ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ФГОС НОО
Автор: Анастасия ЛОМОВЦЕВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Пятница 16 октября 2015Современные образовательные стандарты подразумевают активное использование разнообразных приёмов и технологий. Одной из самых эффективных является технология игры, так как во время игры дети учатся легче и непринуждённо познают мир. Здоровье – главное богатство, поэтому его надо беречь с самого раннего детства.
Modern educational standards presuppose an active use of different methods and techniques. One of the most effective techniques is gaming technique, because during a game children learn easier and get to know the world without any difficulties. Health is the most important thing so we should take care of it since childhood.
настроение: рабочее
ключевые слова: ФГОС, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии
город: Сергиев Посад, Московская область
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. образовательные учреждения Российской Федерации переходят на работу по новым образовательным стандартам. Одним из важных компонентов ФГОС НОО является здоровьесберегающий элемент [10].
Данное нововведение вступило в силу по причине того, что в современных условиях детский организм попадает под воздействие множества негативных факторов, что приводит к неизбежному ухудшению здоровья ребенка [2]. Одним из таких факторов является «школьный стресс», источником которого может быть адаптация младших школьников к новой обстановке в целом и новым учебным предметам в частности. Так, изучение иностранного языка может вызывать сложности в силу многих причин. Во-первых, ребенок попадает в чуждую лингвокультурологическую среду и знакомится с еще одной языковой картиной мира. Во-вторых, достаточно часто проблема состоит в том, что в семье ребенок не получает необходимой помощи при изучении иностранного языка, что связано с недостаточным уровнем знаний в этой области членов его семьи. Однако изучение иностранных языков становится неотъемлемой частью образования https://testosteron-tillskott.se, так как психологами давно доказано, что у учеников младшего школьного возраста хорошо развита долговременная память, поэтому информация, усвоенная на данном этапе, запоминается надолго [9].
В свете вышеупомянутых проблем при планировании урока в общем и урока для младших школьников в частности следует обращать особое внимание на использование здоровьесберегающих технологий. Для начала следует рассмотреть, что подразумевается под здоровьесберегающими технологиями. «Здоровьесберегающие технологии в образовании — это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования» [3].
Н. К. Смирнов в своей работе «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» выделяет три разновидности здоровьесберегающих технологий, применимых в образовании:
- Организационно-педагогические технологии, которые регламентируются требованиями СанПиНа.
- Психолого-педагогические технологии, которые применимы непосредственно на уроке и связаны с воздействием самого учителя на учеников.
- Учебно-воспитательные технологии, которые используются во время внеурочной работы при пропаганде здорового образа жизни.
Учитель-предметник на своих уроках должен использовать психолого-педагогические технологии. Данные технологии могут реализовываться в виде физкультминуток, которые являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока. Н. К. Смирнов выделяет несколько условий правильной организации физкультминутки, одним из которых является положительная эмоциональная направленность деятельности. Очередным элементом психолого-педагогических технологий является творческий характер образовательного процесса. По Н. К. Смирнову, включение ребенка в творческий процесс не только сообразно его природе, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, а также способствует достижению цели школы — развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления [7].
Творческий процесс урока немыслим без применения игровых технологий. Само понятие «игровые педагогические технологии» сосредотачивает в себе широкую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые отличаются от игр в общепринятом смысле тем, что обладают поставленной педагогической целью и соответствующим результатом педагогической направленности. На уроках игровая деятельность может быть применена следующим образом: в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, в качестве элементов более обширного звена, в качестве урока или одной из его частей, в качестве технологий внеклассной работы [5].
В своей статье «Игра в обучении иностранному языку» Т. М. Максимова предлагает следующую классификацию игр, применяемых на уроке иностранного языка:
- Фонетические.
- Для работы с алфавитом.
- Орфографические.
- Лексические.
- Грамматические.
- Для обучения чтению.
- Для обучения аудированию.
- Для обучения монологической речи.
- Для обучения диалогической речи.
- Подвижные игры.
Г. И. Шайметова в статье «Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку» выделяет две большие категории игр: языковые и речевые. Языковые, в свою очередь, объединяют в себе несколько видов игр:
- Грамматические, целью которых является научение правильному употреблению речевых образцов и развитие речевой активности.
- Лексические, которые помогают отработать и активизировать изученный лексический материал и развить речевую реакцию учащихся.
- Фонетические игры, помогающие отработать произношение изучаемого языка и сформировать навыки фонетического слуха.
- Орфографические игры, которые своей целью имеют отработку правильного написания иноязычных слов. Эти игры не только улучшают правописание учащихся, но и, наравне с лексическими играми, способствуют закреплению лексики.
- Аудитивные игры позволяют развить слуховую память учащихся, научить их выделять главное в потоке информации и развить умения восприятия иноязычной речи на слух.
На стыке двух важных компонентов ФГОС НОО (здоровьесберегающего элемента и игровых технологий) рождается идея их объединения в одно целое и реализацию через организацию физкультминуток на уроках английского языка с использованием игровой деятельности как возможности закрепления необходимого языкового материала. На первый взгляд может показаться, что подобное осуществимо только при изучении глаголов на иностранном языке, однако это не так. Приведем несколько примеров.
При изучении лексики, обозначающей цвета, ученикам может быть дано задание найти в классе цвет, названный учителем, и указать на него. В результате дети не только тренируют навыки понимания иноязычной речи на слух, отрабатывают языковые единицы по заданной теме, но и двигаются, что немаловажно при реализации здоровьесберегающих технологий на уроке.
При изучении названий животных ребятам предлагается изобразить животное, название которого они услышали. Таким образом, помимо навыка понимания иностранной речи и отработки лексического материала, дети раскрывают в себе творческий потенциал. Это позволяет им раскрыться как личности, так как при подобном подходе контроль знаний учащихся происходит без их непосредственного осознания этого, и дети не чувствуют напряжения, присущего им в ситуации, когда их знания подвергают оценке.
Такие физкультминутки позволяют изучать и закреплять не только лексические единицы, но и грамматические категории. Например, при изучении неисчисляемых и исчисляемых существительных можно дать ученикам задание поднимать правую руку, если учитель называет исчисляемое существительное, и левую, если неисчисляемое. Подобная система работы практикуется достаточно часто, но сигнальной системой являются разноцветные карточки. Аналогичным способом можно отрабатывать использование артиклей, разницу между двумя временами, образование форм глагола в рамках одного из времен английского языка. Если необходим выбор из более чем двух вариантов ответа, то можно добавить дополнительные действия, например, поднять сразу две руки или поднять ногу; в данном случае все зависит от фантазии учителя, размеров помещения, в котором проводятся занятия, и наполняемости групп.
В заключение стоит отметить, что игра как способ ненавязчивого обучения и контроля является мощной технологией, дающей значительные результаты. Игра в той или иной мере должна быть использована на уроках как можно чаще в силу то, что она гарантирует эффективность учебного процесса. Единственное, о чем стоит помнить при использовании игровых технологий, — это правильная организация игровой деятельности на уроке иностранного языка.
[links&resources]
1. Азарова М. С. Игровые технологии как условие социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов // Среднее профессиональное образование, 2009. — № 10.
2. Быков Е. В. Интеграция образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2009. — № 4.
3. Маджуга А. Г., Салимова Р. М., Косцова С. А., Гилязитдинова Э. У., Хакутдинова С. Р. Таксономия здоровьесберегающей педагогики // Здоровье и образование в XXI веке, 2014. — № 4.
4. Максимова Т. М. Игра в обучении иностранному языку // http://www.isuct.ru/konf/antropos/section/4/maximova.htm
5. Рысбаева С. А., Жунусова П. О., Бедишева З. О., Саухамбаева Г. А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте // Успехи современного естествознания, 2014. — № 3.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. — С. 206
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М. : АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
8. Харисов Ф. Ф., Харисова Л. А. Оценка здоровьесберегающих образовательных технологий в системе общего образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2012. — № 2.
9. Шайметова Г. И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку // ФӘН-Наука, 2011. — №3.
10. минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf