступать перед незнакомой аудиторией, преодолевать психологический барьер, уметь привлечь внимание к своей работе, заинтересовать, справиться с волнением. Это требует определенных усилий, но полностью оправдывается конечным результатом, ведь любое открытие — это радость.
[links&resources]
1. Пичугина В. А. «Научно-исследовательская деятельность как способ развития одаренности в условиях внеурочного образования» URL: http://mimc.org.ru/docs/doc_download/528
2. Хуторской А. В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» — М., 2000г.