«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Четверг 6 августа 2015


Иностранные языки прочно вошли не только в сознание современного человека, но и в культурное пространство совместного бытия людей. Овладение иностранным языком как средством общения становится мощным стимулом развития современного человека. Одной из приоритетных задач НОО становится организация работы по развитию у учащихся навыков диалогической речи.

настроение: деятельностное

ключевые слова: диалогическая речь, диагностика, ФГОС, обучающая деятельность

город: с. Шелаболиха, Шелаболихинский р-н, Алтайский край

Современное общество немыслимо без широких интернациональных контактов, а английский язык все более укрепляет свой статус языка международного общения. Овладение иностранным языком становится мощным стимулом для развития современного человека.

Обучение иностранному языку и овладение им являются неотъемлемой частью образовательного процесса. При этом овладение новым языком обеспечивается тем, что целенаправленный учебный процесс приближен к условиям реального использования языка.

Большинство детей легко и естественно решают сложную задачу овладения родным языком. Овладение же английским языком часто представляет значительную проблему. Решением  является разнообразная, постоянно усложняющаяся  деятельность, в ходе которой учащиеся решают проблемы общения на английском языке.

Первоочередной задачей учителя является создание языковой среды,  то есть введение учащихся в мир английского языка и культуры. Языковая среда — основное средство и условие коммуникативно-ориентированного обучения. В условиях ФГОС  обучение английскому языку осуществляется за пределами естественной языковой среды. Создание языковой парасреды в реальном образовательном процессе в состоянии положить начало формированию картины мира, помочь ребенку научиться правильно строить свое поведение. Создание языковой парасреды выступает как решающее условие для формирования коммуникативной компетенции. При этом важно, чтобы у учащихся сформировалось положительное восприятие английского языка и желание общаться на английском языке.

На начальном этапе обучения учащиеся легко запоминают новые слова и фразы. Главная их проблема — как найти ответ на заданный вопрос.

«Колесо» общения олицетворяет диалогическое единство, на котором держится разговор. Диалогические единства состоят, как правило, из вопроса и ответа, но они могут состоять и из двух повествовательных предложений или двух вопросительных. Учащимся  в первую очередь необходимо научиться эмоциональному, информационному, деловому (игровому) общению.

Обучающая иностранному языку деятельность направлена на необходимость использования большего количества игр при обучении детей младшего школьного возраста диалогической речи. Цель деятельности учителя — создать условия для развития навыков диалогической речи на занятиях по английскому языку у учащихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС. При этом ожидаемые результаты для учащихся — это:

  • значительное увеличение словарного запаса учащихся, объема диалога, грамматической и лексической вариативности речи;
  • адекватная реакция на реплики собеседника при ведении диалога на английском языке;
  • улучшение интенсивности речевой практики (увеличение количества используемых фраз, частота их употребления, применение знаний в соответствующих ситуациях);
  • умение использовать приобретенные знания на занятиях в школе, в различных жизненных ситуациях.

Мерой оценки ожидаемых результатов является степень повышения уровня развития диалогической речи, а также эффективность различных видов игр, в том числе ролевых, в развитии диалогической речи, высокая диалогическая культура речи.

Контроль  за ходом учебного процесса играет важную роль в обучении английскому языку. Он дает возможность оценить учебную деятельность каждого учащегося в отдельности и всей группы в целом, а также позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебного процесса на основе полученной информации.

Цель проведения диагностики — определение  уровня знаний, умений и навыков овладения диалогической речью.

Диагностика проводится в три этапа:

  • 1 этап — начальный;
  • 2 этап — промежуточный;
  • 3 этап — итоговый.

Уровень знаний, степень овладения умениями диалогической речи может быть:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

При проведении диагностики методом наблюдения учитываются следующие аспекты:

  1. умение начать и закончить разговор, то есть поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, ответить на прощание или предложить вместе совершить какое-либо действие, а также выразить просьбу или пожелание;
  2. умение внимательно слушать и адекватно реагировать на высказывание педагога или одного из учащихся;
  3. умение запросить информацию, то есть правильно задать вопрос и ответить на него кратко или полно;
  4. умение выразить согласие или отказ от выполнения действий;
  5. умение побудить к выполнению действия;
  6. умение  выразить радость или неудовлетворение;
  7. умение учащегося соблюдать культуру общения в речевом поведении, то есть не перебивать собеседника;
  8. умение импровизировать при составлении диалога;
  9. умение правильно реагировать на установки педагога по организации занятия и проведению различных игр.

При проведении диагностики успешности учащихся в овладении диалогической речью на английском языке  учитывается следующее:

    1. Объем словарного запаса по изученным темам.

Оценка проводится на всех этапах диагностики. Задание направлено на определение объема словарного запаса учащихся. Оценка объема словарного запаса может проводиться в игровой форме, устно или письменно. Например, можно предложить ученикам назвать или написать как можно больше слов и выражений по одной из изученных тем.

Низкий уровень: словарный запас небольшой, вызывает затруднения при использовании в речи.

Средний уровень: словарный запас достаточный, но некоторые слова вызывают затруднения.

Высокий уровень: учащийся владеет большим словарным запасом, свободно использует лексику в своей речи.

    1. Умение составлять диалог по заданной модели.

Оценка проводится  на всех этапах диагностики. Учащимся предлагается одна из моделей диалога как образец для составления собственного. Модели диалогов могут быть предложены устно или письменно (по карточкам). На карточках предлагаются не только модели диалогов, но и слова для подстановки.

Примерные образцы моделей диалогов:

1. — Good morning!
— Hi!
— My name is Tom.
— My name is Brenda.

2. — Hi, Bob!
— Hello, James! How are you?
— I’m fine, thanks, and you?
— Not bad, thank you.
— What’s your job?
— I’m a teacher.
— I’m a teacher, too.

Низкий уровень: ребенок не может полностью составить диалог по заданной модели, упускает некоторые фразы, допускает ошибки при подстановке своих  фраз.

Средний уровень: ребенок справляется с задачей по составлению диалога по заданной модели, допуская незначительные ошибки при подстановке своих фраз.

Высокий уровень: ребенок полностью справляется с задачей по составлению диалога, без труда подставляя свои фразы в заданную модель.

  1. Умение составлять диалог по заданной ситуации.

Оценка по данному критерию проводится на втором и третьем этапах диагностики. Задание направлено на проверку умения поддерживать беседу, владеть ситуацией общения. Детям предлагается обсудить предложенную ситуацию в пределах изученного материала по карточкам.

Данное задание предназначено для детей второго и третьего года обучения. На втором этапе учащимся можно предложить для примера список слов, которые могут быть использованы при составлении диалогов.

Низкий уровень: ребенок с трудом поддерживает беседу, дает краткие ответы, не высказывает своей точки зрения.

Средний уровень: ребенок поддерживает беседу, но ему требуется длительное время, чтобы дать ответ или задать вопрос.

Высокий уровень: ребенок свободно поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения по вопросу обсуждения, активно использует в своей  речи весь изученный лексико-грамматический материал.

Примерные ситуации для составления диалогов

    1. Утром в школе поздоровайтесь с Аней. Спросите, как она поживает. Аня отвечает, что хорошо.

Key: — Hello, Ann. How are you?
— I’m fine, thank you.

    1. Олегу купили новый портфель. Спросите его о цвете портфеля. Олег отвечает, что он….

Key: — What colour is your new bag?
— It’s…….

    1. На вашем в столе в классе лежит чья-то ручка. Спросите, чья она. Катя отвечает, что это ее ручка.

Key: — Whose pen is this?
— Oh, it’s my pen.

    1. Вы спрашиваете, что сегодня вечером по телевизору. Вам отвечают, что не знают, и предлагают посмотреть программу.

Key: — What’s on television tonight?
— I don’t know. Look at the programme.

    1. Спросите далеко ли отсюда библиотека. Вам отвечают, что библиотека находится за углом.

Key: — Is the library far from here?
— No, it’s round the corner.

Диагностика успешности  овладения умениями диалогической речи на английском языке

№ п/п Фамилия, имя ребенка Лексический запас по изученным темам Составление диалога по модели Составление диалога по заданной ситуации Общий уровень
           
           
           

Составление диалогов по заданной ситуации является итоговой работой учащихся после изучения темы по учебному плану. Объем диалога и его наполненность лексическими единицами зависит от уровня знаний, умений и навыков учащихся.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.